Урок окружающего мира по теме "Тело и его строение". 3-й класс
Цели урока:
Образовательные:
- ввести понятие “внешнее” и “внутреннее” строение тела человека;
- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;
- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза; развивать интерес к познанию собственного организма; Воспитательные:
- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и стремление к здоровому образу жизни.
- умения работать в коллективе;
Оборудование:
- презентация к уроку, компьютер, проектор, таблица “Строение тела человека”, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, полоски с названиями частей тела и внутренних органов человека, скелет человека, воздушные шарики, цветные карандаши, скелет и силуэт человека (листы), тест, кроссворд,
- карточки с названиями частей тела и органов человека.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дети.
– С каким настроением вы пришли в школу?
2. Введение в тему урока.
– Я, ты, он, она – вместе целая семья.
В слове “Мы” сто тысяч “я”:
Большеглазых, озорных,
Темных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых.
В городах и селах.
– Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке? – Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе? (Слайд 1)
– Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? – Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать – как?
– Внимание на экран. Что вы видите? (машину)
(Презентация, слайд 2)
– Какие части машины снаружи? (двери, окна, колеса, фары…)
– А что находится внутри машины? (сиденья, руль, двигатель…)
– То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины.
– То, что видим внутри – это внутреннее строение машины.
– Человек тоже имеет внутреннее и внешнее строение. (Слайд 2 по
щелчку)
3. Сообщение темы урока.
– А знаете ли вы, как устроены мы с вами?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека, как
работают и взаимодействуют его органы. Посмотрите на экран.
Тема нашего урока: “ Тело и его строение.”
В течение урока нам предстоит ответить на вопросы. Посмотрите, что
это за вопросы. Прочитайте. (Презентация, слайд 3).
1.Внешнее строение тела человека.
2. Скелет.
3. Что у нас внутри? (внутреннее строение тела человека).
6. Зачем нам знать строение тела человека?
7. Зачем нам еда?
4. Изучение нового материала.
А) Внешнее строение тела человека.
– Встаньте, пожалуйста. Посмотрите друг на друга и скажите, как
устроено тело человека снаружи. Погладьте себя по голове.
(Презентация, слайд 4 по щелчку добавлять части тела).
Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди,
покажите спину. Погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте
руками. Потопайте ногам. Молодцы! Садитесь.
– Какие части тела относятся к внешнему строению тела человека?
(ответы детей).
– Правильно! К внешнему строению тела человека относятся следующие
части тела: голова, шея, туловище, на котором находится грудь,
спина, живот, потом руки и ноги. (Презентация, слайд 5).
– Переходим ко второму вопросу. (Презентация, слайд 6)
Б) Скелет.
– Постучите себя по лбу. Чувствуешь, что-то твердое под кожей? Это
кость. В нашем теле 212 костей. Они служат опорой организму и
защищают его важнейшие внутренние части. Найдите друг у друга
позвоночник. Проведите рукой. Позвоночник – это основная часть
скелета человека. (Показ позвоночника на деревянном скелете). Он
состоит из 33 костей – позвонков, соединенных, словно бусинки. Это
делает нас гибкими. (Презентация, слайд 7). Встаньте,
дотянитесь до пальчиков ног. Видите, какие мы гибкие! А теперь
возьмите ручку и попробуйте, не сгибая руки написать. Невозможно!
Поэтому в каждой руке не одна длинная кость, а несколько более
коротких, подвижных. Поднимите руки, покажите кисти. В каждой
кисти, считая запястье 27 костей. Итак, давайте посмотрим на наш
скелет и назовем его составные части. (Работа по листочкам, скелет
человека). Молодцы!
– Впереди, нас ждет третий вопрос. (Презентация, слайд
8).
В) Что у нас внутри? (внутренне строение тела
человека).
Мы рассмотрели внешнее строение человека, его скелет. А теперь
узнаем, что у нас внутри? Тело состоит из органов. Вы смотрите
вокруг, пишите, читаете. Все это происходит как бы само собой. Но
это не так. – Как думаете, все ваши действия выполняются сами
собой, или ими кто – то руководит? В теле человека есть “командный
пункт”, который управляет работой всего организма – это мозг.
(Презентация, щелчок). Головной мозг является нашим
центральным компьютером. Он получает информацию о том, как работают
все органы тела человека, и отдает им приказы, контролирует работу
всего организма. Он состоит из нервных клеток.
– Как же называют головной мозг? (Командный пункт или центральный
компьютер).
– Какую работу выполняет головной мозг? (Управляет работой всего
организма).
– В какой части тела располагается этот орган? (В голове).
– На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите головной мозг и
раскрасьте его простым карандашом.
Реакция человека на различные события жизни выражаются эмоциями.
Наши эмоции связаны с деятельностью головного мозга. Я сейчас
попрошу выйти ко мне… Ф.И ребенка. Я покажу картинку тебе какое
чувство человека надо изобразить. (Грусть, удивление, гнев, испуг).
Дети вы смотрите и отгадываете, что ….(Ф.И. ребенка) изображает.
Например, радость (показываю сама). (Картинки чувств можно показать
для проверки) Молодцы! Когда мы спим, мозг отдыхает, но не
отключается. Наши сны – свидетельство его непрерывной работы. Сны
видит каждый человек, просто не все их запоминают.
Физкультминутка - музыкальная
Вот мы с вами активно
подвигались, положите руку на грудь, слышите тук-тук, это что у
нас? (Сердце бьется). (Презентация, слайд 8 по щелчку). А
сердце у нас внутри, мы его не видим. Как у машины есть двигатель,
чтобы она работала, так и у нас сердце. Сердце – это мышечный
насос, качающий кровь по телу. По размеру и по форме напоминает
сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце,
сожми кулачок и узнаешь. Сердце постоянно сокращается и
расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам. За 1 минуту
4-5 литров крови перегоняет. (Практическая работа. Дети ,по сигналу
учителя считают пульс.) Теперь каждый из вас знает, сколько ударов
в минуту делает ваше сердце.
– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по кровеносным
сосудам).
– Где находится сердце? (В груди, в левой стороне).
– Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьется.
Дети, раскрасьте красным карандашом “сердце” на силуэте
человечка.
Следующий орган легкие. (Презентация, слайд 8 по щелчку).
Как думаете, как долго человек может не дышать? – Давайте проверим.
По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется
вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову –
Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только
вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я
вам назову (Практическая работа. Учитель с секундомером, дети по
сигналу делают вдох и задерживают дыхание. Дети делают вывод, что
без дыхания человек жить не может.) – Итак, сколько секунд вы
смогли не дышать? Чтобы жить, человеку нужно дышать. Кто знает, при
помощи какого органа мы дышим? Они похожи на две розовые губки.
(учитель показывает губку). (Опыт с губкой. У каждого ребенка –
губка. Проследите, что происходит с губкой, когда вы ее сжимаете –
вы сделали выдох, теперь отпустите губку – вы сделали вдох.) –
Какой вывод можно сделать о работе наших легких? Дети делают вывод:
При вдохе легкие расширяются, при выдохе – сжимаются). Расположены
легкие в грудной полости, по обе стороны сердца. Легкие нужны,
чтобы дышать. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и
удаляют из нее углекислый газ. Когда человек вдыхает воздух, они
расширяются, а когда выдыхает – сжимаются.
– Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать).
– Где располагаются? (В грудной полости по обе стороны сердца).
– А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие
работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем
шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы делаем около
23 тысяч вдохов и выдохов.
– Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте,
синим карандашом легкие на силуэте человека. – Скажите, зачем мы
кушаем? (Ответы детей) – Верно, мы едим, чтобы жить. Но нашему
организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в
рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Переработкой пищи
занимаются органы нашей “внутренней кухни”. Кто знает, какие это
органы? (Ответы детей) Следующий орган – желудок.
(Презентация, слайд 8 по щелчку). Главное отделение
“внутренней кухни” – желудок.
В нем происходит подготовка к перевариванию пищи. Он находится в
верхней части живота, под ребрами. Желудок похож на мышечный мешок,
который растет по мере поступления пищи. Без еды он как спущенный
воздушный шарик. Возьмите шарик в руки посмотрите. Дунешь в шарик –
он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он
растягивается.
– Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу).
– Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой
стороны).
– Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человека
“желудок” и раскрасьте желтым цветом.
От желудка начинается длинный, извилистый коридор – кишечник. Его
длина более 10 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки.
Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается
в нем. (Опыт с бельевой веревкой). Он поглощает все ценное из нашей
пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в
толстой кишке накапливаются ненужные вещества.
– Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается
организмом).
– Где находится кишечник? (В животе).
– Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник
и раскрасьте зеленым цветом.
И еще один орган – печень. (Презентация, слайд 8 по щелчку).
Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя.
Она выполняет несколько важных функций. Печень очищает кровь от
токсических соединений, выделяет желчь.
– Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает
переваривать пищу в кишечнике).
- Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части
живота).
– Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте
человечка и раскрасьте коричневым цветом.
– Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека.
Перечислите внутренние органы, которые мы с вами сейчас разбирали.
(Мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень).
– Зачем нам нужно изучать наше тело?
Е) Зачем нам знать строение тела человека?
–
Правильно! Чтобы сохранять и укреплять здоровье. А как мы можем это
сделать? (Делать зарядку, больше ходить пешком, не пропускать уроки
физкультуры, правильно питаться).
Ж) Зачем нам еда?
Мы только что сказали, чтобы
быть здоровым надо правильно питаться, а что значит правильно
питаться? (ответы детей).
– Пища служит для нашего организма своеобразным топливом, которое
дает телу необходимую энергию для работы и материал для роста.
– Мы сказали, нашему организму не обходимы фрукты, вот мы сейчас с
вами и проследим, как путешествует обычное яблоко по
пищеварительной системе. Возьмем яблоко. Зубами откусываем и
пережевываем, чтобы потом проглотить. Глотаем. А теперь кусочки
яблока идут к желудку по пищеводу. В желудке яблоко превращается в
полужидкое пюре, затем кашица движется по кишечнику. Тело всасывает
из нее все что нужно, а все лишнее для организма выводится.
5. Закрепление.
– А теперь мы проверим, как вы хорошо меня слушали.
Посмотрите пред вами таблица (Презентация, слайд 10).
Строение тела человека
| Внешнее | Внутреннее |
| Части тела | Органы |
| Голова | Мозг |
| Шея | Легкие |
| Туловище | Сердце |
| Грудь | Желудок |
| Живот | Кишечник |
| Спина | Печень |
| Руки | |
| Ноги |
На столе лежат карточки с названиями частей тела и органов. Вам
нужно правильно распределить таблички.
– Следующее задание, я раздам вам кроссворды. Вы должны записать
правильные ответы.
– Тестирование.
6. Итог урока. Вывод:
– Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.
– С чем вы познакомились на уроке?
– Назовите части тела человека?
– Назовите внутренние органы человека?
– Сегодня вы хорошо поработали на уроке, (Презентация, слайд
12).
7. Домашнее задание.
Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека. (Презентация, слайд 13).