"Развитие умения различать приставки и предлоги". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:
– развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
– развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Организационный момент – Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Повернулись – улыбнулись и обратно развернулись.

Пусть на плечи ложатся заботы,
Но не будем мы унывать.
С понедельника и до субботы
Будем знания добывать.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Актуализация знаний 1. Минутка чистописания

– Выделите букву написание, которой необходимо повторить.
Учитель диктует слова: мороз, мороженое, комок, ком, зима.
Дети выделяют букву м. (показ образца написания)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

2. Словарная работа

– Отгадайте загадку:

Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала

– Сегодня к нам на урок прилетели волшебные снежинки. Почему они волшебные? (На них написаны словосочетания)

Весёлый ворабей, руский народ, душистые ягады, жыть под Москвой.

– Найдите ошибки в записи, исправьте их и запишите правильно.

Работа в парах.

– Образуйте новое сочетание на основе последнего, используя приставки по-и под-. (Пожить в Подмосковье.) Выделите приставки. Как они пишутся со словами? (Слитно.)
– Тайны какого раздела мы продолжим сегодня открывать?

3. Индивидуальная работа у доски

1) Разбор слов по составу:

Приход, листок, мышонок, подводник.

2) Звуко-буквенный анализ слова: усатый

Проверка с использованием сигнальных карточек. Самооценка.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания 1. Определение основного вопроса урока

Проблемная ситуация.

– Наши знакомые Петя, Вова и Катя, которые путешествуют вместе с нами по учебнику,  выполнили задание так:

Снежинки долетали доземли.
Снежинки до летали до земли.
Снежинки долетали до земли.

– Задание у ребят было одно?
– А как они его выполнили?
– Почему так получилось?
– Каких знаний им не хватило?
– Какой возникает вопрос?

– Составим план урока.

  1. Что такое приставки?
  2. Что такое предлог?
  3. Как отличить приставку от предлогов?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Физминутка

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

3. Открытие новых знаний

Используем подводящий диалог (по упр. 138).
Задание 1. Дети заканчивают сочетания: зашёл за дом, помчался по дороге, прочитал про приключения, донёс до двери… устно, затем записывают в тетрадях.
– Как записаны первые слова в сочетаниях? (Слитно.) Почему? (Это приставки.)
– Как вы записали новые слова, слитно или раздельно с за, по, про…? Почему? (Это предлог.)
Задание 2. Проведём эксперимент (в группах).
– Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между предлогом и следующим словом: за дом, по дороге, про приключения (за соседний дом, по широкой дороге, про невероятные приключения …)
– А также попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между приставкой и корнем в первых словах сочетаний: за (…) шёл, по (…) мчался и т.д.
– Что у вас получилось? (Между предлогом и следующим словом можно вставить новое слово, а между приставкой и корнем нельзя.)
– Сделайте  вывод: где можно вставить новое слово в сочетание?
(Новое слово можно вставить между предлогом и словом.)
Давайте сформулируем правило о том, как различить одинаково звучащие предлоги и приставки и как правильно написать их.
Сравнение выводов учеников с правилом в рамке учебника перед упр. 139.
Самооценка.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Развитие умений – применение знания 1. Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b34c6de-827f-4a66-9a09-83e4758b9c21/%5BNS-RUS_3-08%5D_%5BID_127%5D.html
2. Работа в парах сменного состава

1) Игра «Найди себе пару»

вбежал                в дом
поплыл               по реке
оттолкнул           от берега
скатился              с горы

2) Игра «Найди лишнее словосочетание»

(в)летел   (в)окно
(за)ехал  (за)письмом
(по)дарил  (по)дарок

Лишнее словосочетание: подарил подарок, так как в нём нет предлога.

– Кому дарят подарки? Когда?
– А можно подарить подарок своей малой родине?
– Какой подарок вы можете ей подарить.

(Дополнительное упражнение «Будь внимательным»)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ebff74f-8133-4512-b736-ed40036b9d97/%5BNS-RUS_2-11%5D_%5BIG_015%5D.swf

3. Игра «Поймай приставку»

– Из наших волшебных снежинок мы можем слепить комочки. Лепим комочки (дети имитируют движения). Кинули мне свои комочки. А я их поймаю.
–  А теперь я буду кидать вам комочки,  а вы должны поймать комочки только с приставками.
Приходят, по снегу, до дома, прошумел, на землю, захлопал.
– Сколько комочков вы поймали?
– Что можно слепить из этих комочков? (волшебных снеговиков)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока – Что нового узнали о приставках и предлогах? (Бывают одинаковые, но пишутся по-разному со словом.)
– Как отличить предлог от приставки? (Между словом и предлогом можно поставить другое слово.)

Самооценка

Если у вас сегодня всё получилось, и не было затруднений, то возьмите зелёного снеговика
Если  у вас были затруднения, но вы их преодолели – возьмите жёлтого снеговика.
– Если вам было трудно, и вы ничего не поняли – возьмите красного снеговика.

 
V. Домашнее задание Упр. 116 («Дидактический материал»), с 54