Тема урока: "Сказочно-былинный жанр". 5-й класс
Раздел II. Виды и жанры изобразительного искусства.
Тему урока предлагается определить обучающимся по окончании изучения новой темы и выбрать эпиграф.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить обучающихся со сказочно-былинным жанром;
- Развивающая: развивать навыки визуального восприятия, творческих и аналитических способностей; соответствующие компетенции
- Воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, уважение к историко-культурному наследию, приобщать к истокам отечественной культуры.
Оборудование урока:
Информационно-репродукционный материал. (Курочкина Н. А.
Знакомим со сказочно-былинной живописью.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007. 24 с. + 11 цв. ил.; Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель.
Мир волшебства и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16 с. + цв.
ил.; Видеофильмы: «Сказка о царе Салтане…», «Снегурочка», «Илья
Муромец»); творческие работы обучающихся;
интерактивное оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный
проектор, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка д/з творческих работ «Автопортрет»
Представляется экспресс-выставка «Автопортрет», обучающимися
дается самооценка
Предлагая вопросы, учитель переходит к изучению нового
материала
II. Актуализация опорных знаний обучающихся
– Какие виды искусства нам с вами известны?
– С какими жанрами мы с вами уже знакомы?
III. Изучение новой темы урока
Учитель: Со сказками мы встречаемся в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки сказочников-писателей, сказочников-художников. На уроке мы с вами совершим путешествие в мир чудес, где познакомимся с особым жанром изобразительного искусства.
Два ученика работают в Интернете по поиску информации.
– Что такое сказка.
– Что такое былина.
Информация из интернета подтверждает данные понятия, которые
предложили остальные обучающиеся в ходе беседы с учителем и с
одноклассниками
Обучающимся предлагаются вопросы перед просмотром Презентации (слайд-шоу)
«Путешествие в мир сказки». Просмотрев слайд-шоу, обучающиеся
должны ответить на поставленные вопросы.
– Какие виды искусства вам встретились?
– Какие жанры изобразительного искусства вам встретились
– С какими художниками-сказочниками вы встретились?
– С какими народными сказками и их героями вы встретились?
– С какими писателями-сказочниками и героями их книг вы
встретились?
После работы с вопросами учитель дает задание:
– выбрать эпиграф к уроку:
«…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С. Пушкин;
«…Через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа!» А.Н. Толстой;
«…Сказка не ведает преград ни во времени, ни в пространстве!»
К.Г. Паустовский
и определить тему урока («Сказочно-былинный жанр», «Волшебный мир
сказки», «Путешествие в сказку» и др.).
Физкультминутка (передать движения сказочных героев (кикиморы, лебедя, медведя…)
IV. Закрепление изученного материала
Индивидуальное творческое задание.
Написать стихотворение по указанному алгоритму к репродукции
сказки, которую предлагается обучающимся достать из волшебного
туеска: (Я вхожу в мир…)
Продолжи стихотворение
Я вижу…
Я слышу…
Я дышу…
Я ощущаю…
Я чувствую…
(Репродукцию-открытку – из туеска)
Викторина (Приложение 1)
Анализ (по указанному алгоритму) одной из картин-репродукций по выбору (В. Васнецов «Витязь на распутье» и М. Врубель «Царевна-Лебедь»)
V. Подведение итогов
Итак, сегодня мы потрудились хорошо. На протяжении всего урока обучающиеся заполняли индивидуальные рабочие листы, где в конце давали себе самооценку (Приложение 1)
Рефлексия
Составление цветовой гаммы по впечатлениям об уроке
VI. Д/з: Творческое задание. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.
По желанию сделать презентацию по теме «Сказочно-былинный жанр» – используя иллюстрации Юрия Васнецова, Рериха, Васильева и др. художников-сказочников
Используемая литература:
1. Билибин И. Коллекционноя серия. Русские народные
сказки. – М.: Московская типография гГознака, 1994.
2. Васнецов В. М. Коллекционноя серия. «Духовное
наследие». – Калининград «Янтарный сказ», 1998.
3. В мире сказки. Произведения русских и советских художников.
Комплект открыток. – Ленинград: Издательство «Аврора». 1987. 16
с.
4. Воронцов Д. Д., Маслов А. П. Русское искусство (в
вопросах и ответах). Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет педагогического мастерства. 1997. С.
186-187.
5. Дом-музей В. М. Васнецова. Комплект открыток. – М.: Издательство
«Планета». 1983. 12 с.
6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.
Учебно-наглядное пособие. Младший возраст, средний возраст, старший
возраст. – М.: «Просвещение» 1999.
7. Иванова Ю. А. Васнецов. (Детский музей. Русская
живопись). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. 32
с.
8. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в
прекрасное. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 1999. С.
150-167.
9. Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной
живописью. (Большое искусство – маленьким). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007. 24 с. + 11 цв. ил.
10. Мировая художественная культура. 5 кл.: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. / Т. И. Бакланова, Н. М.
Сокольникова. – М.: Издательство «Интербук», Изд дом «Новый
учебник». 2002. С. 36-41, 166-214.
11. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре…/ Сост.
В. Аникина. – М.: Художественная литература, 1994. С. 5-400,
466-524.
12. Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир волшебства
и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16 с. + цв. ил.
13. Порудоминский В. И. Врубель. (Детский музей. Русская
живопись). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. 32
с.
14. Рапацкая Л. А. Художественная культура России: От
Древней Руси к золотому веку:. Учеб. Пособие. – М.: Изд. центр
«Вентана-Граф», 200. С. 3-19.
15. Русская сказка. Набор открыток. – М.: Государственная
Третьяковская галерея. ЧП «Пожарская». 14 с..
16. Сказочные герои. Демонстрационный материал для фронтальных
занятий. – М.: Издательство ООО «Книголюб», 2000. 16 с.
17. Сказочный мир Билибина. Из книги Е. Е. Климова «Русские
художники» / Юный художник С. 24-27.
18. Столяров Б. А. Язык изобразительного искусства.
Учебный курс. – СПб.: 2004. С. 3-12, 41, 126-127, 130,
19. Кончин Е. В. «Как рождается музей: Рассказы. – М.:
Детская литература, 1988. С.912
20. Фесюкова Л. Б. Встречи с художниками мира: комплект
наглядных пособий. – Харьков: Изд-во «Ранок», 2008. С. 1,2,3.
21. Сказка про сказку. Видеофильм. – М.: Видеостудия «Кварт».
2003.
22. Мусоргский М. П. «Картины с выставки». Аудиозапись
23. Римский-Корсаков Н. А. «Сказка о царе Салтане».
Аудиозапись