Цель урока:
- Образовательные: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками растений и животных
- Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
- Воспитывающие: Вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать аккуратность.
- Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознание основных моральных норм поведения.
- Регулятивные: постановка учебной задачи, умение понимать действия при изучении учебного материала, самоконтроль.
- Коммуникативные: навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, способы взаимодействия.
Тип урока – изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы:
- наглядный (использование ЭОР, муляжей, таблиц, карточек)
- словесный (обсуждение в группах)
Необходимое техническое оборудование: проектор, ПК, муляжи грибов, таблицы “Шляпочные грибы”, рисунки с изображением грибов, карточки с заданиями.
Ход урока
Очень важно не перестать задавать вопросы.
Любопытство не случайно дано человеку.
Альберт Эйнштейн
1. Организационный блок (1 мин).
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, воспринимаем,
Ни минутки не теряем.
Все сейчас запоминаем!
2. Мотивационный блок (3 мин)
Учитель загадывает загадку, а учащиеся отгадывают
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)
Сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить. Правильно, о грибах. Итак, как звучит тема нашего урока? Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока. Что нам сегодня предстоит выяснить? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения.
3. Информационный блок (8 минут)
Когда мы говорим о грибах, что вам представляется в это время? Какие грибы вы знаете? (Дети отвечают). Подосиновики, подберезовики, сыроежки, лисички и т. д. Все правильно, вы назвали шляпочные грибы, но надо сказать, что есть еще и другие. Например, плесень на хлебе, дрожжи, которые мы добавляем в тесто – это тоже грибы. Их изучением занимается специальная наука - микология с греч. микос - гриб .Грибы разнообразны по форме, размерам и функциями, которые они выполняют в окружающей природе. Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.
Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Грибы выделяют в отдельное царство, это одна из самых больших групп организмов. Вспомните, к какому надцарству они относятся? (Дети отвечают) Эукариот. Что это значит?
Как вы думаете, почему грибы выделяют в отдельное царство? Почему о грибе говорят: “Это не растение и не животное – это то и другое”? Вам предстоит это выяснить с помощью учебника.
Задание: заполните таблицу
Признаки грибов, сближающие их с растениями | Признаки грибов, сближающие их с животными |
На выполнение задания учащимся дается около 3 минут. Двое учеников отвечают устно, а остальные дополняют их ответы. Учитель дополняет и исправляет ошибки.
4. Аналитический блок (10 мин).
А сейчас вы разделитесь на 2 группы и будите работать с текстом учебника параграфа 13. Группы получают задания – карточки. Первая – изучает строение грибов и отвечает на вопросы. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? Чем образовано строение гриба? Выполните задание 3 стр.37-38 в рабочей тетради.
Вторая – изучает питание грибов. Как питаются грибы? На какие группы по способу питания делятся грибы? Свой ответ изобразите в виде схемы или заполните таблицу в рабочей тетради на стр.38-39.
Через 5 минут каждая группа представит свой ответ, а учитель в это время демонстрирует ЭОР.
- 1 группа – рассказ учащихся. Учитель корректирует, уточняет, задает вопросы.
- 2 группа – рассказ и демонстрация схемы питания грибов. Учитель корректирует, задает вопросы, демонстрирует свою схему.
Физкультминутка: ученики выполняют упражнения: наклоны, повороты, ходьбу (1 мин).
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. Оценочный блок (10 мин).
1. Что мы сегодня узнали о грибах?
2. Тестовое задание. Выполняют по компьютеру.
1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:
- способны к фотосинтезу,
- питаются готовыми органическими веществами,
- поглощают пищу путем всасывания.
2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется:
- мицелий,
- плодовое тело,
- микориза
3. Грибы размножаются ...
- спорами
- семенами
- частью стебля
4. Грибы выделяют в
- род
- семейство
- царство
5. Плодовое тело шляпочного гриба образовано
- шляпкой и мицелием
- ножкой и мицелием
- шляпкой и ножкой
3. Разгадай кроссворд
1. Вещество, образующее наружные покровы у членистоногих.
2. Нитевидные структуры в один ряд клеток, образующие тело гриба.
3. Способ питания животных клеток.
4. Способ размножения грибов.
5. Запасное питательное вещество клеток грибов.
6. Организмы, питающиеся живой органикой.
7. Организмы, питающиеся органикой мёртвых существ.
8. Способ питания растительных клеток.
9. Запасное питательное вещество у растений.
6. Рефлексия (3 мин).
По результатам урока оцени уровень твоей работы.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание(комментирование), выставление оценок за урок.
Параграф 12, индивидуальное задание на выбор:
1) подготовить презентацию “В царстве грибов”
2) сообщение о плесневых грибах
3) сообщение о съедобных и ядовитых грибах с рисунками
4) сказка собственного сочинения по теме урока.
Приложение
Грибы-хищники
Среди “диких” грибов есть прекрасные охотники! Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в “голодное время”, “промышляют” таким образом. Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая “мясная” добавка служит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота.
А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобретательности при ловле добычи: протистов, коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как у паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!
У грибов-хищников образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.
Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нем от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил еще в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин, с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующими на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты. Его внимание привлек гриб артроботрис (Аrthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами. Воронин стал наблюдать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что кроме обычных гиф на отдельных нитях образуются петли – появляясь одна за другой, они образуют целые сети. Такого он еще не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются? Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX в. (Материал взят из экспериментального учебника для VII класса Ю.В. Малеевой.)