Цели урока:
Образовательные:
- ввести понятие “внешнее” и “внутреннее” строение тела человека;
- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;
- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза; развивать интерес к познанию собственного организма; Воспитательные:
- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и стремление к здоровому образу жизни.
- умения работать в коллективе;
Оборудование:
- презентация к уроку, компьютер, проектор, таблица “Строение тела человека”, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, полоски с названиями частей тела и внутренних органов человека, скелет человека, воздушные шарики, цветные карандаши, скелет и силуэт человека (листы), тест, кроссворд,
- карточки с названиями частей тела и органов человека.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дети.
– С каким настроением вы пришли в школу?
2. Введение в тему урока.
– Я, ты, он, она – вместе целая семья.
В слове “Мы” сто тысяч “я”:
Большеглазых, озорных,
Темных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых.
В городах и селах.
– Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке? – Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе? (Слайд 1)
– Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? – Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать – как?
– Внимание на экран. Что вы видите? (машину) (Презентация,
слайд 2)
– Какие части машины снаружи? (двери, окна,
колеса, фары…)
– А что находится внутри машины? (сиденья, руль,
двигатель…)
– То, что мы видим снаружи – это внешнее строение
машины.
– То, что видим внутри – это внутреннее строение
машины.
– Человек тоже имеет внутреннее и внешнее
строение. (Слайд 2 по щелчку)
3. Сообщение темы урока.
– А знаете ли вы, как устроены мы с вами?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело
человека, как работают и взаимодействуют его
органы. Посмотрите на экран.
Тема нашего урока: “ Тело и его строение.”
В течение урока нам предстоит ответить на
вопросы. Посмотрите, что это за вопросы.
Прочитайте. (Презентация, слайд 3).
1.Внешнее строение тела человека.
2. Скелет.
3. Что у нас внутри? (внутреннее строение тела
человека).
6. Зачем нам знать строение тела человека?
7. Зачем нам еда?
4. Изучение нового материала.
А) Внешнее строение тела человека.
– Встаньте, пожалуйста. Посмотрите друг на друга
и скажите, как устроено тело человека снаружи.
Погладьте себя по голове. (Презентация, слайд
4 по щелчку добавлять части тела). Покажите шею.
Далее туловище. На туловище похлопайте по груди,
покажите спину. Погладьте живот. Поднимите руки
вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногам.
Молодцы! Садитесь.
– Какие части тела относятся к внешнему строению
тела человека? (ответы детей).
– Правильно! К внешнему строению тела человека
относятся следующие части тела: голова, шея,
туловище, на котором находится грудь, спина,
живот, потом руки и ноги. (Презентация, слайд
5).
– Переходим ко второму вопросу. (Презентация,
слайд 6)
Б) Скелет.
– Постучите себя по лбу. Чувствуешь, что-то
твердое под кожей? Это кость. В нашем теле 212
костей. Они служат опорой организму и защищают
его важнейшие внутренние части. Найдите друг у
друга позвоночник. Проведите рукой. Позвоночник
– это основная часть скелета человека. (Показ
позвоночника на деревянном скелете). Он состоит
из 33 костей – позвонков, соединенных, словно
бусинки. Это делает нас гибкими. (Презентация,
слайд 7). Встаньте, дотянитесь до пальчиков ног.
Видите, какие мы гибкие! А теперь возьмите ручку и
попробуйте, не сгибая руки написать. Невозможно!
Поэтому в каждой руке не одна длинная кость, а
несколько более коротких, подвижных. Поднимите
руки, покажите кисти. В каждой кисти, считая
запястье 27 костей. Итак, давайте посмотрим на наш
скелет и назовем его составные части. (Работа по
листочкам, скелет человека). Молодцы!
– Впереди, нас ждет третий вопрос. (Презентация,
слайд 8).
В) Что у нас внутри? (внутренне строение
тела человека).
Мы рассмотрели внешнее строение человека, его
скелет. А теперь узнаем, что у нас внутри? Тело
состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите,
читаете. Все это происходит как бы само собой. Но
это не так. – Как думаете, все ваши действия
выполняются сами собой, или ими кто – то
руководит? В теле человека есть “командный
пункт”, который управляет работой всего
организма – это мозг. (Презентация, щелчок).
Головной мозг является нашим центральным
компьютером. Он получает информацию о том, как
работают все органы тела человека, и отдает им
приказы, контролирует работу всего организма. Он
состоит из нервных клеток.
– Как же называют головной мозг? (Командный пункт
или центральный компьютер).
– Какую работу выполняет головной мозг?
(Управляет работой всего организма).
– В какой части тела располагается этот орган? (В
голове).
– На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите
головной мозг и раскрасьте его простым
карандашом.
Реакция человека на различные события жизни
выражаются эмоциями. Наши эмоции связаны с
деятельностью головного мозга. Я сейчас попрошу
выйти ко мне… Ф.И ребенка. Я покажу картинку тебе
какое чувство человека надо изобразить. (Грусть,
удивление, гнев, испуг). Дети вы смотрите и
отгадываете, что ….(Ф.И. ребенка) изображает.
Например, радость (показываю сама). (Картинки
чувств можно показать для проверки) Молодцы!
Когда мы спим, мозг отдыхает, но не отключается.
Наши сны – свидетельство его непрерывной работы.
Сны видит каждый человек, просто не все их
запоминают.
Физкультминутка - музыкальная
Вот мы с вами активно подвигались, положите
руку на грудь, слышите тук-тук, это что у нас?
(Сердце бьется). (Презентация, слайд 8 по
щелчку). А сердце у нас внутри, мы его не видим. Как
у машины есть двигатель, чтобы она работала, так и
у нас сердце. Сердце – это мышечный насос,
качающий кровь по телу. По размеру и по форме
напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать
какого размера ваше сердце, сожми кулачок и
узнаешь. Сердце постоянно сокращается и
расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным
сосудам. За 1 минуту 4-5 литров крови перегоняет.
(Практическая работа. Дети ,по сигналу учителя
считают пульс.) Теперь каждый из вас знает,
сколько ударов в минуту делает ваше сердце.
– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по
кровеносным сосудам).
– Где находится сердце? (В груди, в левой стороне).
– Положите ладошку к своему сердцу, послушайте,
как оно бьется. Дети, раскрасьте красным
карандашом “сердце” на силуэте человечка.
Следующий орган легкие. (Презентация, слайд 8
по щелчку). Как думаете, как долго человек может
не дышать? – Давайте проверим. По моему сигналу
задержите дыхание и, как только вам захочется
вдохнуть, поднимите руку и запомните число,
которое я вам назову – Давайте проверим. По моему
сигналу задержите дыхание и, как только вам
захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните
число, которое я вам назову (Практическая работа.
Учитель с секундомером, дети по сигналу делают
вдох и задерживают дыхание. Дети делают вывод,
что без дыхания человек жить не может.) – Итак,
сколько секунд вы смогли не дышать? Чтобы жить,
человеку нужно дышать. Кто знает, при помощи
какого органа мы дышим? Они похожи на две розовые
губки. (учитель показывает губку). (Опыт с губкой.
У каждого ребенка – губка. Проследите, что
происходит с губкой, когда вы ее сжимаете – вы
сделали выдох, теперь отпустите губку – вы
сделали вдох.) – Какой вывод можно сделать о
работе наших легких? Дети делают вывод: При вдохе
легкие расширяются, при выдохе – сжимаются).
Расположены легкие в грудной полости, по обе
стороны сердца. Легкие нужны, чтобы дышать. В
процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и
удаляют из нее углекислый газ. Когда человек
вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхает
– сжимаются.
– Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать).
– Где располагаются? (В грудной полости по обе
стороны сердца).
– А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим,
как наши легкие работают при вдохе и выдохе.
Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем шарик. Вот
сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы
делаем около 23 тысяч вдохов и выдохов.
– Приложите ладошки к груди, покажите область
легких. Раскрасьте, синим карандашом легкие на
силуэте человека. – Скажите, зачем мы кушаем?
(Ответы детей) – Верно, мы едим, чтобы жить. Но
нашему организму нужна по-особому обработанная
пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и
впитаться в кровь. Переработкой пищи занимаются
органы нашей “внутренней кухни”. Кто знает,
какие это органы? (Ответы детей) Следующий орган
– желудок. (Презентация, слайд 8 по щелчку).
Главное отделение “внутренней кухни” –
желудок.
В нем происходит подготовка к перевариванию
пищи. Он находится в верхней части живота, под
ребрами. Желудок похож на мышечный мешок, который
растет по мере поступления пищи. Без еды он как
спущенный воздушный шарик. Возьмите шарик в руки
посмотрите. Дунешь в шарик – он чуть надуется.
Так и желудок: когда в него попадает пища, он
растягивается.
– Какую работу выполняет желудок?
(Перерабатывает пищу).
– Где располагается желудок? (В верхней части
живота, с левой стороны).
– Положите ладошку на область желудка. Найдите
на силуэте человека “желудок” и раскрасьте
желтым цветом.
От желудка начинается длинный, извилистый
коридор – кишечник. Его длина более 10 метров. Он
состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в
животе. Он свернут так плотно, что полностью
помешается в нем. (Опыт с бельевой веревкой). Он
поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой
кишке питательные вещества всасываются в кровь.
А в толстой кишке накапливаются ненужные
вещества.
– Что происходит в кишечнике? (Пища
переваривается и всасывается организмом).
– Где находится кишечник? (В животе).
– Покажите область кишечника. На силуэте
человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым
цветом.
И еще один орган – печень. (Презентация, слайд
8 по щелчку). Печень располагается в правой части
тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет
несколько важных функций. Печень очищает кровь
от токсических соединений, выделяет желчь.
– Какую роль в организме выполняет печень? (Она
помогает переваривать пищу в кишечнике).
- Где находится печень? (С правой стороны, в
верхней части живота).
– Приложите ладошку к области печени. Найдите
печень на силуэте человечка и раскрасьте
коричневым цветом.
– Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела
человека. Перечислите внутренние органы, которые
мы с вами сейчас разбирали. (Мозг, сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень).
– Зачем нам нужно изучать наше тело?
Е) Зачем нам знать строение тела человека?
– Правильно! Чтобы сохранять и укреплять
здоровье. А как мы можем это сделать? (Делать
зарядку, больше ходить пешком, не пропускать
уроки физкультуры, правильно питаться).
Ж) Зачем нам еда?
Мы только что сказали, чтобы быть здоровым
надо правильно питаться, а что значит правильно
питаться? (ответы детей).
– Пища служит для нашего организма своеобразным
топливом, которое дает телу необходимую энергию
для работы и материал для роста.
– Мы сказали, нашему организму не обходимы
фрукты, вот мы сейчас с вами и проследим, как
путешествует обычное яблоко по пищеварительной
системе. Возьмем яблоко. Зубами откусываем и
пережевываем, чтобы потом проглотить. Глотаем. А
теперь кусочки яблока идут к желудку по пищеводу.
В желудке яблоко превращается в полужидкое пюре,
затем кашица движется по кишечнику. Тело
всасывает из нее все что нужно, а все лишнее для
организма выводится.
5. Закрепление.
– А теперь мы проверим, как вы хорошо меня
слушали.
Посмотрите пред вами таблица (Презентация,
слайд 10).
Строение тела человека
Внешнее | Внутреннее |
Части тела | Органы |
Голова | Мозг |
Шея | Легкие |
Туловище | Сердце |
Грудь | Желудок |
Живот | Кишечник |
Спина | Печень |
Руки | |
Ноги |
На столе лежат карточки с названиями частей
тела и органов. Вам нужно правильно распределить
таблички.
– Следующее задание, я раздам вам кроссворды. Вы
должны записать правильные ответы.
– Тестирование.
6. Итог урока. Вывод:
– Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.
– С чем вы познакомились на уроке?
– Назовите части тела человека?
– Назовите внутренние органы человека?
– Сегодня вы хорошо поработали на уроке, (Презентация,
слайд 12).
7. Домашнее задание.
Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека. (Презентация, слайд 13).