Место и роль урока в изучаемой теме: итоговое занятие по изученным разделам: “ Лексикология” и “Текст”, систематизирующее, обобщающее языковые понятия этих разделов для развития практических умений обучающихся по работе с текстом.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного на основе системно– деятельностного подхода.
Цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с текстом.
Задачи урока:
- систематизировать, обобщить изученное в разделах: “Лексикология” и “Текст”;
- развивать творческие, речевые способности обучающихся при работе с текстом;
- формировать стремление к речевому совершенствованию на основе алгоритма работы по предложенному тексту и по созданию собственного текста.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковые словари, учебный комплекс для 5 класса:
Русский язык. Теория. 5– 9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/В.В.Бабайцева.– 10– е изд., – М.:Дрофа, 2012.
Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд./под ред.А.Ю.Купаловой.– М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд./Е.И.Никитина.– М.:Дрофа, 2010.
Предполагаемые результаты:
- личностные – понимание роли языка в развитии интеллектуальных, творческих качеств личности, осознание словарного богатства русского языка, пополнение объёма словарного запаса для выражения мыслей в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- метапредметные – способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать последующие результаты; соблюдать нормы построения текста, выражать своё мнение; владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение использовать языковые средства;
- предметные – знание основных единиц языка и речи; знание терминов изученных разделов: “Лексикология” и “Текст”; знание основных средств связи предложений в тексте, лексические средства связи (лексический повтор, текстовые синонимы, родо– видовые слова).