Тренинг педагогического взаимодействия

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие коммуникативной компетентности, творческого потенциала личности педагогов.

Задачи: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения работать в группе, развивать коммуникативные умения; формировать навыки эффективной невербальной коммуникации и эмпатии, навыки совместной деятельности.

Приветствие

Упражнение “Снежный ком”

Участникам предлагается выбрать себе тренинговое имя, которым они хотят, чтобы их называли в группе и на начальную букву своего имени охарактеризовать себя. Упражнение выполняется по принципу снежного кома.

Упражнение “Брось мяч”

Ведущий спрашивает у участников, согласны, ли они с высказыванием, что жизнь удалась, если утром идешь на работу с желанием, а вечером хочется возвращаться домой? С какими факторами связано желание идти на работу? Участники отвечают, перебрасывая мяч друг другу. Ведущий обобщает ответы участников.

Упражнение “Поменяйтесь местами...”

Ведущий предлагает немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Водящий предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п. Затем вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми.

Например, меняются местами те, кто:

- работает всю жизнь в одном учреждении;

- любит свою работу;

- работает воспитателем более 10 лет;

- мечтал быть педагогом с детства и т.д.

Упражнение “Мои сильные стороны”

Проводится в малых группах по 3 человека. Под быструю музыку участники двигаются по залу в хаотичном порядке, по команде ведущего “Молекулы три!”, объединяются по 3человека.

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников.

На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.

Обсуждение.

  • Какие чувства вызвало задание?
  • Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
  • Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
  • Какие чувства вы испытывали, когда вы услышали собственные черты в общем портрете?

Упражнение “Волшебные палочки”

Необходимый материал: незаточенные карандаши по количеству участников.

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары, встать друг против друга, прикоснуться друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук. Затем поместить между кончиками пальцев карандаши, удерживая их за торцы. Действуя “в связке”, не давая карандашам упасть, двигать руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполнить объединившись в четвёрки. И наконец, всей группой встать вкруг, лицом в центр и, не роняя карандашей: сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по часовой стрелке, против часовой – сначала медленно, потом побыстрее.

Обсуждение.

Какие эмоции вызвало у вас это упражнение? Какие чувства, о чем вы думали?

Упражнение “Розовый куст”

Необходимые материалы: листы формата А4, цветные карандаши по количеству участников, клей, ножницы, ватман, музыка.

Введение в упражнение. Ведущий говорит о том, что с древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого “Я”. В Китае таким цветком был “Золотой цветок”, в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза.

Затем ведущий предлагает участникам сесть поудобнее, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабиться. Звучит медленная музыка, ведущий читает следующий текст.

Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

Затем участники открывают глаза и рисуют розовый куст. После этого каждый участник вырезает свой куст и с помощью клея крепит свой рисунок на общий лист ватмана.

Обсуждение. Ведущий демонстрирует участникам коллективную работу и спрашивает о том, что они чувствуют о чем думают глядя на свою работу.

Завершение работы. Ведущий говорит, что занятие на этом завершается и предлагает поделиться впечатлениями от сегодняшней встречи.

Обратная связь.

  • Что вы получили от сегодняшнего занятия?
  • Какое у вас настроение?