Занятие педагога-психолога с учащимися 1-го класса во внеурочной деятельности "Интересное путешествие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  • выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства
  • снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
  • развитие внимания, глазомера, зрительной памяти ребенка, аккуратности.

Оборудование:

  • компьютер, проектор,
  • тетради,
  • кружки по числу учеников,
  • жетоны,
  • рисунок корабля на листе ватмана.

Продолжительность занятия 25 минут.

Ход занятия

1. Оргмомент. Приветствие. Введение в игровую ситуацию.(Слайд 1).

Презентация.

– Добрый день! Сегодня мы отправляемся в путешествие на корабле и увидим много нового и интересного.

Я буду капитаном, а вы–юнги. А кого называют юнга? (Слайд 2, 3)

Нас ожидает дальняя дорога. Давайте посмотрим друг на друга и скажем: “У меня все получится. У нас все получится. Мы справимся!”

2. Психогимнастика.

А путешествовать мы будем на необычном корабле. Давайте рассмотрим его? Что вы заметили необычного. (Слайд 3)

– Корабль готов к плаванию. Теперь соберемся все вместе и поднимемся на корабль. (В классе три ряда столов. Становимся в круг вокруг среднего ряда. Выполняя задания, движемся по кругу.)

– Входить на корабль можно только по трапу. Трап очень узкий и качается. Ребята, осторожно идите, не упадите, здесь ведь вода! Не спешите, можно руки расставить в стороны, чтобы балансировать. Вот все и поднялись на корабль.

– А что поможет нашему кораблю раздуть паруса?

- Ветер.

Упражнение на дыхание “Ветер”.

– Сделать носом глубокий вдох. На выдохе произнести звук “У”.

Когда я подниму руку вверх – произносим звук громче, опущу вниз – тише.

(Выполняем несколько раз)

– Вот какой сильный ветер поднялся! Всем по местам! Так как я капитан корабля, то я отдаю приказ

– Отдать швартовый! Полный вперёд!

– Вася, представь себе, что ты стоишь на мостике и смотришь вперед. Погода приятная, ясная, но вдруг небо стало темным, засвистел ветер, поднимаются большие волны. Ты уверен в себе, не боишься бури, ты чувствуешь себя сильным, уверенным. При этом ты стоишь прямо, спина у тебя прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносишь к глазам воображаемый бинокль. Буря вроде стихла?! Посмотрите, какой он храбрый, смелый. Ты держался как настоящий капитан. Молодец, Вася! Каждый из нас может стать отважным, уверенным в себе. Юнги, станьте прямо, ноги расставлены, вы уверенно смотрите вперед, подносите к глазам бинокль.

– Вижу землю справа по борту: “Стоп машина! Бросить якорь! Трап на землю!” Корабль остановился, и мы все выходим на берег. По трапу идем осторожно.

3. Разминка. (Приложение 1, Приложение 2.) После разминки дети садятся на свои места.

4. Графическая работа. (Приложение 3)

–Я получила какое-то странное послание. Давайте расшифруем его. Нам нужно быть внимательными. Слушаем и точно выполняем указания. (Графический диктант “Жираф”).

– А теперь сравните свою работу с тем, что должно получиться. (Слайд 5)

Молодцы.

5. Психомышечная тренировка.

Но нам пора в путь. (Поднимаемся и становимся в круг.) Нас ждет много испытаний, поэтому мы должны быть очень выдержанными, не раздражаться и не ссориться. Мы уже знаем, как себя можно сдерживать. Сегодня я научу вас еще одному способу.

Этюд “Ты — лев” (саморегуляция).

– Закройте глаза, представьте льва — царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как каждого из вас. Каждый из вас лев. У него ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев — каждый из вас! (Поза гордого человека.) Давайте попробуем еще раз. Это упражнение поможет вам сдержать свою злость, когда захочется кого-нибудь обидеть или что-нибудь разрушить.

Психомышечная тренировка (снятие мышечных зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем).

– Покажите, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое

– А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие, бой барабанов

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломаные

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные

Все спокойны. Стоим без движения. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Сколько положительных эмоций оно получило.

– На острове живут веселые дети. Там всегда тепло, поэтому дети ходят в маленьких юбочках, украшают себя браслетами. Вот такими (показывает). Украсьте себя.

Этюд “Радость” (эмоция радости)

– У детей на острове часто бывает радостное настроение. Им нравится быть вместе с друзьями, играть, общаться. Давайте покажем, как дети радуются успехам друг друга.

Этюд “Стыд” (эмоция стыда, вины)

– На острове дети и родители живут дружно, уважают и любят друг друга. Поэтому когда кто-то из детей нарушает правила поведения, то ему становится очень стыдно.

Послушайте одну историю.

Один мальчик взял без разрешения ночью, когда все спали, у девочки браслет, так как свой потерял. На следующее утро все узнали про это и ругали его. Ему было стыдно. Он чувствовал свою вину.Давайте покажем, как стыдно мальчику. (Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.)

– Все дети этого мальчика простили. Он пообещал больше так не делать. У него на душе стало спокойно и радостно. (Покажите, как обрадовался мальчик. Выразительные движения:брови подняты, улыбаться, хлопать в ладоши, подпрыгивать.)

Этюд “Честный шофер” (профилактика лживости)

– На острове все жители честные, нет обманщиков, нет воров.

Однажды произошел такой случай.В такси сел мужчина, у него был фотоаппарат. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофер посмотрел на место, где сидел пассажир, и увидел на сиденье оставленный фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошел к подъезду, в который вошел владелец фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на 2-м этаже одну из дверей открыл сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему фотоаппарат. Мужчина поблагодарил водителя.

Беседа с детьми

– Как можно назвать поступок шофера? А вы когда-нибудь оставляли вещи где-нибудь? Вы когда-нибудь поступали честно? Что вы чувствовали при этом?

Честность — очень хорошее качество характера человека! Я уверена, что вы все станете честными людьми.

Этюд “Слушай хлопки!” (активное внимание)

– Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). А если вы услышите три хлопка, то вы встаете и продолжаете ходьбу дальше (2—3 раза).

Вы такие молодцы, все внимательно слушали мои задания, все правильно выполняли. Я вами горжусь! (Ученики садятся на свои места).

6. Релаксация.

– Мы выходим на берег моря,располагаемся на теплом песке. Вы закрываете глаза от яркого солнца, раскидываете в приятной лени руки и ноги. А теперь поиграем!

Игра с песком (напряжение и расслабление мышц рук)

– Представьте, как вы в руки набираете воображаемый песок (на вдохе), сильно сжав пальцы в кулак, удерживаете песок в руках (задержка дыхания), посыпаете колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе), отряхиваете песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Вы роняете бессильные руки вдоль тел (2—3 раза).

Игра с муравьем (напряжение и расслабление мышц ног)

– Представьте, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Вы с силой натягиваете носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе); оставляете носки в этом положении, прислушиваетесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания); мгновенным снятием напряжения в стопах вы сбросили муравья с пальцев ног (на выдохе); ваши носки идут вниз — в стороны, расслабляете ноги, ножки отдыхают (повтор 2—3 раза).

“Солнышко и тучка” (напряжение и расслабление мышц туловища)

– Представьте, что солнышко зашло за тучку, стало свежо, и вы сжимаетесь в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, вдруг стало

Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)

– Представьте, что светит яркое солнце, мы подставляем солнышку подбородок, слегка разжимаем губы и зубы (на вдохе). Вот летит жучок, он собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко-крепко закрываем рот, чтобы жучок не залетел. Жук улетел, и мы слегка открываем рот, облегченно вздыхаем. Теперь мы подставляем носик, пусть он загорает, рот полуоткрыт. Вот летит бабочка и выбирает, на чей носик ей сесть. Давайте сморщим носик, поднимем верхнюю губу, рот оставим полуоткрытым (задержка дыхания). Улетела. Расслабим мышцы губ и носа (на выдохе). Снова прилетела бабочка. Пусть она покачается на качелях: подвигаем бровями вверх-вниз.

Сон на берегу у моря (отдых). (Приложение 4).

– А теперь расслабьтесь, можете закрыть глаза. Отдыхайте... Как хорошо, тепло. Солнышко согрело ваши ладошки, руки, пяточки, ноги, щечки... Тепло, уютно, приятно. Ласково плещется море, летают чайки. Песок совсем горячий. Как спокойно...Вам приятно...Вы расслаблены...Вы отдыхаете...

7. Рефлексия занятия – оценка занятия

– Все отдохнули. Пора возвращаться в школу. Вставайте, стряхните песок с одежды. Посмотрите друг на друга, все ли в порядке. Мне очень понравилось с вами путешествовать.

– А как вы себя чувствуете! Нарисуйте на кружках тот смайлик, который поможет понять ваше настроение, и приклейте на корабль.

– Все юнги вашего класса выполнили все задания, поэтому получаете жетоны. (Жетоны дети приклеивают в тетради)

Спасибо за старание.

Приложение 5.

Литература.

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – Творческий Центр. Москва 2009. – 160с.

2. А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – Москва. ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

3. Рахманова Е.М. “Графические диктанты для дошкольников”, М.: Владос, 2008.

152 стр.

4.http://vozhatiki.ruhttp://vozhatiki.ru/blog/solnyshko_luchistoe/ музыкальное сопровождение “Солнышко лучистое”

5. Studio2008 Relax “Звуки природы” дискформата CD-MP3