Тема урока: "Мудрость Древнего Китая". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью Древнего Китая.

Задачи обучения: познакомить учащихся с некоторыми достижениями и философией Древнего Китая.

Задачи развития: совершенствовать умение работать с картой, терминами.

Задачи воспитания: развивать познавательный интерес. Роль личности в истории.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: карта, учебник, Презентация.

Методы: словесный, наглядный, применение информационно-компьютерных  технологий.

План урока:

I. Постановка целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Природно-климатические условия.
2. Занятия.
3. Разделение общества.
4. Развитие Китая в VIII-V веках до н.э.
5. Конфуций и конфуцианство.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.

Перед началом урока звучит традиционная китайская музыка. (Приложение 1, Приложение 2)

– Здравствуйте ребята.  Сегодня у нас вами необычный урок. Мы с вами сегодня познакомимся с историей страны, которая очень много дала миру. На сегодняшний момент она является для нас одним из главных торговых партнёров. Мы с вами познакомимся с Китаем. Это тоже одна из древних цивилизаций. Нас очень много связывает с Китаем. Даже некоторые фразеологизмы. Мы говорим «китайская грамота», что это означает? Варианты ответов.
А «китайская стена». Как вы думаете, что это такое? Замечательно.

Открыли тетради. Отступили 4 клеточки вниз. Запишем число. Классная работа. Тема. Прежде чем мы с вами запишем тему, давайте с вами подумаем, а что же такое мудрость? Как понимаете это слово?  Можете объяснить?

Дети дают определение.

– Молодцы. Итак, запишем тему: «Мудрость Древнего Китая».

Презентация

1 слайд с темой: «Мудрость Древнего Китая».
2 слайд – мудрость
3 слайд – план урока.
– Давайте   мы с вами вспомним. Что же такое цивилизация? Давайте обратимся к словарю.
– Итак.  В каком значении дан этот термин? «Цивилизация» дано в двух значениях.
4 слайд
– Повторили. А теперь посмотрим, где зародилась эта цивилизация.  Поможет нам в этом  1ребёнок выходит к карте. Что ты узнал?  Ребёнок показывает по карте. Я показываю в это время
5 слайд
6 слайд.
– А чем занимались древнекитайские племена? Поможет нам разобраться  в этом вызываю второго ребёнка.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд – колесницы
11 слайд – мотыги
12 слайд – зерно
13 слайд – крестьянская работа
14 слайд – женская работа.
– А кому подчинялись эти племена?

Вызываю 3 ребёнка

– Что ты узнал?
Ребёнок объясняет, я слайды показываю.
15 слайд – «Ван-император» обращаюсь к классу запишем в тетрадях.
16 слайд. – Запишем определение. Дань
17 слайд – Черепахи.
18 слайд – Племена. Кто даст определение?
19 слайд – деление на ранги.

– Обратите внимание на 2 абзац стр.114. Какое слово здесь довольно часто употребляется? Небо. Почему древние китайцы называли свою страну Поднебесной?
И было это в I тысячелетии до н.э. Итак в I тысячелетии до н.э.у них была уже письменность. Это говорит о культуре  Китая. Сложился народ, который имел письменность. Это уже цивилизация.   Обратимся к началу параграфа. Как называется параграф? Можно это считать мудростью? Наличие письменности, развитие ремёсел?

Физминутка

Упр. 1 (для ушей)

Двумя пальцами вверх и вниз делать массаж ушной раковины, повторяя 18 раз. Затем сжав ладонями уши, пальцы прикладываются к затылку, причем указательным пальцем постукивать по среднему 36 раз, слышен звук «Дун-Дун»

Это упражнение возбуждает мозговую кору, помогает при шумах в ушах, предохраняет от глухоты, лечит головную боль и головокружение. Звук «Дун-Дун», возбуждая один участок в затылочном отделе, возбуждает и другие участки коры.

Упр. 2 (для плеч)

Ладонью левой руки, взявшись за правое плечо, провести по 18 круговых движений; аналогично и правой рукой.

Упражнение улучшает кровообращение, успокаивает нервную систему, помогает при бессоннице и воспалении суставов.

Упр. 3 (для позвоночника)

Ладони слегка сжать в кулаках, руки согнуть в локтях, поднять до уровня плеч, раскачиваться вправо и влево по 18 раз в каждую сторону. Можно делать круговые движения корпусом по 10 раз в каждую сторону.

Это укрепляет и усиливает деятельность внутренних органов. При соблюдении определенного сочетании с дыханием улучшает эластичность легких, особенно средне–нижнего отдела. Кроме того улучшает кровообращение.

Человек и небо

С VIII века дот н. э. «цари областей» выходят из-под власти «вана-императора». Страна распадается на враждующие царства.
В VI-V веках до н. э. в Китае узнали секреты ремесла. В стране происходят большие изменения. Китайцы пытались понять происходящее. Многие говорили, что путь, по которому идут боги и люди, нельзя осмыслить. Только через общение с духами можно обрести покой и бессмертие. Однако в V веке дон н.э. сын знатного воина из царства Лу Конфуций заявил: «Как мы можем знать, что такое смерть, если мы до сих пор не знаем, что такое жизнь?

21 слайд – Конфуций.
Почему он интересен всему миру? Познакомимся с биографией Конфуция. На экране даты. Запишем в тетрадь важные моменты его биографии.
22 слайд – биография.
Появляется целая религия. Конфуцианство.
23слайд – культура
24 слайд – ритуалы
25 слайд – учение Конфуция
– Что вам напоминают его заповеди? Не напоминает ли вам это христианские заповеди?
26 слайд – иероглифы
27 слайд «Если сам…
28 слайд – Спасибо.

Оценка работы учеников, домашнее задание