Тема урока: "Сказочно-былинный жанр". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Раздел II. Виды и жанры изобразительного искусства.

Тему урока предлагается определить обучающимся по окончании изучения новой темы и выбрать эпиграф.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить обучающихся со сказочно-былинным жанром;
  • Развивающая: развивать навыки визуального восприятия, творческих и аналитических способностей; соответствующие компетенции
  • Воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, уважение к историко-культурному наследию, приобщать к истокам отечественной культуры.

Оборудование урока:

Информационно-репродукционный материал. (Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной живописью.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 24 с. + 11 цв. ил.; Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир волшебства и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16 с. + цв. ил.; Видеофильмы: «Сказка о царе Салтане…», «Снегурочка», «Илья Муромец»); творческие работы обучающихся;
интерактивное оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка д/з творческих работ «Автопортрет»

Представляется экспресс-выставка «Автопортрет», обучающимися дается самооценка
Предлагая вопросы, учитель переходит к изучению нового материала

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

– Какие виды искусства нам с вами известны?
– С какими жанрами мы с вами уже знакомы?

III. Изучение новой темы урока

Учитель: Со сказками мы встречаемся в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки сказочников-писателей, сказочников-художников. На уроке мы с вами совершим путешествие в мир чудес, где познакомимся с особым жанром изобразительного искусства.

Два ученика работают в Интернете по поиску информации.
– Что такое сказка.
– Что такое былина.
Информация из интернета подтверждает данные понятия, которые предложили остальные обучающиеся в ходе беседы с учителем и с одноклассниками
Обучающимся предлагаются вопросы перед просмотром Презентации (слайд-шоу) «Путешествие в мир сказки». Просмотрев слайд-шоу, обучающиеся должны ответить на поставленные вопросы.
– Какие виды искусства вам встретились?
– Какие жанры изобразительного искусства вам встретились
– С какими художниками-сказочниками вы встретились?
– С какими народными сказками и их героями вы встретились?
– С какими писателями-сказочниками и героями их книг вы встретились?

После работы с вопросами учитель дает задание:

– выбрать эпиграф к уроку:
«…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С. Пушкин;
«…Через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа!» А.Н. Толстой;
«…Сказка не ведает преград ни во времени, ни в пространстве!» К.Г. Паустовский
и определить тему урока («Сказочно-былинный жанр», «Волшебный мир сказки», «Путешествие в сказку» и др.).

Физкультминутка (передать движения сказочных героев (кикиморы, лебедя, медведя…)

IV. Закрепление изученного материала

Индивидуальное творческое задание.
Написать стихотворение по указанному алгоритму к репродукции сказки, которую предлагается обучающимся достать из волшебного туеска: (Я вхожу в мир…)

Продолжи стихотворение

Я вижу…
Я слышу…
Я дышу…
Я ощущаю…
Я чувствую…

(Репродукцию-открытку – из туеска)

Викторина (Приложение 1)

Анализ (по указанному алгоритму) одной из картин-репродукций по выбору (В. Васнецов «Витязь на распутье» и М. Врубель «Царевна-Лебедь»)

V. Подведение итогов

Итак, сегодня мы потрудились хорошо. На протяжении всего урока обучающиеся заполняли индивидуальные рабочие листы, где в конце давали себе самооценку (Приложение 1)

Рефлексия

Составление цветовой гаммы по впечатлениям об уроке

VI. Д/з:  Творческое задание. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.

По желанию сделать презентацию по теме «Сказочно-былинный жанр» – используя иллюстрации Юрия Васнецова, Рериха, Васильева и др. художников-сказочников

Используемая литература:

1. Билибин И. Коллекционноя серия. Русские народные сказки. – М.: Московская типография гГознака, 1994.
2. Васнецов В. М. Коллекционноя серия. «Духовное наследие». – Калининград «Янтарный сказ», 1998.
3. В мире сказки. Произведения русских и советских художников. Комплект открыток. – Ленинград: Издательство «Аврора». 1987. 16 с.
4. Воронцов Д. Д., Маслов А. П. Русское искусство (в вопросах и ответах). Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. 1997. С. 186-187.
5. Дом-музей В. М. Васнецова. Комплект открыток. – М.: Издательство «Планета». 1983. 12 с.
6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие. Младший возраст, средний возраст, старший возраст. – М.: «Просвещение» 1999.
7. Иванова Ю. А. Васнецов. (Детский музей. Русская живопись). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. 32 с.
8. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 1999. С. 150-167.
9. Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (Большое искусство – маленьким). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 24 с. + 11 цв. ил.
10. Мировая художественная культура. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова. – М.: Издательство «Интербук», Изд дом «Новый учебник». 2002. С. 36-41, 166-214.
11. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре…/ Сост. В. Аникина. – М.: Художественная литература, 1994. С. 5-400, 466-524.
12. Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир волшебства и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16 с. + цв. ил.
13. Порудоминский В. И. Врубель. (Детский музей. Русская живопись). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. 32 с.
14. Рапацкая Л. А. Художественная культура России: От Древней Руси к золотому веку:. Учеб. Пособие. – М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 200. С. 3-19.
15. Русская сказка. Набор открыток. – М.: Государственная Третьяковская галерея. ЧП «Пожарская». 14 с..
16. Сказочные герои. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М.: Издательство ООО «Книголюб», 2000. 16 с.
17. Сказочный мир Билибина. Из книги Е. Е. Климова «Русские художники» / Юный художник С. 24-27.
18. Столяров Б. А. Язык изобразительного искусства. Учебный курс. – СПб.: 2004. С. 3-12, 41, 126-127, 130,
19. Кончин Е. В. «Как рождается музей: Рассказы. – М.: Детская литература, 1988. С.912
20. Фесюкова Л. Б. Встречи с художниками мира: комплект наглядных пособий. – Харьков: Изд-во «Ранок», 2008. С. 1,2,3.
21. Сказка про сказку. Видеофильм. – М.: Видеостудия «Кварт». 2003.
22. Мусоргский М. П. «Картины с выставки». Аудиозапись
23. Римский-Корсаков Н. А. «Сказка о царе Салтане». Аудиозапись