Урок физики по теме "Испарение"

Разделы: Физика


Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению физических процессов перехода вещества из жидкого в газообразное состояние;
развивающие: развитие логического мышления, формирование навыков наблюдения и обобщения;
воспитательные: формирование интереса к предмету физика, навыков внимательного слушания высказываний окружающих, умения сравнивать и обобщать с помощью примеров из окружающей жизни.

Задачи урока:

Образовательные:
– ученики знают следующие физические термины: испарение, сублимация;
– знают причины испарения;
– умеют объяснять явление испарения на молекулярном уровне;
Развивающие:
– анализируют проводимые эксперименты и делают выводы по ним;
– оценивают ответы других учеников, дополняют и исправляют ошибки;
Воспитательные:
– проявляют интерес к учебному занятию и предмету в целом;
– проявляют потребность в самопознании.

Формы организации познавательной деятельности: парная, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование к уроку:

1. Карточки задания к тесту;
2. Карточки для проверки знаний учащихся по теме «Плавление»;
3. Демонстрационное оборудование: 3 стакана, тарелка, вата, спирт, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.

Демонстрации на уроке:

1. Зависимость скорости испарения от площади свободной поверхности; темпе­ратуры; движения воздуха; рода вещества.
2. Охлаждение жидкости при испарении.

Этап урока

Методы

Цели этапа

1

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Повествовательное изложение (беседа)

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности

2

Проверка усвоения знаний учащимися  полученных на предыдущем уроке

Письменный контроль – эстафета (Приложение 1)

Проверить и обобщить знания по теме «Плавление»

3

Изучение нового материала

Беседа эвристического характера

Обеспечить усвоение учащимися основных понятий темы

4

Закрепление  нового материала

Чтение информативных текстов

Научить применять знания о испарении при анализе прочитанного незнакомого текста

5

Домашнее задание

 Инструктаж

Сообщить правила выполнения домашнего задания

6.

Итог урока

Письменный контроль (тест),
Рефлексия

Определить уровень усвоения знаний по теме "Испарение",  провести рефлексию самочувствия на уроке

ХОД УРОКА

Постановка целей и задач урока

На прошлых уроках мы с вами начали изучать тему «Изменение агрегатных состояний вещества» и уже познакомились с процессом перехода вещества из твердого состояния в жидкое.
Сегодня мы продолжим наше знакомство с этой темой и рассмотрим другой процесс, связанный также с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Но прежде мы вспомним с вами предыдущую тему «Плавление».

Проверка ранее изученного материала (письменный контроль «эстафета»)

На первых партах у вас лежат задания дополнить формулы недостающими элементами, а определения недостающими словами. Выполнять это задание вы будете так: тот, кто сидит на первой парте пишет ответ под цифрой один, на второй – под цифрой два, на третьей – под цифрой три и т. д. Листочки вы передаёте с первой парты на последнюю. За правильный ответ ставится 1 балл. На последней парте, после окончания выполнения заданий, поменяйтесь вариантами и проверяйте ответ своего соседа, передавая листочки с последней парты на первую. Учащиеся, правильно ответившие на свои вопросы зачисляют в свой актив 1 балл. В конце урока, полученные баллы будут учитываться при выставлении итоговых оценок.
Т.о., мы повторили основные понятия и формулы темы «Плавление», т.е. перехода вещества из твердого состояния в жидкое состояние.

Изучение нового материала

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы

Оставив утром на столе немного чая в чашке, мама поспешила на работу. Придя домой, она обнаружила, что чашка пуста. Куда делся чай, если дома никого не было? (Чай испарился)
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим изменение состояния вещества в процессе испарения. Запишите в тетрадях тему урока «Испарение».
К какому из трех агрегатных состояний вещества относится чай? (Жидкое состояние вещества)
Во что превратился чай после испарения? (Пар, воздух, газ)
Этот процесс перехода вещества из жидкого состояния в парообразное состояние называется парообразованием.
Парообразование со свободной поверхности жидкости называется испарением. Испарение происходит при любой температуре.
В разных условиях испарение происходит по-разному. Выясним, от чего зависит скорость испарения. Те записи, которые будут вестись на доске, вам необходимо фиксировать (записывать) в тетрадях.
(Наблюдают за экспериментом, отвечают на вопросы, делают выводы)
Преподаватель демонстрирует опыт с горячей и холодной водой.
В двух стаканах находится вода при разной температуре. В каком из стаканов вода быстрее испарится – в стакане с горячей или с холодной водой?
От чего зависит скорость испарения жидкости? (От температуры)
Преподаватель демонстрирует опыт с водой и в стакане и в тарелке.
Нальём воду одинакового объёма в стакан и тарелку температура у них одинакова. Где вода быстрее испарится? Почему? (В тарелке)
От чего ещё зависит скорость испарения жидкости? (от площади свободной поверхности)
Возьмем две разных жидкости: воду и одеколон. Нанесем их ровным слоем на доску. Какая из них быстрее испарится? (Одеколон)
Значит, скорость испарения будет еще зависеть от того, какую жидкость мы выберем, от рода вещества.
Т. о., на испарение влияют три фактора. Какие? (Учащиеся повторяют факторы, влияющие на скорость испарения жидкости)
Процесс испарения мы наблюдали на опытах и установили факторы, влияющие на испарение.
Подумайте, что же происходит внутри вещества, т.е. с молекулами в процессе испарения.
Одинакова ли скорость молекул внутри вещества?
Какие из них способны покинуть жидкость?
С какой энергией связана скорость движения молекул?
Что происходит с энергией вещества, когда его покидают молекулы, имеющие большую скорость?
Как изменяется температура жидкости, если уменьшается энергия жидкости?
На эти вопросы вам необходимо ответить после прочтения §17 на странице 42 в учебнике. (Учащиеся читают указанный параграф, затем отвечают на вопросы преподавателя)
Вывод: при испарении жидкости происходит охлаждение жидкости.
Вернемся к опыту с горячей и холодной водой. Над стаканом с горячей водой мы с вами наблюдали пар, а над холодной – нет. Наличие пара над горячей водой, говорит о том, что при высокой температуре скорость молекул увеличивается, увеличивается их кинетическая энергия, а значит, процесс испарения происходит быстрее, чем в холодной воде.
Хозяйки сушат бельё на улице или на балконе и летом, и зимой. Объясните, почему бельё высыхает на улице зимой? (учащиеся высказывают свои предположения)
Это тоже испарение, но не жидкости, а твердого тела, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное. Этот процесс испарения называется сублимацией.
Вывод: испаряться могут не только жидкости, но и твердые тела.
Итак, мы уже знаем, что вещество может находиться в трех состояниях. Перечислите эти состояния.

Закрепление нового материала

Процесс испарения играет не маловажную роль в жизнедеятельности живых организмов. Для подтверждения этого прочтите тексты, лежащие на ваших столах. Для каждого варианта предназначен свой текст. Вам нужно прочитать эти тексты и придумать вопрос к тексту. Затем вы зададите свои вопросы одноклассникам, при этом вы будете адресовать свой вопрос определенному человеку. Например, так: «На мой вопрос ответит Ира» Каждому человеку можно задать только один вопрос. При правильном ответе, отвечающий получает 1 балл. [1]. (Учащиеся читают тексты, составляют по ним вопросы и задают их своим одноклассникам).

Домашнее задание

 § 16, 17, ответьте на вопросы устно и выполните письменно упр. 9 (3, 4, 7) [2]

Итоги занятия

Учащиеся выполняют задания теста (Приложение 2) с последующей самопроверкой по готовым ответам. Критерии оценивания: одно верное задание – 1 балл. Преподаватель проводит визуальный осмотр учащихся, справившихся с заданием.
Преподаватель с помощью учащихся подводит итоги урока, отмечает успехи и неудачи отдельных учащихся, выставляет оценки наиболее активным ученикам.
Рефлексия урока проводится с помощью жестов рук: очень понравилось – две руки вверх, понравилось – одна, не понравилось – руки лежат на парте.

Литература

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 2. Глава 7. " Почему при ветре холоднее", "Охлаждающие кувшины".
  2. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.