Сохранение здоровья ученика одна из важнейших
задач современной школы. Одной из составляющих
здоровья является и психологическое здоровье.
Для поддержания данного вида здоровья было
организовано психолого-логопедическое занятие.
Уникальность данного занятия в том, что на основе
логопедического материала по различению звуков
и букв [Ш] и [Щ] создается игровая ситуация, с
помощью которой дети учатся конструктивному
выходу из конфликтной ситуации, что способствует
психологическому здоровьесбережению учащихся.
Так же занятие направленно на развитие
диалоговой речи, формирование умения
дифференцировать звуки и буквы в слогах, словах и
предложениях; осознание ценности дружбы,
развитие навыков сотрудничества, формирование
эмоциональной стабильности и положительной
самооценки у детей.
Интегрированное занятие логопеда и психолога для 2-го КРО класса на тему: «Различение «Ш» и «Щ»».
Цель занятия: формирование навыков различения звуков и букв [Ш] и [Щ], совершенствования навыков звукового и буквенного анализа; зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; формирование умения конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, взаимопонимания, доброжелательности.
Задачи:
- развитие фонематического слуха с опорой на артикуляцию звуков «Ш» и «Щ»;
- закрепление зрительного образа прописных букв;
- тренировать умение выражать разные эмоции в мимике;
- развитие способность детей к рефлексии через самооценку своих достижений.
Оборудование: настольные зеркала, сигнальные карточки, мультимедийный проигрыватель, запись песни Михаила Плецковского «Голубой вагон», тетради, проектор, презентация «Королевство Алфавита» (Приложение 1)
Предполагаемый результат.
Личностные УУД: нравственно-этическая
ориентация – действие нравственно-этического
оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД: целепологания –
как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще не известно;
контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений;
коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план, и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и
его реального продукта.
Познавательные УУД: смысловое
чтение; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации; постановка и
формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: разрешение
конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов решения
конфликта, принятие решения и его реализация.
Ход урока:
1. Оргмомент
Логопед: «Здравствуйте ребята, сегодня у нас не простой урок, т. к. вести его будут два учителя логопед и психолог».
2. Вступление
Слайд №1.
Логопед: «Мы сегодня расскажем вам историю, которая произошла в Королевстве «Алфавита». Жили-были две буквы.
Слайд № 2
«Ш» и «Щ» родные сестры,
Но у «Щ» есть хвостик острый.
Были они очень дружные,
Все у них было общее.
Вместе играли, вместе ходили на шейпинг».
Слайд № 3. «А вы знаете, что такое шейпинг?» Мы тоже с вами сделаем зарядку для язычка».
Слайд №4. Артикуляционная гимнастика.
3. Определение темы занятия
Слайд № 5.
Логопед: «Сестер всегда волновал вопрос, мы одинаковые или разные, как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке». (рассуждение детей над целью урока)
4. Работа по теме урока
Слайд №6. Анализ артикуляции и характеристика звука.
Логопед: «Возьмите зеркало, произнесите звук «Ш», назовите положение язычка и губ, дадим характеристику звука (согл., шипящий, глухой, твердый). Слайд №7. Произнесите звук «Ш», назовите положение язычка и губ, дадим характеристику звука (согл., шипящий, глухой, мягкий). Что общее и чем отличаются эти звуки?» Вывод: это разные звуки, положение губ и языка у них разное.
Слайд №8. Анализ написания букв «Ш» и «Щ».
Логопед. «Каким элементом буква «Щ» отличается от буквы «Ш» (у «Щ» есть маленькая петля внизу). Пропишите буквы в тетради».
Слайд №9.
Психолог. «Однажды буквы поссорились. Ребята, когда люди ссорятся, это отражается на их лице? (Да). Выражение на лице нашего настроения называется эмоции. Посмотрите на слайд, вы видите картинки с изображением лиц с разными эмоциями (удивление, радость, злость, непонимание). Вовремя ссоры какое выражение на лице? Выбери и покажи картинку с помощью сигнальных карточек. Возьмите зеркало и изобразите такое же выражение лица. Посмотрите друг на друга, вам нравятся ваши лица? (Нет). И наши буквы «Ш» и «Щ» стали такие же не красивые. Какой можно сделать вывод?» Вывод: когда люди ссорятся, становятся очень не красивые и не приятные.
Слайд №10. Физминутка
Психолог: «Когда люди ссорятся, они
очень похожи на большой надутый шар. Давайте
изобразим: встанем, поднимая руки вверх,
произносим звук «Ш», а когда люди мирятся, они
похожи на маленький симпатичный шарик. Руки
опускаем, произносим «Щ» и улыбаемся». Повторить
несколько раз.
Слайд № 11.
Логопед: «В ссоре сгоряча, буквы решили разделить свои вещи. Задание: выбери картинки, в названии которых есть звук «Ш», положить к букве «Ш», а в которых есть звук «Щ», поставить к букве «Щ». Запиши в тетради в два столбика».
Логопед: «Когда люди в соре, какое у них настроение? И нашим сестричкам стало плохо друг без друга, скучно, безрадостно и они решили… Что они решили дети? Как вы думаете?» (Помириться).
5. Закрепление. Работа с чистоговоркой. Слайд № 12.
Логопед: «Буква «Ш» сказала: «Ша-ша-ша,
доброй быть должна душа».
Повторить хором. Какой звук чаще всего
встречается в чистоговорке? («Ш»)
Что обозначает слово душа? Что значит доброй?»
Буква «Щ» добавила: «Щать-щать-щать мы научимся
прощать». Повторить хором. Какой звук чаще всего
встречается в чистоговорке? (Щ) В каком слове вы
услышали звук «щ» (прощать), а что значит
прощать».
Слайд № 14.
Логопед: «А что сестры сказали друг другу, вы узнаете если в слова стихотворения вставите пропущенные буквы «Ш» и «Щ».
Давай мириться я про..у,
И ты прости..ь, и я про..у.
(Один ученик работает у доски, остальные дети в тетради.)
Логопед: «Прочитай что получилось. Вам понравилось стихотворение? Пусть оно правилом, девизом вашей жизни».
6. Завершение занятия
Психолог: «Мы с вами сегодня путешествовали в Королевство «Алфавита».
Слайд №15. Продолжи предложение:
– на сегодняшнем уроке я узнал…
– самым интересным было…
– сегодня я сумел…
– на этом уроке я похвалил бы себя за…
Что бы сохранить дружеское настроение мы все вместе споем несколько строк из песни Михаила Плецковского «Голубой вагон». (Поются строчки: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки»).
Благодарим за урок, похлопаем друг другу».