Урок литературного чтения по теме "Первичное представление о рассказе как литературном жанре. Л.Н. Толстой "Косточка"

Разделы: Начальная школа


Педагогическая цель:

Формировать умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся представлять отличительные особенности рассказа; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц), оценивать литературного героя произведения по его поступкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, эмоционально реагировать на события произведения; получат возможность научиться находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, определять главную мысль литературного произведения, читать тексты, понимать фактическое содержание, будут учиться развивать креативное мышление, научатся работать со словарями.

Метапредметные:

  • Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.
  • Познавательные: иметь мотивацию к чтению, расширению читательского опыта, умению работать со всеми элементами книги.
  • Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение.
  • Личностные: осознают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись пословиц на доске, словари, презентация, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

2. Постановка учебных задач урока

– Сегодня мы продолжаем путешествовать в мире Литературы. Что это за мир? (ответы детей). (Слайд 2)

– Давайте вспомним с какими литературными жанрами мы уже знакомы. (дети перечисляют и приводят примеры)

3. Открытие новых знаний

1).Игра “Угадай жанр текста”. (Дети дома приготовили карточки с заданиями, где используют изученные жанры: загадки, пословицы, сказки…)

2) Беседа.

Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы определите к какому жанру можно его отнести.

(Учитель читает отрывок из рассказа Чарушина “ Волчишко”)

Учитель: К какому жанру отнесете это произведение?

Руслан: Это сказка, так как Волчишко – сказочный герой.

Полина: А я думаю, что это не сказка, потому что Волчишко может жить на самом деле.

Даша: Я согласна с Полиной, маленький Волчишко настоящий зверь и с ним происходят реальные события. Этот жанр называется рассказ.

Учитель: Кто из вас может объяснить, что такое рассказ? (ответы детей)

Дети читают, что такое рассказ. (Слайд 3. )

4. Музыкальная физкультминутка

5. Работа по теме.

1) Беседа.

Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел “Долина рассказов: тайна за тайной”.

– Объясните, почему он так называется? (ответы детей)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Косточка”. (Слайд 4)
– Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете? Какие его произведения читали?

2) Знакомство с биографией писателя.( Слайды 5-11) Сообщения учеников:

Матвей: Николаевич Толстой жил очень давно, почти 200 лет назад, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Л. Н. Толстой родился в Тульской губернии в усадьбе Ясная Поляна. Семья у него была большая. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику было около двух лет, мама его умерла. И отец тоже рано умер. Воспитанием детей стала заниматься дальняя родственница.

Лиза: Всю жизнь Лев Николаевич Толстой, посвятил литературе. Он самостоятельно изучал историю и медицину, занимался рисованием и музыкой. Л. Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Он сам учил их читать и писать. Совершал с ними прогулки в лес, ходил на рыбалку, играл с ними в разные игры.

Максим: Лев Николаевич начал работать над “Азбукой”. Было написано более 100 сказок и рассказов, например: “Котенок”, “Филиппок”, “Прыжок”, “ Лев и собачка” и другие. Произведения Л. Н. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки. Их читают люди во всем мире.

Учитель: Рассказ Л. Толстого называется “Косточка”. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Алексей: Косточка, это то, что грызут собаки. Наверно, рассказ о том, как щенок утащил косточку.

Маша: А может этот рассказ о том, как мама готовила на ужин рыбу без косточек?

Катя: А я читала рассказ Л. Толстого. Этот рассказ о том, как Ваня без разрешения съел сливу, а про косточку ничего не знал.

3) Чтение рассказа “Косточка” и работа над содержанием. (Слайд 12.) (Чтение рассказа учителем.)

Учитель: Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

– Кто является главным героем рассказа?
– А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

4) Чтение учащимися “про себя”.

Учитель: Найдите устаревшие слова.

5) Работа со словарями. (Горница, покраснел как рак, сочла) (Слайд 13.)
6) Обсуждение прочитанного.

Учитель: Кто, по-вашему, главный герой?

– Как вел себя мальчик, когда увидел сливы?
– Почему Толстой говорит, что Ваня не взял сливу, а схватил ее?
– Как мама узнала, что одной сливы не хватает?
– Что сказал папа, узнав, что не хватает сливы?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом заплакал?
– А всегда ли вы поступаете по совести? (ответы детей)?
– О чем же хотел Л.Н. Толстой рассказать в этом произведении? (ответы детей)

6. Итог урока.

Учитель: Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными, не совершать таких поступков, а если совершил, имей мужество признаться)

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Оцените сами свою работу:

– Урок мне понравился! Было интересно! – похлопайте.
– Мне было сложно!– потопайте.
– Кто желает, может дома прочитать другие рассказы автора Л. Н. Толстого  (учитель показывает книги).
– Спасибо за урок!