ВВЕДЕНИЕ
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребёнка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра, верная помощница воспитания. Игра увлекает ребенка, ведёт его в свой весёлый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.
Программное содержание: Показать красоту зимнего леса; вызвать у детей интерес к явлениям природы, формировать умения беречь её. Воспитывать познавательный интерес к природе. Помочь детям понять неповторимость каждого вида деревьев, растений, значение их роли в природе и в жизни человека.
Методические приёмы: показ, объяснение, вопросы воспитателя и ответы детей, художественное слово.
Оборудование: картины о зиме, костюмы к празднику (дети одеты в костюмы: девочки Снежинки, Снеговика, Метели). Зал украшен макетами деревьев, картинами о зиме. Аудиозаписи зимнего леса, голоса птиц.
Ход занятия
Воспитатель:
Пробушевала бурная метель,
Посеребрив прическу стройных сосен.
Береза белая, на плечи шаль набросив,
Блестит на солнце тонкой берестой.
Кругом в природе наступил покой.
Деревья в зимнем сне оцепенели,
Как будто ожидая вновь метели.
Ребята, о каком времени года это стихотворение?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Как можно догадаться, что речь идет о зиме?
Дети: В стихотворении говорится о метели, белой березе, зимнем сне.
Воспитатель:
Зимние загадки загадаю я,
Зимние отгадки ожидаю я.
И так, загадки.
– Не снег в лесу и не лед,
Серебро на деревья нанесет. (Иней)– Завываю, снегом играю,
В поле шалью стелюсь,
Вдоль заборов деревьев ложусь. (Метель)– С туч огромных он слетает.
В воздухе кружится,
На солнышке сверкает.
На землю ложится,
В сугробы превратится. (Снег)– Без крыльев летит, деревья валит.
Провода качает,
Людей в спину толкает. (Ветер)– По лесам, по полям
Ходит, бродит великан.
Без шубы лучше не ходи,
Ноги, руки береги.
За лицо хватает,
За щеки кусает. (Мороз)
В зале появляются дети, одетые в костюмы (Дуб, Береза, Сосна, Ель, Осина, Рябина). Останавливаются, замирают. Слышна мелодия завывания ветра, звуки метели. Появляется Метель и, кружась, движется среди деревьев. Выходит Зима, взмахивает рукой, Метель уходит
Зима:
Пришла зима,
Подул студеный ветер,
Кружатся в воздухе снежинки,
Ложась на землю белой пеленой,
Одна красивее другой,
Растут беззвучно, за слоем слой,
Нужны пушистые сугробы,
Деревьям не замерзнуть чтобы.
Аудиозапись: звуки зимней природы как фон
Дуб: Отбушевала метель. Все стихло. Я – огромный богатырь устоял, не замерз, благодаря товарищам моим.
Береза: Иней посеребрил мои косы. Сверкает на солнышке моя береста.
Сосна: Вьюга придала мне стойкости и храбрости, надела мне шапку на мою прическу. А от этого стало еще теплей.
Ель: Ели зимой напоминают кольчугу, надетую на лес. Даже маленькие елочки храбро топорщат свои веточки.
Осина: Листьев зимой у меня нет, чтобы дрожать, но я сама сильная и крепкая, устою в любую непогоду.
Рябина: Белое покрывало подарила мне пурга. Мои ягоды – красные бусы – стали от этого еще ярче. Жду в гости птиц.
Зима: Я очень рада. Теперь сюда зову моих снежинок. Пускай станцуют зимний танец.
Эй, снежинки, выходите,
Снеговика с собой зовите,
Свой зимний танец заведите.
Под звуки вальса Снежинки танцуют. Снеговик в центре. У него в руках маленькая елочка.
Калина: (вбегает на сцену с лукошком, в котором ягоды калины).
Друзья мои, остановитесь!
Лицом ко мне все повернитесь!
Я украшенье вам несу,
Сейчас его всем подарю!
Все останавливаются. Калина Снеговику и Снежинкам дарит гроздья.
Снеговик:
Ох! До чего ж доволен,
Говорю сто раз подряд:
– Тебе спасибо, милая Калина,
Наш хоровод пошел на лад!
Все уходят за кулисы.
Зима:
Пора мне тоже уходить,
Болота моховые посетить.
Зима уходит.
Воспитатель: Разбросала зима толстый слой снега на поля, на леса. А что же там, под снегом? Под снегом кустики брусники зеленые и свежие, как летом. Черника сбросила листья, но стебли ее сохраняют ярко-зеленую окраску. Зимует под снегом и клюква со стеблями и ягодами.
Демонстрация растений из гербария
Воспитатель: Ребята, что мы с вами узнали о зиме?
Мальчик: Зима – это много-много белых красивых снежинок. Они падают на землю из туч. Падая на землю, лепятся друг к другу, образуют сугробы. Идет зима, растут сугробы, снежный покров становится плотным.
Девочка: Зимой в лесу тихо. Снег лежит на соснах, елях и под деревьями, прикрывая растения, растущие внизу. Хорош лес в зимнем уборе!
Воспитатель:
Мы в заколдованном лесу
Сегодня, дети, побывали.
И много для себя узнали –
Не зря зиму на праздник приглашали.
После занятия демонстрируется видеоряд “В зимнем лесу”.