Урок русскогго языка по теме "Предлог как часть речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Используемая технология Технология критического мышления через чтение и письмо
Тип урока Урок открытия нового знания
Цели урока:  
Предметные: Углубить знания о предлоге; и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.
Метапредметные: Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности.
Личностные: Формировать грамотную устную и письменную речь.
Оборудование, дополнительные материалы Слайд-презентация, листы оценивания, раздаточный материал 1, раздаточный материал 2, таблички с терминами 1, таблички с терминами 2.

Ход урока

Стадия (фаза) урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Стадия вызова 1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы? (Слайд №2)

Презентация.

2. Мотивация учащихся.

- Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды.

Предлагаю поработать в парах, разгадать кроссворд, придумать название. Приём “Кроссворд”

(Слайды № 3,4)

Может ли быть кроссворд грамматической задачей? (Учитель может сказать, что лишним является слово благодаря, но не объяснить почему. Ответ дети найдут сами сегодня)

Работа с листом оценивания

3. Этап целеполагания.

- Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. Что вы знаете уже о предлоге с начальной школы? (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Учащиеся говорят о своём настроении, готовности поработать.

 

Работа в парах

Дети решают кроссворд, находят ключевое слово предлог

1. Скучать по вас

2. При содействии друзей

3.Читать без очков

4. Добежать до дома

5. Капли для лечения

6.  Предостеречь от опасности

7. Сделал благодаря мне

Ученики могут дать верные неверные ответы. Трудности возникают при разгадывании 7-го предлога благодаря.

Ученики работают с листом оценивания

Формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения.

Ученики отвечают:

Тема урока - “Предлог”. Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

II.Стадия осмысления 1. - Ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Мы открываем эту тему. А что вы знаете о предлогах?

Приём “Знаю – Хочу узнать – Узнал” (Слайд № 5)

В первую колонку напишите предлоги, какие знаете.

Работа с листом оценивания

- Значение предлогов точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова “словечками отношений”. Почему?

Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше?

Книга, стол, лежит (Слайды№ 6,7)

Почему эти предлоги выбрали? Предположим, что эти предлоги часто употребляются.

Работа с листом оценивания

Прием “Инсерт”

.Пометки на полях:

V - уже знал ранее

+ - новое для меня

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Поработаем с теоретическим материалом. Откройте учебники на стр.152-153. Прочитайте теоретический материал и заполните таблицу “З – Х – У” (Слайды № 8, 9)

Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры, делают записи в таблице, заполняют первый и второй столбики

 

 

Работа в парах

Ответы:

Книга лежит на столе.

Книга лежит в столе.

Книга лежит под столом.

Книга лежит за столом.

Книга лежит у стола.

Книга лежит перед столом.

Дети заполняют таблицу

2. Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге. Выводы необходимо записать в таблицу “З – Х – У” в 3-ю колонку. Готовы?

1 группа.

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются?

... базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов ... новой шинели и ... узелком ... руке. .... ним шагает рыжий городовой ... решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... .... площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят .... свет божий уныло, как голодные пасти; .... них нет даже нищих. (Слайды № 10, 11)

Класс делится на 6 групп.

Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текста.

 

(Ответ 1 группы: Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

2 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

(Слайды №12, 13)

(Ответ 2 группы: В тексте 11предлогов: к - 1, около -1 в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги – в – 4 раза используется, на - 3 раза. Все предлоги написаны со словами отдельно.)
3 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

(Слайды №14, 15)

(Ответ 3 группы.: Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные предлоги: согласно. В тексте 13 предлогов, наиболее употребительные – в (5), с(3).
4 группа.

Прочитайте выразительно текст. Вспомните, кому он сегодня предназначен? Найдите в тексте предлоги. Составьте своё короткое SMS-сообщение и отправьте адресату. Понадобятся вам предлоги?

Желаем дружно нашей Даше
Улыбок, солнышка с утра,
Чтоб с каждым днем была всё краше,
Здорова, счастлива, добра!
Пусть будет мир в душе твоей,
Желаем ярких-ярких дней,
И жить в ладу всегда с собой,
Пусть будут близкие с тобой. (Слайды №16, 17)

(Ответ 4 группы.: Текст предназначен Захаровой Даше, так как у неё сегодня День рождения. В тексте 6 предлогов: с, с, в, в, с, с. SMS-сообщения:

1.С Денюхой, Даша! Успехов во всём! Одноклассники.

2.Даша! С Днём рождения! Удачи в делах. Девочки 8Л

Предлоги понадобились в обоих SMS-сообщениях: с, во, с, в.

5 группа.

Рассмотрите внимательно таблицу, озаглавьте ее. Придумайте слова или словосочетания, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки (из третьей колонки).

Только предлоги Только приставки Предлоги и приставки
Вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под Воз-, низ-, раз, пре- пере- Без, в, во, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между
    Например, без тебя – безответный, в больнице - вбежать

(Слайды №18, 19)

Ответ 5 группы: Заголовок к таблице “Предлоги и приставки”. Слова с омонимичными предлогами и приставками: вошёл – во рту, забежал – за лесом, износил – из дома, межнациональный – меж нами, надписать – над рекой, налить – на столе, отъехать - от доски, обежать – о маме, обложить – об пол, примчаться – при тебе и др.
6 группа.

Используя материал учебника на стр.150-153 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер. (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).

(Слайды №20, 21)

3. Заслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему “Предлог”, несмотря на то что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного.

Ответ 6 группы: Кластеры “Служебные части речи”, “Предлог” или общий “Морфология”. Ученики, используя таблички, создают на доске кластеры и комментируют их.

Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов

III Стадия рефлексии 1. Контрольно-оценочный этап.

Заполнение таблицы “Знаю – Хочу узнать – Узнал”

Вернитесь к началу урока и таблице “Знаю – Хочу узнать – Узнал”, заполните 3 колонку “Узнал”. (Слайд № 22)

Ученики делают записи в таблице, дополняют третий столбик

Ответ: Узнали, что

1. Предлоги бывают простыми и составными.

2. Производными и непроизводными.

3. Частотные предлоги – в, на, с.

4. Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5. Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6. Предлоги употребляются с определенными падежами.

2. Оценка результативности урока.

Выразите понимание темы “Предлог как часть речи” через составление синквейна.

Прием “Синквейн”.

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. (Слайды №23, 24)

Ученики зачитывают синквейны:

1.Предлоги

Простые, составные

Служат, пишутся, употребляются

Наиболее частотны в, на.

Слова.

2. Предлоги

Производные, непроизводные

Не изменяются, образуют, употребляются

Они являются “словечками отношений”

Часть речи.

Работа с листом оценивания

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

3.Домашнее задание.

- Ребята! Нарисуйте, каким вы представляете Предлог и расскажите о его жизни. Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником словам дело, неделя.

Упр.334, 330 (Слайд №25)

4. Оценивание работы.

- Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания)

Устная рефлексия.

Интересным показалось ...

Полезным было .....

Мне трудно было.....

Я понял....

Я справился с заданиями....

Я выполнил...(Слайды №26, 27)

Дети работают с листом оценивания

Ученики записывают домашнее задание.

 

 

 

 

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.