Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число;
- закрепить умение решать составные задачи;
- развивать математическую смекалку, творческое мышление;
- формировать стремление к укреплению здоровья.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями птиц и животных.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Тема нашего урока математики “Умножение и деление многозначных чисел на однозначное”.
Сегодня у нас необычный урок .мы отправимся в путешествие по Стране Здоровья. Ведь не зря гласит древняя арабская пословица “У кого есть здоровье - есть надежда, у кого есть надежда - есть все”. Как вы понимаете пословицу? (Ответы детей)
А вот и наша карта! В путь!
2. Устный счет.
Первая остановка “Правильное питание”. Сколько раз в день должен принимать пищу человек? (Ответы детей). Давайте выберем наиболее полезные продукты питания, решив устно примеры. (В это время сильным ученикам раздаются индивидуальные задания)
400:(120-20)= 4
720:9-73=7
500-200х2-98=2
(320-150х2):4= 5
4 - банан 2 – морковь 7 - яблоко 5 - свекла
Как можно сгруппировать эти продукты? (Овощи и фрукты)
Откройте свои бортовые журналы –тетради, запишите число, классная работа. Через клетку до конца строки выпишите номера овощей и фруктов. (Если к однозначному числу приписать такую же цифру, во сколько раз увеличится число?)
Попробуйте с новой строки составить из этих цифр четырехзначные числа, чтобы в единицах тысяч была цифра 7, все числа запишите с новой строки через запятую. Сейчас мы посмотрим, какие получились числа? (Ответы детей). Учитель задает вопросы: Назовите предыдущее, последующее число на сто больше данного и т.д.
Очень хорошо! А теперь нам немного о питании расскажут ребята с индивидуальным заданием.
Морковь является одним из самых богатых источников бета-каротина, вещества, которое преобразовывается телом в Витамин А, очень хороший источник калия и хорошо подходит для диетического питания. Было доказано, что регулярное потребление моркови поможет до некоторой степени понизить уровень холестерина в крови и также помогает в защите от рака.
Бананы – одни из самых здоровых источников питательных веществ. В них почти нет жира, очень мало калорий, много витамина B6, клетчатки и калия. Хотите быть всегда в хорошем настроении – ешьте бананы. В них содержится особая аминокислота натуральный антидепрессант.
Археологи нашли доказательства, что люди выращивали яблони 6500 лет до н.э. В греческой и римской мифологии яблоки являются символом красоты. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, бета-каротин, калий, железо, марганец, кальций, пектины и органические кислоты (яблочная, лимонная кислоты).
На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю. Согласно легендам, этот овощ весьма ценили богатыри, так как считали, что он придает силу и помогает бороться с различными недугами. Красавицы использовали свеклу в косметических целях – румянили ее щеки.
Молодцы! Можем отправляться в путь дальше!
Разминка для глаз. Посмотрите далеко-далеко, потом направо, налево, вверх вниз, сделайте большой круг по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки! Земля!
3. Основная часть. Это остров гигиены! Посмотрите заколдованные примеры! Что это за примеры?
4658:2=
6726:6=
8495:5=
Давайте соберем алгоритм деления (на магнитной доске собирается алгоритм).
При делении многозначных чисел на однозначные:
- выделяем неполное делимое;
- находим, сколько цифр в частном;
- умножаем, узнаём, сколько разделили;
- находим остаток.
- сравниваем с делителем.
По алгоритму деления у доски ученик решает пример.
- Используя алгоритм деления, решите оставшиеся примеры. Работайте в паре, помогая друг другу (взаимопроверка).
- Как мы можем проверить эти примеры?
- Для того, чтобы проверить давайте повторим алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное:
- Пишу.
- Умножаю единицы: пишу в разряде единиц, а десяток прибавляю.
- Умножаю десятки: пишу под десятками, а сотни прибавляю.
- Умножаю сотни: записываю в разряд сотен.
- Умножаю единицы тысяч: пишу в разряде единиц тысяч и т.д.
Работа в парах (взаимопроверка).
Нам удалось расколдовать примеры! Для чего нужны все эти вещи? (Ответы детей)
Как из двух зубных щеток можно сделать число 10?
Молодцы!
4. А следующая остановка “Спортивная”.
- Для чего человеку нужен спорт? (Ответы детей).
Решение задачи.
Спортсмены для подготовки к авторалли прошли путь в 3026 км. 8 дней они плыли на лодке и проплыли 1160 км, а затем проехали 6 дней на автомобиле. На каком из видов транспорта за день они двигались быстрее и на сколько? (Решение задачи у доски)
1) 3026-1160=1866 (км) S2
2) 1160:8=145 (км/ч) V1
3) 1866:6=311 (км/ч) V2
4) 311-145=166 (км/ч)
Ответ: На 166 км/ч на машине двигались быстрее.
Молодцы!
5. Музыкальная разминка.
6. А вот и остров “Режим дня”.
Для чего человеку необходимо соблюдать режим дня? А для того, чтобы соблюдать режим дня нам нужно разбираться во времени! Назовите наименьшую единицу времени? Чему равен 1 век?
Назови следующий год после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.
Замечательно!
7. Физминутка – гимнастика для дыхания-отправляем наш кораблик в путь
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох через нос (3-5 раз).
- Глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (3-5 раз).
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (3-5 раз).
- Глубокий вдох через рот, медленный выдох через рот (3-5 раз).
- Глубокий вдох через нос, медленный выдох с произнесением в пуууууууть.
8. Последняя наша остановка “Безопасность”.
Как вы думаете, какая опасность может навредить нашему здоровью?
Решение задач. (Самостоятельно)
Автомобиль за 9 часов прошел 1215 км, а пешеход 4 прошел 16 км. На сколько скорость пешехода меньше скорости автомобиля?
Запомните! Переходить улицу нужно, только в специально отведенных местах! Где?
9. Сказочные жители Страны Здоровья Вам оставили письмо, ответьте на тесты и вы узнаете, что они вам написали. (Приложение 1)
Будьте здоровы!
10. Подведение итогов
Ребята! Наше путешествие подходит к завершению! Давайте вспомним, какие остановки совершали? Назовите их! Чем еще занимались на уроке?
Сейчас мы с вами постараемся оценить нашу работу! У нас три кораблика, выберите каждый свой.
Если вам понравился урок – зеленый.
Если было не все ясно – желтый.
Если не понравился урок – красный.
Подойдите к доске и отправьте свой кораблик в путешествие). Анализ.
Домашнее задание: стр. 8, № 256(2), №255.