Цели урока:
Образовательная:
- применить знания, умения, навыки в решении прикладных задач по данной теме;
- уметь правильно определять тип условного оператора;
- овладеть способом решения задач с помощью Условного Оператора средствами языка PASCAL;
- формирование межпредметных связей между математикой и информатикой.
Воспитательная:
- привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, честность, аккуратность, собранность;
- формирование мировоззрения по математике, воспитание умения управлять собой, контроля, взаимопомощи.
Развивающая:
- развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);
- развитие речи.
Тип урока: комбинированный
Основная учебная ситуация: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК
Ход урока
1. Организационный этап
Цель этапа: сообщить тему и цель урока, психологически настроить учащихся на работу.
Сегодня мы познакомимся с операторами, используя которые можно решить множество вышеперечисленных задач и научимся использовать их при составлении программ в Turbo Pascal.
2. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать знания учащихся, необходимые для решения задач
(Актуализация знаний выполняется в форме фронтального опроса и сопровождается показом слайдов. Информация на слайде проверяется, ищем ошибки в программах).
Повторим тот материал, который нам потребуется во время работы.
НАЙДИТЕ ОШИБКИ: (Слайд3)
1)
Program chast1;
Var x,y:integer;
Begin
x:=3; y:=7; z:=2*x/y;
writeln(‘z=2*x/y=‘, z:5:2);
End.
(ошибка: не описана переменная z)
2)
Programm chast2;
Var x,y,z:integer;
Begin
write(’введите х=’);
readln(x);
write(’введите у=’);
readln(y);
z:=x/y;
writeln(‘z=’, z);
End.
(ответы учеников: Programm –с одной m, z – не целого типа))
Дети комментируют структуру записи линейного алгоритма (Слайд4)
Program Example_1;
Var a,b,c: integer;
Begin
writeln (‘Введите два числа ‘);
readln (a,b);
c:=a*b;
writeln (’a*b= ‘, c);
writeln (’Нажмите<Enter> ‘);
readln;
End.
3. Объяснение новой темы
Цель этапа: изучить правила записи команды ветвления, изучить порядок выполнения команд, входящих в разветвляющуюся структуру и научиться составлять программы, в которых применяется команда ветвления.
Программирование ветвящихся алгоритмов
Существуют операторы ветвления: (слайд 5)
- Условный оператор
- Оператор выбора
- Оператор безусловного перехода
Условный оператор можно представить в виде блок-схемы:
ПОЛНЫЙ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР(слайд 6)
НЕПОЛНЫЙ УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР(слайд 7)
(структура записи представлена на очередном слайде)
Для программирования ветвящихся алгоритмов применяется условный оператор (оператор ветвления).
Условный оператор имеет следующий формат: (слайд 8)
if < логическое выражение> then <оператор 1> else <оператор2>
Операторы 1 и 2 могут быть простыми или составными.
IF – если; THEN – то; ELSE- иначе. (слайд 9)
Правила условного оператора(слайд 10)
1. Перед else точку с запятой ставить запрещено.
Если в качестве оператора надо выполнить несколько операторов, то они заключаются в операторные скобки Begin – end
Решим следующую задачу. (слайд11)
По блок-схеме составить программу:
Program funk1;
Var x,y: real;
Begin
writeln (‘x‘);
readln (x);
if x<=10 then y:=-5
else y:=x*x*x;
writeln (‘y=‘, y);
readln
end.
Определите результат операции при х=2, 7,12, 17(слайд12)
Задача:
а) if х<10 then x:=10 else
If x<15 then x:=15 else x:=20.
при m=3 и n=1:
б) if m<n then m:=n-2 else dec(m,2);
Для решения данной задачи используем условный оператор IF…THEN…
Задача: Из трех чисел выбрать наибольшее.
Определите результат программы:
Var a, b, c, max: real;
Begin
write(‘введите значения чисел a, b и c’);
readln(a,b,c);
if a>b then max:=a else max:=b;
if max<c then max:=c;
writeln(‘наибольшее из введенных чисел = ‘, max);
readln
End.
4. Закрепление
Набрать и отладить программу с максимальным числом (один из вариантов).
5. Самостоятельная работа учащихся.
Цель этапа: выявить уровень усвоения материала.
Задание
Даны два действительных числа х и у не равных друг другу. Меньшее из них заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.
Определить, является ли треугольник со сторонами а,b,c прямоугольным.
6. Работа по группам (задания даются по группам)
7. Домашнее задание
Выучить операторы и правила пользования ими в программе; разобрать дома примеры, рассмотренные в классе; составить программы решения задач, блок-схемы и исполнение для всех возможных вариантов данных.
Составить программы к задачам:
1. Заданное целое число будет возводиться в квадрат, если оно неотрицательное.
2. Даны два не равных числа. Вывести на экран большее из них.
8. Подведение итогов урока.
Цели этапа: подвести итог урока.
- Ребята, скажите, что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие виды задач нам позволяют решить условные операторы?
- Молодцы. Всем спасибо за работу, урок закончен.