Педагогическая цель:
Формировать умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся представлять отличительные особенности рассказа; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц), оценивать литературного героя произведения по его поступкам, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, эмоционально реагировать на события произведения; получат возможность научиться находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя, определять главную мысль литературного произведения, читать тексты, понимать фактическое содержание, будут учиться развивать креативное мышление, научатся работать со словарями.
Метапредметные:
- Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.
- Познавательные: иметь мотивацию к чтению, расширению читательского опыта, умению работать со всеми элементами книги.
- Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение.
- Личностные: осознают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.
Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись пословиц на доске, словари, презентация, рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
2. Постановка учебных задач урока
– Сегодня мы продолжаем путешествовать в мире Литературы. Что это за мир? (ответы детей). (Слайд 2)
– Давайте вспомним с какими литературными жанрами мы уже знакомы. (дети перечисляют и приводят примеры)
3. Открытие новых знаний
1).Игра “Угадай жанр текста”. (Дети дома приготовили карточки с заданиями, где используют изученные жанры: загадки, пословицы, сказки…)
2) Беседа.
Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы определите к какому жанру можно его отнести.
(Учитель читает отрывок из рассказа Чарушина “ Волчишко”)
Учитель: К какому жанру отнесете это произведение?
Руслан: Это сказка, так как Волчишко – сказочный герой.
Полина: А я думаю, что это не сказка, потому что Волчишко может жить на самом деле.
Даша: Я согласна с Полиной, маленький Волчишко настоящий зверь и с ним происходят реальные события. Этот жанр называется рассказ.
Учитель: Кто из вас может объяснить, что такое рассказ? (ответы детей)
Дети читают, что такое рассказ. (Слайд 3. )
4. Музыкальная физкультминутка
5. Работа по теме.
1) Беседа.
Учитель: Мы начинаем изучать новый раздел “Долина рассказов: тайна за тайной”.
– Объясните, почему он так называется? (ответы
детей)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.
Н. Толстого “Косточка”. (Слайд 4)
– Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем
знаете? Какие его произведения читали?
2) Знакомство с биографией писателя.( Слайды 5-11) Сообщения учеников:
Матвей: Николаевич Толстой жил очень давно, почти 200 лет назад, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Л. Н. Толстой родился в Тульской губернии в усадьбе Ясная Поляна. Семья у него была большая. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику было около двух лет, мама его умерла. И отец тоже рано умер. Воспитанием детей стала заниматься дальняя родственница.
Лиза: Всю жизнь Лев Николаевич Толстой, посвятил литературе. Он самостоятельно изучал историю и медицину, занимался рисованием и музыкой. Л. Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Он сам учил их читать и писать. Совершал с ними прогулки в лес, ходил на рыбалку, играл с ними в разные игры.
Максим: Лев Николаевич начал работать над “Азбукой”. Было написано более 100 сказок и рассказов, например: “Котенок”, “Филиппок”, “Прыжок”, “ Лев и собачка” и другие. Произведения Л. Н. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки. Их читают люди во всем мире.
Учитель: Рассказ Л. Толстого называется “Косточка”. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Алексей: Косточка, это то, что грызут собаки. Наверно, рассказ о том, как щенок утащил косточку.
Маша: А может этот рассказ о том, как мама готовила на ужин рыбу без косточек?
Катя: А я читала рассказ Л. Толстого. Этот рассказ о том, как Ваня без разрешения съел сливу, а про косточку ничего не знал.
3) Чтение рассказа “Косточка” и работа над содержанием. (Слайд 12.) (Чтение рассказа учителем.)
Учитель: Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?
– Кто является главным героем рассказа?
– А можно сказать, что главным героем является
слива? Докажите.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4) Чтение учащимися “про себя”.
Учитель: Найдите устаревшие слова.
5) Работа со словарями. (Горница, покраснел как
рак, сочла) (Слайд 13.)
6) Обсуждение прочитанного.
Учитель: Кто, по-вашему, главный герой?
– Как вел себя мальчик, когда увидел сливы?
– Почему Толстой говорит, что Ваня не взял сливу,
а схватил ее?
– Как мама узнала, что одной сливы не хватает?
– Что сказал папа, узнав, что не хватает сливы?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом
заплакал?
– А всегда ли вы поступаете по совести? (ответы
детей)?
– О чем же хотел Л.Н. Толстой рассказать в этом
произведении? (ответы детей)
6. Итог урока.
Учитель: Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными, не совершать таких поступков, а если совершил, имей мужество признаться)
Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
Оцените сами свою работу:
– Урок мне понравился! Было интересно! –
похлопайте.
– Мне было сложно!– потопайте.
– Кто желает, может дома прочитать другие
рассказы автора Л. Н. Толстого (учитель
показывает книги).
– Спасибо за урок!