Цель НОД: учить детей пересказывать сказку; отрабатывать интонационную выразительность речи; формировать умение детей свободно пользоваться приоритетными навыками в самостоятельной речи; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу; развивать образное мышление.
Задачи НОД:
- обогащение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие диалогической речи;
- способствовать эмоциональному сближению детей;
- учить осознавать телесные ощущения и эмоции;
- умение взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать, сопереживать героям и помогать.
Предварительная работа с целью мотивации детей к совместной деятельности:
- чтение сказки, рассматривание иллюстраций различных художников;
- просмотр одноименного мультфильма, беседа по содержанию;
- словарная работа (коромысло, прорубь, причитывать, смекнул, плутовка, улучила время);
- выставка рисунков по сказке;
- подбор атрибутов и костюмов к драматизации сказки;
- беседа о временах года;
- слушание звуков природы.
Материалы: оформление помещения в виде лесной полянки: ёлочки, сундук, снежный ком (мяч, обшитый ватином), снежинки, стульчики накрыты ватином (имитирую сугробы). Костюмы (лиса, волк, собаки). Проектор, экран, презентация.
Технологии:
- Игровая.
- Методика подготовки и проведения театрализованных игр.
- Технология здоровьесбережения и здоровьесохранения.
- ИКТ – технология.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и выскажем добрые пожелания!
Дети: Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать к нам! Мы очень рады вас видеть! (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко. И вдруг кто-то погладил меня по спине.
Вот так! (подхожу к ребенку и поглаживаю его по спине). Ребята, погладьте друг друга по спине. Молодцы!
Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: “Не бойся! Я хочу с тобой подружиться”, и погладил меня по руке. Вот так! (поглаживаю по руке ребенка). Ребята, погладьте друг друга по руке. Молодцы!
Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно смотрел на меня. Вот так! (смотрю на ребенка по-доброму, с улыбкой). Посмотрите друг на друга с улыбкой, по-доброму. Молодцы!
Ребята, это сказочный гномик! (на экране появляется изображение сказочного гномика). Он приглашает нас в страну сказок. Это удивительная, волшебная страна. Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая эта страна.
(Звучит музыка “В гостях у сказки”. На экране появляются кадры зимних пейзажей и воспитатель читает загадку)
Воспитатель:
Белая красавица снегу намела
Речку заморозила, елку принесла.
Какое время года, скажите?
Дети: Зима!
Воспитатель: Как вы догадались, что эта ЗИМА?
Дети: Зимой много снега, вокруг всё белым-бело, речка замерзла.
Воспитатель: Что ещё происходит зимой?
Дети: Мороз морозит нос, мы одеваемся тепло, кругом много снега, деревья покрыты “снежными шапками”, солнце греет плохо, катаемся с горки на санках.
(Слышны звуки метели)
Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (метель, дует ветер). Давайте превратимся в легкие снежинки и под музыку покружимся (Дети и воспитатель под музыку кружатся под “Вальс № 7” Ф.Шопена).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сугробов вокруг намело, а возле дерева, в снегу, я нашла волшебный сундучок и я его открою. Что там? (Достаю волшебный комок). Давайте поиграем с ним в игру “Один-много”.
Рыба – рыбы | Пирог – пироги |
Хвост – хвосты | Прорубь – проруби |
Воротник – воротники | Река – реки |
Лиса – лисы | Волк – волки |
Подарок – подарки | Шуба – шубы |
Кумушка – кумушки |
Воспитатель: Молодцы! Ребята! А что ещё есть в сундучке?
(Достаю шапочку и юбку лисы, одеваю на ребенка). Как вы думаете, что это?
Дети: Костюм лисы.
Воспитатель: Правильно. А какая она лиса?
(Проводится физкультминутка)
У лисицы острый нос (руками показать острый нос)
У неё пушистый хвост (руками показать пушистый хвост)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. (Поглаживают бока)
Лиса павою похаживает, (величаво идут, поворот головой вправо, влево)
Шубу пышную поглаживает. (Поглаживают бока)
Я – охотница до птицы! (тихо крадутся)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь! (стоят, чуть согнув ноги в коленях)
После прыгну и схвачу, (прыжок, хлопок)
Деткам в норку отнесу. (Спокойная ходьба)
(Дети после физкультминутки садятся на стульчики-сугробы)
На экране появляются картинки из сказок (3 раза по 4 картинки).
Воспитатель: Посмотрите на картинки из сказок. Вспомните и найдите лишнюю картинку из сказки, где лиса не является героем.
Дети: выбирают правильный ответ.
Воспитатель подходит к сундучку и достает снежинку с загадкой.
Воспитатель: Посмотрите, в сундучке еще есть снежинка. Да не простая, а сказочная, с загадкой! Ну-ка, кто сможет отгадать?
Рыбку он ловил хвостом
И лису спасал потом.
Вёз до дома на спине.
Кто? – скажите быстро мне!
Дети: Волк.
Воспитатель: А как называется эта сказка?
Дети: “Лисичка-сестричка и волк”.
Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?
Дети: Плутовка, кокетливая, воровитая, красивая, хитрая.
Воспитатель: А теперь мы сказку оживим!
(Идет игра-драматизация с участием детей)
Лиса: (в руках у неё рыба)
Мужика перехитрила,
И всю рыбу утащила!
Вот устала, так устала.
Возле речки я гуляла.
Волк:
Рыбку тоже я хочу.
Лиса: (прячет рыбку)
Так поймай, я научу!
Ты ступай дружок к реке
Сядь в укромном уголке,
Хвост свой в прорубь опускай
И всё время повторяй:
Ловись рыбка большая и маленькая.
Волк:
Ну, спасибо, Лисавета.
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи!
Лиса:
Не забудь, слова скажи!
Волк:
Ловись рыбка большая и маленькая.
Лиса:
Ясни, ясни на небе звезды:
Мерзни, мерзни волчий хвост!
Собаки:
Гав-гав, тяв-тяв, лови-держи!
Волк:
Хорошо же, уж я тебе отплачу сестрица!
Воспитатель: Ребята! Какой волк в этой сказке?
Дети: доверчивый, простак, простодушный.
Воспитатель: К сожалению, наше время истекло, мы должны покинуть волшебную страну сказок. Давайте скажем гномику СПАСИБО (дети говорят “СПАСИБО”).
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на свете побеждает зло!
Список использованной литературы:
- Гуськова А.А. “Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок”, – Волгоград, издательство “Учитель”, 2010 г.
- Ежемесячный научно-методический журнал “Дошкольное воспитание” № 2/2011.
- Ежемесячный научно-методический журнал “Дошкольное воспитание” № 7/2012.
- “Лиса и волк” – русская народная сказка (пересказ Толстого А.Н.), Издательство: Мелик – Пашаев, 2012, ID 2882154.