Раздел II. Виды и жанры изобразительного искусства.
Тему урока предлагается определить обучающимся по окончании изучения новой темы и выбрать эпиграф.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить обучающихся со сказочно-былинным жанром;
- Развивающая: развивать навыки визуального восприятия, творческих и аналитических способностей; соответствующие компетенции
- Воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, уважение к историко-культурному наследию, приобщать к истокам отечественной культуры.
Оборудование урока:
Информационно-репродукционный материал.
(Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной
живописью.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 24 с. + 11 цв. ил.;
Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир
волшебства и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16
с. + цв. ил.; Видеофильмы: «Сказка о царе Салтане…»,
«Снегурочка», «Илья Муромец»); творческие работы
обучающихся;
интерактивное оборудование: персональные
компьютеры, мультимедийный проектор,
музыкальный центр.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка д/з творческих работ «Автопортрет»
Представляется экспресс-выставка
«Автопортрет», обучающимися дается самооценка
Предлагая вопросы, учитель переходит к изучению
нового материала
II. Актуализация опорных знаний обучающихся
– Какие виды искусства нам с вами известны?
– С какими жанрами мы с вами уже знакомы?
III. Изучение новой темы урока
Учитель: Со сказками мы встречаемся в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки сказочников-писателей, сказочников-художников. На уроке мы с вами совершим путешествие в мир чудес, где познакомимся с особым жанром изобразительного искусства.
Два ученика работают в Интернете по поиску
информации.
– Что такое сказка.
– Что такое былина.
Информация из интернета подтверждает данные
понятия, которые предложили остальные
обучающиеся в ходе беседы с учителем и с
одноклассниками
Обучающимся предлагаются вопросы перед
просмотром Презентации (слайд-шоу)
«Путешествие в мир сказки». Просмотрев слайд-шоу,
обучающиеся должны ответить на поставленные
вопросы.
– Какие виды искусства вам встретились?
– Какие жанры изобразительного искусства вам
встретились
– С какими художниками-сказочниками вы
встретились?
– С какими народными сказками и их героями вы
встретились?
– С какими писателями-сказочниками и героями их
книг вы встретились?
После работы с вопросами учитель дает задание:
– выбрать эпиграф к уроку:
«…Что за прелесть эти сказки! Каждая
есть поэма!» А.С. Пушкин;
«…Через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа!» А.Н. Толстой;
«…Сказка не ведает преград ни во времени, ни в
пространстве!» К.Г. Паустовский
и определить тему урока («Сказочно-былинный
жанр», «Волшебный мир сказки», «Путешествие в
сказку» и др.).
Физкультминутка (передать движения сказочных героев (кикиморы, лебедя, медведя…)
IV. Закрепление изученного материала
Индивидуальное творческое задание.
Написать стихотворение по указанному алгоритму
к репродукции сказки, которую предлагается
обучающимся достать из волшебного туеска: (Я
вхожу в мир…)
Продолжи стихотворение
Я вижу…
Я слышу…
Я дышу…
Я ощущаю…
Я чувствую…
(Репродукцию-открытку – из туеска)
Викторина (Приложение 1)
Анализ (по указанному алгоритму) одной из картин-репродукций по выбору (В. Васнецов «Витязь на распутье» и М. Врубель «Царевна-Лебедь»)
V. Подведение итогов
Итак, сегодня мы потрудились хорошо. На протяжении всего урока обучающиеся заполняли индивидуальные рабочие листы, где в конце давали себе самооценку (Приложение 1)
Рефлексия
Составление цветовой гаммы по впечатлениям об уроке
VI. Д/з: Творческое задание. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.
По желанию сделать презентацию по теме «Сказочно-былинный жанр» – используя иллюстрации Юрия Васнецова, Рериха, Васильева и др. художников-сказочников
Используемая литература:
1. Билибин И. Коллекционноя серия. Русские
народные сказки. – М.: Московская типография
гГознака, 1994.
2. Васнецов В. М. Коллекционноя серия.
«Духовное наследие». – Калининград «Янтарный
сказ», 1998.
3. В мире сказки. Произведения русских и советских
художников. Комплект открыток. – Ленинград:
Издательство «Аврора». 1987. 16 с.
4. Воронцов Д. Д., Маслов А. П. Русское
искусство (в вопросах и ответах). Учебное пособие.
– СПб.: Санкт-Петербургский государственный
университет педагогического мастерства. 1997. С.
186-187.
5. Дом-музей В. М. Васнецова. Комплект открыток. –
М.: Издательство «Планета». 1983. 12 с.
6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.
Учебно-наглядное пособие. Младший возраст,
средний возраст, старший возраст. – М.:
«Просвещение» 1999.
7. Иванова Ю. А. Васнецов. (Детский музей.
Русская живопись). – М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2003. 32 с.
8. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в
прекрасное. Методические рекомендации. – М.:
«Баласс», 1999. С. 150-167.
9. Курочкина Н. А. Знакомим со
сказочно-былинной живописью. (Большое искусство
– маленьким). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 24 с. + 11 цв.
ил.
10. Мировая художественная культура. 5 кл.: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. / Т. И.
Бакланова, Н. М. Сокольникова. – М.: Издательство
«Интербук», Изд дом «Новый учебник». 2002. С. 36-41,
166-214.
11. Мудрость народная. Жизнь человека в русском
фольклоре…/ Сост. В. Аникина. – М.: Художественная
литература, 1994. С. 5-400, 466-524.
12. Панжинская-Откидач В. А. М. А. Врубель. Мир
волшебства и фантазии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 16
с. + цв. ил.
13. Порудоминский В. И. Врубель. (Детский
музей. Русская живопись). – М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2003. 32 с.
14. Рапацкая Л. А. Художественная культура
России: От Древней Руси к золотому веку:. Учеб.
Пособие. – М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 200. С. 3-19.
15. Русская сказка. Набор открыток. – М.:
Государственная Третьяковская галерея. ЧП
«Пожарская». 14 с..
16. Сказочные герои. Демонстрационный материал
для фронтальных занятий. – М.: Издательство ООО
«Книголюб», 2000. 16 с.
17. Сказочный мир Билибина. Из книги Е. Е. Климова
«Русские художники» / Юный художник С. 24-27.
18. Столяров Б. А. Язык изобразительного
искусства. Учебный курс. – СПб.: 2004. С. 3-12, 41, 126-127,
130,
19. Кончин Е. В. «Как рождается музей:
Рассказы. – М.: Детская литература, 1988. С.912
20. Фесюкова Л. Б. Встречи с художниками мира:
комплект наглядных пособий. – Харьков: Изд-во
«Ранок», 2008. С. 1,2,3.
21. Сказка про сказку. Видеофильм. – М.:
Видеостудия «Кварт». 2003.
22. Мусоргский М. П. «Картины с выставки».
Аудиозапись
23. Римский-Корсаков Н. А. «Сказка о царе
Салтане». Аудиозапись