Тип урока – урок-исследование
Цели.
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся на базе уже известного им материала, углубляя и расширяя знания учеников по изучаемой теме.
- Помочь лицеистам найти новые подходы к решению проблемы выбора гласной в корнях с чередованием.
- Формировать навык правописания гласных в корнях с чередованием.
- Развивать аналитические способности учащихся, используя учебный диалог, проблемные вопросы, игровую ситуацию.
Оборудование урока:
- компьютер
- проектор
- экран
- раздаточные материалы к уроку в файлах
Проектирование учебной деятельности
1. Постановка учебной задачи
Возможно, вы обратили внимание на то, что сразу
после темы «Вид глагола» учебник предлагает
изучить параграф 75-й: «Корни с чередованием
гласных Е-И». Случайно ли это? (Слайд 1
презентации к уроку)
– Наверное, нет. Может быть, есть связь между
этими двумя темами?
Учебная задача. Связана ли категория вида глагола с правописанием корней с чередованием гласных? (Слайд 2 презентации)
2. Решение учебной задачи
– Какие пути решения УЗ вы предлагаете?
– Посмотреть в учебнике.
– Посмотреть справочники, памятки.
– Послушать объяснение учителя.
– Провести наблюдения над языковым материалом и
найти ответ.
– Давайте попробуем пойти первым путём –
посмотреть учебник. Откройте параграф 75–й на
странице 201-й. Чтение лингвистического текста.
– Сформулируйте основное правило!
– Нашли ответ на поставленную УЗ?
– Нет.
– Посмотрите имеющиеся у вас памятки
«Правописание гласных в корнях с чередованием».
Есть ли здесь ответ на вопрос?
– Нет.
– Остаётся один способ, который поможет вам
самим найти ответ на поставленный вопрос:
исследование языкового материала и решение УЗ.
– Анализ материала для наблюдений (Слайд 3
презентации).
(Один ученик работает за компьютером,
комментируя свои действия по выбору написания,
определяя вид глагола. Материал проецируется на
большой экран. Класс ведёт записи в тетрадях.)
Вывод 1-й (делают учащиеся): правило, данное в параграфе 75-м нужно дополнить: в глаголах несовершенного вида в корнях с чередованием Е-И пишем И, совершенного вида – Е.) (Слайд 4 презентации появляется после того, как ученики сформулируют вывод)
3. Решение частных УЗ
– Выполнение упражнения 600: списать
предложения, вставляя подходящие по смыслу
глаголы с корнями, в которых чередуются буквы е
- и.
– Сделать морфемный анализ слов по вариантам
(слайд 5):
расстилаются разжигать
(Двое учеников работают на крыльях доски. Проверка с комментариями)
4. Постановка УЗ-2 (слайд 6 презентации)
– Возможно ли это правило применить к другим
корням, правописание которых тоже зависит от
суффикса А?
– Назовите эти корни. (Слайд 7 по ходу ответов
учащихся)
– Проведение лингвистического эксперимента
(ученик работает на доске):
Касаться (? вид) – прикоснуться (? вид)
Излагать (? вид) – изложить (? вид)
Вывод 2-й. Да. Выбор гласной в корнях с чередованием -кас-/ -кос- ,-лаг-/ -лож- зависит от вида глагола: несовершенный вид – пишем А, совершенный вид – пишем О. (Слайд 8)
5. Постановка УЗ-3 (Слайд 9 презентации)
– Как же быть со словами других частей речи, ведь там тоже встречается эта орфограмма?
6. Решение частной УЗ
Распределительный диктант. (3 ученика работают на доске. Остальные – в тетрадях) (Слайд 10)
Заложить программу, располагать информацией, удачное вложение, неукоснительно соблюдать, положительный герой, блистательный танцор, прикоснуться к тайне.
Вывод 3-й. Это правило применимо только к глаголам, так как именно глаголы имеют категорию вида. При написании слов других частей речи нужно применять традиционное правило. (Слайд 11)
7. Постановка УЗ-4. (Слайд 12)
– Подчиняются ли открытому нами правилу
правописание корней -раст-/ -ращ-/ -рос-?
– Проведение ещё одного лингвистического
эксперимента (слайд 12)
(Один из учеников работает у доски: вырасти –
расти – выросли.)
Вывод 4-й. Выбор написания гласных в
корнях с чередованием Е-И, А-О в зависимости от
вида глагола имеет ряд ограничений:
– он применим только к глаголам,
– выбор А-О относится только к корням, написание
которых зависит от суффикса А.
(Слайд 13 презентации)
8. Решение частных УЗ
– Работа с тестами (Один ученик на крыле доски. Класс в тетрадях. Затем открываем доску – самопроверка. Определение успешности выполнения.)
9. Игровая учебная ситуация
(Учитель пытается дать следующее задание, но на экране появляется надпись: «ВАМ ПИСЬМО!» (Слайд 14)
– Какое ещё письмо, нам необходимо работать
дальше. Может быть, не будем его смотреть?
– Нет. Давайте прочитаем!
– Открываем слайд, учитель или ученик читают
письмо вслух. (Слайды 14-15 открываем постепенно)
– Беседа по содержанию послания Бабы-Яги.
– С чего бы это Баба-Яга нам помогала? Наверное,
здесь есть какая-то ловушка или ошибка.
Посмотрите внимательно на текст письма.
– Да. Одно из слов в каждом наборе лишнее. Какое? (Зорька,
заря)
– Как нужно исправить? Смотрите при
необходимости памятки.
– (Нужно так: – тварь, кланяться, огарок; –
творить, поклонись, сгорать.)
(Слайд 16)
– Убедимся, что правило полное.
– Нет, есть исключения (смотри памятку)
– Какой способ запоминания правила подсказан
Бабой-Ягой?
– Использования опорных слов.
10. Самостоятельная работа с текстом (карточки в файле)
– Вставить пропущенные буквы и знаки
препинания (часть работ проверить на оценку,
возможен устный комментарий изучаемой
орфограммы на уроке)
11. Рефлексия. (Слайд 18)
– Что нового о правописании корней с
чередованием вы узнали на уроке?
– Что было вам особенно интересно?
– Как вы оцениваете работу класса?
– Кого из одноклассников хотели бы похвалить? За
что?
12. Домашнее задание: (слайд 19) написать
сочинение на лингвистическую тему «Корни с
чередованием – это интересно!» или: трудно,
сложно… Ваш вариант формулировки темы.
Возможно, кто-то из вас решит написать ответ
Бабе-Яге.