Урок математики по теме "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное. Закрепление". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число;
  • закрепить умение решать составные задачи;
  • развивать математическую смекалку, творческое мышление;
  • формировать стремление к укреплению здоровья.

Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями птиц и животных.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Тема нашего урока математики “Умножение и деление многозначных чисел на однозначное”.

Сегодня у нас необычный урок .мы отправимся в путешествие по Стране Здоровья. Ведь не зря гласит древняя арабская пословица “У кого есть здоровье - есть надежда, у кого есть надежда - есть все”. Как вы понимаете пословицу? (Ответы детей)

А вот и наша карта! В путь!

2. Устный счет.

Первая остановка “Правильное питание”. Сколько раз в день должен принимать пищу человек? (Ответы детей). Давайте выберем наиболее полезные продукты питания, решив устно примеры. (В это время сильным ученикам раздаются индивидуальные задания)

400:(120-20)= 4

720:9-73=7

500-200х2-98=2

(320-150х2):4= 5

4 - банан 2 – морковь 7 - яблоко 5 - свекла

Как можно сгруппировать эти продукты? (Овощи и фрукты)

Откройте свои бортовые журналы –тетради, запишите число, классная работа. Через клетку до конца строки выпишите номера овощей и фруктов.  (Если к однозначному числу приписать такую же цифру, во сколько раз увеличится число?)

Попробуйте с новой строки составить из этих цифр четырехзначные числа, чтобы в единицах тысяч была цифра 7, все числа запишите с новой строки через запятую. Сейчас мы посмотрим, какие получились числа? (Ответы детей). Учитель задает вопросы: Назовите предыдущее, последующее число на сто больше данного и т.д.

Очень хорошо! А теперь нам немного о питании расскажут ребята с индивидуальным заданием.

Морковь является одним из самых богатых источников  бета-каротина, вещества, которое преобразовывается телом в Витамин А, очень хороший источник калия и хорошо подходит для диетического питания. Было доказано, что регулярное потребление моркови поможет до некоторой степени понизить уровень холестерина в крови и также помогает в защите от рака.

Бананы – одни из самых здоровых источников питательных веществ. В них почти нет жира, очень мало калорий, много витамина B6, клетчатки и калия. Хотите быть всегда в хорошем настроении – ешьте бананы. В них содержится особая аминокислота натуральный антидепрессант.

Археологи нашли доказательства, что люди выращивали яблони 6500 лет до н.э. В греческой и римской мифологии яблоки являются символом красоты. В яблоках содержатся витамины С, В1, В2, Р, Е, бета-каротин, калий, железо, марганец, кальций, пектины и органические кислоты (яблочная, лимонная кислоты).

На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю. Согласно легендам, этот овощ весьма ценили богатыри, так как считали, что он придает силу и помогает бороться с различными недугами. Красавицы использовали свеклу в косметических целях – румянили ее щеки.

Молодцы! Можем отправляться в путь дальше!

Разминка для глаз. Посмотрите далеко-далеко, потом направо, налево, вверх вниз, сделайте большой круг по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки! Земля!

3. Основная часть. Это остров гигиены! Посмотрите заколдованные примеры! Что это за примеры?

4658:2=

6726:6=

8495:5=

Давайте соберем алгоритм деления (на магнитной доске собирается алгоритм).

При делении многозначных чисел на однозначные:

  • выделяем неполное делимое;
  • находим, сколько цифр в частном;
  • умножаем, узнаём, сколько разделили;
  • находим остаток.
  • сравниваем с делителем.

По алгоритму деления у доски ученик решает пример.

- Используя алгоритм деления, решите оставшиеся примеры. Работайте в паре, помогая друг другу (взаимопроверка).

- Как мы можем проверить эти примеры?

- Для того, чтобы проверить давайте повторим алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное:

  1. Пишу.
  2. Умножаю единицы: пишу в разряде единиц, а десяток прибавляю.
  3. Умножаю десятки: пишу под десятками, а сотни прибавляю.
  4. Умножаю сотни: записываю в разряд сотен.
  5. Умножаю единицы тысяч: пишу в разряде единиц тысяч и т.д.

Работа в парах (взаимопроверка).

Нам удалось расколдовать примеры! Для чего нужны все эти вещи? (Ответы детей)

Как из двух зубных щеток можно сделать число 10?

Молодцы!

4. А следующая остановка “Спортивная”.

- Для чего человеку нужен спорт? (Ответы детей).

Решение задачи.

Спортсмены для подготовки к авторалли прошли путь в 3026 км. 8 дней они плыли на лодке и проплыли 1160 км, а затем проехали 6 дней на автомобиле. На каком из видов транспорта за день они двигались быстрее и на сколько? (Решение задачи у доски)

1) 3026-1160=1866 (км) S2

2) 1160:8=145 (км/ч) V1

3) 1866:6=311 (км/ч) V2

4) 311-145=166 (км/ч)

Ответ: На 166 км/ч на машине двигались быстрее.

Молодцы!

5. Музыкальная разминка.

6. А вот и остров “Режим дня”.

Для чего человеку необходимо соблюдать режим дня? А для того, чтобы соблюдать режим дня нам нужно разбираться во времени! Назовите наименьшую единицу времени? Чему равен 1 век?

Назови следующий год после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и     справа налево.

Замечательно!

7. Физминутка – гимнастика для дыхания-отправляем наш кораблик в путь

  1. Глубокий вдох через нос, медленный выдох через нос (3-5 раз).
  2. Глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (3-5 раз).
  3. Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (3-5 раз).
  4. Глубокий вдох через рот, медленный выдох через рот (3-5 раз).
  5. Глубокий вдох через нос, медленный выдох с произнесением в пуууууууть.

8. Последняя наша остановка “Безопасность”.

Как вы думаете, какая опасность может навредить нашему здоровью?

Решение задач. (Самостоятельно)

Автомобиль за 9 часов прошел 1215 км, а пешеход 4 прошел 16 км. На сколько скорость пешехода меньше скорости автомобиля?

Запомните! Переходить улицу нужно, только в специально отведенных местах! Где?

9. Сказочные жители Страны Здоровья Вам оставили письмо, ответьте на тесты и вы узнаете, что они вам написали. (Приложение 1)

Будьте здоровы!

10. Подведение итогов

Ребята! Наше путешествие подходит к завершению! Давайте вспомним, какие остановки совершали? Назовите их! Чем еще занимались на уроке?

Сейчас мы с вами постараемся оценить нашу работу! У нас три кораблика, выберите каждый свой.

Если вам понравился урок – зеленый.

Если было не все ясно – желтый.

Если не понравился урок – красный.

Подойдите к доске и отправьте свой кораблик в путешествие). Анализ.

Домашнее задание: стр. 8, № 256(2), №255.

Презентация 1

Презентация 2