Пояснительная запмска.
Программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы Лего вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности. Курс “Леготехнология” даёт возможность обучать школьников элементам конструирования, развивает их техническое мышление и способность к творческой работе.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Введение федеральных государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода
. Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности: умения учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Кардинально меняется роль педагога и ученика в учебно-воспитательной работе, в основе которой лежит модель личностно-ориентированной школы: учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры, нет деления на субъекты и объекты обучения, есть школа сотрудничества. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей. Занимаясь конструированием, ребята изучают принципы работы различных механизмов. Младшие школьники учатся конструировать “шаг за шагом”. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Применение предметно-развивающей среды ЛЕГО на занятиях “Леготехнология” направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения учащихся.Курс “Леготехнология” для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Занятия в рамках данного курса проводятся на основе выполнения учащимися тематических проектных заданий, которые стимулируют использование знаний, полученных детьми на уроках по следующим предметам: ознакомление с окружающим миром, материальные и информационные технологии, математика, изобразительное искусство. Всё это способствует формированию у учеников целостного представления об окружающем их мире.
Новизна и отличительные особенности настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, современные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения, характеризующие современную эпоху. Исходя из этого, Институтом новых технологий были предложены новые подходы к организации обучения и воспитания детей начальной школы, современные образовательные технологии. В реализации новых технологий большую роль играет богатая предметная и графическая среда: оборудование “Спектра”, конструкторы Лего (далеко не каждая семья может позволить иметь такие конструкторы дома), чемоданы Корнельса, коррекционно-развивающие игры, кубики Никитина, информационные программы Лого. В настоящее время крайне актуален вопрос работы с одаренными детьми, а работа с новым оборудованием позволяет его решать в полной мере.
Во-вторых, кардинально меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе, в основе которой лежит модель личностно-ориентированной школы: учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнёры, нет деления на субъекты и объекты обучения, есть школа сотрудничества.
В-третьих, занятия “Леготехнология” способствуют обучению детей деятельности по приобретению знаний, навыков и способов рассуждений, дают возможность обучать школьников элементам рационализаторства, конструирования, развивают их техническое мышление и способности к творческой работе.
В-четвертых, на занятиях педагогом активно используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровые технологии, коллективные средства обучения, проектная деятельность. Важнейшим принципом обучения на занятиях “Леготехнология” являются сочетание слова, наглядности и практической деятельности обучения.
Программа разработана на основе программы начального образования С. И. Волкова “Математика и конструирование”, – М: “Просвещение”, 2009, Т. В. Безбородова “Первые шаги в геометрии”, – М.:“Просвещение”, 2009. Наряду с этим были подобраны задания из пособий по легоконструированию и др. профлитературы и использованы личные наработки автора.
Цель программы – обучение детей основам конструирования и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий научно-технической деятельностью.
В процессе обучения по данной программе предполагается решение следующих задач:
- Ознакомление с основными принципами механики;
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО;
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Развитие речи детей;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Воспитание такие качества как усидчивость, целеустремленность, отзывчивость, умение работать в коллективе.
Принципы, лежащие в основе программы: доступность, научность, наглядность, принцип связанности обучения с практикой, принцип сознательности и активности.
Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагогом даются обучающемуся не только знания, но и формируется его личность.
Принцип научности – в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.
Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс построен так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не вызывает у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, соблюдается еще одно правило: в процесс обучения включено сначала то, что близко и понятно для обучающихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаются детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).
Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально “включать” все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).
Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь
только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают
цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и
организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их
решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно,
если:
– при определении содержания учебного процесса учитываются актуальные интересы и
потребности детей;
– дети включаются в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения
учебных и практических задач;
– процесс обучения максимально активизирован (игровые и дискуссионные формы
работы);
– стимулируются коллективные и групповые формы учебной работы.
Важнейшим принципом обучения на занятиях “Леготехнология” являются сочетание слова, наглядности и практической деятельности обучения.
Механизм реализации программы. (Описание методики учебно-воспитательной работы.)
Все занятия по Легоконструированию предусматривают, что учебный процесс включает четыре составляющих: взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.
Взаимосвязи. На этом этапе уже к имеющимся знаниям добавляются новые знания, между ними устанавливаются связи или приобретается начальный опыт, в результате которого может сформироваться новое знание. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир – изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство – использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Конструирование. Известно, что в процессе практической деятельности обучение проходит более успешно. Конструируя предметы из реальной жизни, дети “конструируют знания в своем сознании”.
Рефлексия. Возможность поразмышлять и обдумать то, что они увидели или сконструировали, помогает детям понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе установления связей с другими идеями и предыдущим опытом. Ролевые игры и обсуждение – способ реализации данного этапа.
Развитие. Мы продолжаем развиваться, если постоянно “поднимаем планку”, учимся “шаг за шагом” – это позволяет сохранить интерес к делу, совершенствовать знания и умения. Дополнительные задания выводят на этот этап.
Формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения некоторых проблем, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи – этому учатся дети на кружке Леготехнология.
В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей, их общения и самоопределения. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора.
В зависимости от темы, целей, и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. При распределении работы в группе учитываются наклонности, способности и желание каждого ребенка. Внутри группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Первоначальное приобретение знаний и умений осуществляется в процессе изложения педагогом дополнительного материала по теме занятия, показа иллюстраций, слайдов, фотографий, собранных из конструктора Лего образцов моделей, схем из цветной бумаги или карточек-схем. Занятия строятся на основе наборов и карточек-схем “Первые конструкции”, “Первые механизмы”. При завершении темы ребята выполняют проектную работу по группам. На этапе проектов дети учатся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения некоторых, возникающих в процессе работы проблем, объяснять и отстаивать свою точку зрения при защите проекта.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи “на глаз”; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
На первых занятиях учащиеся придумывают эмблему, которая у каждого ученика, флаг, разучивают гимн Лего. В кабинете имеется “Справочное бюро”, в которое педагог заранее готовит карточки с дополнительным материалом по теме занятия, или дети готовят доклады с интересными сведениями. Занятия проводятся с учетом правил поведения, техники безопасности. На занятиях кроме конструктора используется: альбом, карандаши, цветная бумага, фломастеры, клей, скотч. На занятиях выполняются физминутки для снятия общего утомления, пальчиковые зарядки с лего-кирпичиками. Подводя итог каждого занятия, все дети высказывают свое отношение к выполненной работе, обсуждают назначение выполненного задания, проекта.
Учебная деятельность.
Кружок Леготехнология направлен на развитие творческих способностей детей 7-10 лет. Учебный план рассчитан на 2 года занятий. Состав кружка постоянно-переменный, т.е. в течение любого учебного года в студию могут приниматься новые обучающиеся. В группы 2-го года обучения могут приниматься дети, не прошедшие 1 год обучения, но имеющие необходимый минимум знаний и умений. В случае приема детей более старшего возраста в группы 1-го года обучения программа усложняется за счет введения более сложных заданий и изменения критериев оценки, предъявляемых к обучающимся. Форма занятий – групповые. Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 15 чел., второго года обучения – 15.
Продолжительность занятий:
1-й год обучения – Продолжительность занятий – 1 час 3 раза в неделю.
2-й год обучения – Продолжительность занятий – 1 час 3 раза в неделю.
Полный объем учебных часов – 216, в том числе в 1-й год обучения – 108 часов, во 2-й год обучения –108 часов.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет учащимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, презентации, журналы и схемы “Лего”, изделия учащихся других годов обучения.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы, схемы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное.
Учащиеся, выполняя задания учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого из учеников за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия физминутка для снятия локального и общего утомления.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Это особенно важно в группах 1-го года обучения, где обучаются младшие по возрасту дети.
Специфической особенностью преподавания курса является то, что лекции и беседы носят обзорный, базовый характер, а более глубокое изучение материала проводится в часы самостоятельной работы обучаемых. Для закрепления изученного материала дается задание на сборку конструкции, включающей в себя рассмотренный материал.
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
- Вводное занятие –
Ожидаемые результаты.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого года обучения.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
По окончании 1 года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов:
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения программы “Леготехнология” является формирование следующих умений:
- оценивать
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе;
- уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса “Леготехнология” является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
– простейшие основы механики;
– виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение
деталей;
– технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции
моделей;
– реализовывать творческий замысел.
В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом работ.
По окончании 2 года обучения учащиеся будут
знать:
- о техническом оснащении конструкции;
- правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;
- технические основы построения модели;
- как построить простые и сложные конструкции и механизмы;
- как соединить детали;
- как сохранять цвет и форму моделей;
- как использовать в сочетании с лего ткань или бумагу;
- как работать с карточками Спектра, кубиками Никитина, чемоданами Корнельса;
- как провести физминутки для развития мелкой моторики и снятия общего утомления.
Уметь:
- Строить по образцу, выполнять стандартное конструирование предметов, выполнять нестандартную сборку моделей с учетом цветовых сочетаний, необычных форм, участвовать в сюжетно-ролевых играх.
- Уметь работать в группе.
- Уметь собирать модели по предложенному образцу, схеме.
- Уметь создавать свои модели на основе ранее изученных тем других предметов.
- Уметь представлять свою работу и работу группы.
- Общими целями курса “Легоконструирование” для учащихся являются: изучение основ механики; углубление физических знаний; расширение абстрактного и творческого мышления; выработка необходимых качеств и умения творчески использовать опыт и знания в изучении и развитии конструирования.
- Реализация курса позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.
Способы определения прогнозируемых результатов
Для оценки текущей работы педагог использует методы: наблюдение за работающими детьми, обсуждение результатов с учащимися, презентации учащимися своих работ.
Для закрепления и совершенствования знаний и умений используются творческие работы, проекты, конкурсы, фестивали.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в процессе
выполнения ими практических заданий:
– построй по образцу,
– по схеме,
– по памяти,
– выполни проектное задание по определенной теме,
– придумай сам изделие.
Процесс работы на занятиях состоит из трудов и праздников. Труды – это изучение темы, поиск в книгах, размышления, пробы, конструирование. Праздниками являются представления, участия в фестивалях, конкурсах, инсценирование литературных произведений. Эти события сопровождаются конкурсами, песнями, стихотворениями, загадками (которые дети сами сочиняют).
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы являются:
сводная выставка работ, подготовка презентации работы кружка на компьютере
(показ фотографий моделей, слайдов), Лего-фестиваль, конкурсы, выставки, защиты
проектов.
Способами проверки результатов реализации дополнительной образовательной программы являются:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие
Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных творческих работ (во время отчетных просмотров по окончании каждого из двух лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся).
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом педагогического наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Критерием оценки результатов учебной деятельности являются уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы с легоконструктором, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Критерием оценки результатов развивающей и воспитывающей деятельности является мониторинг по следующим показателям:
Показатели (оцениваемые параметры). | Критерии. | Степень выраженности оцениваемого качества. | Возможное число баллов. | Методы диагностики. |
1. Теоретическая подготовка ребенка. | ||||
1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы. | Соответствие теоретических знаний
ребенка программным требованиям
|
Минимальный уровень-ребенок овладел
менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой. Средний уровень-объем усвоенных знаний составляет более ½. Максимальный уровень-освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. |
1
5
10
|
|
1.2. Владение специальной терминологией. | Осмысленное и правильное использование специальной терминологией. | Минимальный уровень-ребенок, как
правило. избегает употреблять специальные термины. Средний уровень-сочетает специальную терминологию с бытовой. Максимальный уровень – спец.термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
1
5 10 |
Наблюдение, собеседование. |
2. Практическая подготовка ребенка. | ||||
2.1. Практические умения и навыки.
предусмотренные программой.
|
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень-ребенок овладел
менее чем ½ предусмотренных умений и навыков. Средний уровень-объем усвоенных умений и навыков составляет более ½. Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. |
1
5
10
|
Защита проекта. |
2.2. Владение специальным Лего и Спектра оборудованием | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. | Минимальный уровень-ребенок испытывает
серьезные затруднения при работе с оборудованием. Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.
|
1
5 10
|
Контрольное задание.
|
2.3. Творческие навыки. | Креативность в выполнений практических заданий. | Начальный(элементарный уровень)
развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога. Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания по схеме, образцу. Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества. |
1
5 10 |
Контрольное задание. |
3. Общеучебные умения и навыки | ||||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения. 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу. 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации. 3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу. 3.2. Учебно-коммуникативные умения. 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога. 3.2.2. Умение выступа перед аудиторией. 3.2.3. Умение участвовать в дискуссии. |
Самостоятельность в подборе и анализе
литературы. Самостоятельность в использовании компьютерными источниками информации. Самостоятельность в учебно-исследовательской работе. Адекватнось восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации. Самостоятельность построения дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.
|
Минимальный уровень умений– ребенок
испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога. Средний уровень – работает с литературой с помощью педагога и родителей. Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
-#-(аналогично 3.1.1.)
|
1
5
10
|
Анализ проектной или исследовательской
работы.
Наблюдение. Наблюдение.
|
3.3.Учебно-организационные умения и
навыки. 3.3.1. Умение организовать свое рабочее место. 3.3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности. 3.3.3.Умение аккуратно выполнять работу. |
Способность самостоятельно готовить
свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность и соответствие в работе. |
Минимальный уровень-ребенок овладел
менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности,
предусмотренных программой. Средний уровень –объем усвоенных навыков составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков , предусмотренных программой за конкретны период. Удовлетворительно-хорошо-отлично. |
1
5 10 |
Наблюдение. |
4. Организационно-волевые качества. | ||||
1. Терпение.
|
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на ½
занятия. Более чем на ½ занятия. На всё занятие. |
1 5 10 |
Наблюдение. |
2. Воля.
|
Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются
извне. Иногда самим ребенком. Всегда-самим ребенком. |
1 5 10 |
|
3. Самоконтроль. | Умение контролировать свои поступки, (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под
воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. |
1 5 10 |
|
5. Ориентационные качества | ||||
1. Самооценка. | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. |
1 5 10 |
Анкетирование. |
2. Интерес к занятиям в детском объединении. | Осознанное участие ребенка в освоении ОП. | Продиктован ребенку извне. Периодически поддерживается самим ребенком. Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. |
1 5 10 |
Наблюдение. |
Поведенческие качества | ||||
1. Конфликтность
|
Способность занять определенную позицию
в конфликтной ситуации.
|
Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избегать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
0 5 10
|
Тестирование. |
2. Тип сотрудничества. | Умение воспринимать общие деля как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. |
0 5 10 |
Наблюдение. |
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ | Название раздела | Количество часов | теория | практика |
Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | |
Конструкторы “Первые конструкции” | 24 | 4 | 20 | |
Конструкторы “Первые механизмы” | 20 | 4 | 16 | |
Тематические наборы Лего | 10 | 2 | 8 | |
Проектная деятельность | 20 | 3 | 17 | |
Развивающие настольные и напольные игры | 12 | 2 | 10 | |
Работа со “Спектра” материалом | 10 | 2 | 8 | |
Конструкторы “Лего ELAB” | 10 | 2 | 8 | |
Итого : | 108 ч. | 20 ч. | 88 ч. |
Содержание.
1 год обучения.
Раздел 1. Техника безопасности.
Введение в программу. Знакомство с программой. Правила техники безопасности.
В целях усиления ответственности за обеспечение охраны жизни и здоровья детей на этих занятиях дети усваивают правила по ТБ, правила работы в Леготеке (работай с пособиями чистыми руками, не бери мелкие детали в рот, не ломай учебные пособия, не уноси домой детали, работай в коллективе дружно, учись делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы, по окончанию работы приведи рабочее место в порядок)
Раздел 2. Конструкторы “Первые конструкции”.
Теория 4 часа. Знакомство с деталями конструктора, их названиями, способами соединения. Простейшие конструкции: устойчивые и неустойчивые. Нестандартные единицы измерения. Баланс конструкций. Виды крепежа.
Практика 20 часов.
Тема занятия | Теория | Практика | |
1. | Подставка для карандашей. Подставка для книг, рамочки для фотографий. | 1 | 1 |
2. | Плоские и объёмные конструкции. Деревья. Праздничный торт. | 1 | 1 |
3. | Лего буквы и цифры. Проект “Азбука”. | 1 | |
4. | Сказка своими руками. Народные и авторские сказки Кукольный театр. Сказка “Колобок”. | 1 | |
5. | Проект “Будь здоров” Знаки гигиены. | 1 | |
6. | Собака-верный друг. Домашние животные. | 1 | |
7. | Зоопарк. | 2 | |
8. | Животные Крайнего Севера (олень, медведь, полярная сова). | 1 | |
9. | Путешествие в прошлое. Динозавры. | 1 | 1 |
10. | Путешествие по Африке (материк, животные и птицы). | 1 | |
11. | Незнайка и его друзья. | 1 | |
12. | Экология. Пернатые друзья. | 1 | |
13. | По страницам Красной книги. | 1 | 2 |
14. | Водный транспорт. | 1 | |
15. | Транспорт. | 1 | |
16. | Шахта. Машины под землей. | 1 | |
17. | Опасные ситуации дома и на улице. | 1 | |
18. | Мы пешеходы (светофор, дорога, улица). | 1 | |
19. | 4 ч. | 20 ч. |
Раздел 3. Конструкторы “Первые механизмы”.
Теория 4 ч. Знакомство с деталями конструктора, их названиями, способами соединения. Знакомство с основами механики и технологии. Знакомство с терминами: сила тяжести, трение, работа, рычаг, точка опоры, блоки и шкивы, зубчатые колеса, колеса и оси, зубчатая передача, коронное зубчатое колесо, червячная передача.
Практика 16 ч.
Тема | Теория | Практика | |
1. | Овощное царство Полезное питание и витамины (овощи, фрукты) | 1 | |
2. | Сказки А.С. Пушкина. | 1 | |
3. | Школа. | 1 | |
4. | Наш двор Качели. Карусели. | 1 | |
5. | Наш город | 1 | 1 |
6. | Строительная площадка | 1 | 1 |
7. | Аэропорт будущего | 1 | |
8. | Парк | 1 | |
9. | История празднования Нового года | 1 | 1 |
10. | Какая бывает зима. | 1 | |
11. | Мозаика Лего. Конструируем на плоскости. Букет, Новогодняя елочка, снежинки | 1 | 1 |
12. | Быт россиян (Русская изба, курная изба, печь, боярские палаты, подсвешник) | 1 | |
13. | Народные промыслы | 1 | |
14. | Деревня. Русская изба | 1 | |
15. | Работа по инструкционным картам.
Птичка, собачка,верблюд. жираф. Слон, лев, крокодил. Пирамиды, деревья, скамейка. Телефон, городской дом, машина.
|
2 | |
4 ч. | 16 ч. |
Раздел 4. Тематические наборы Лего.
Теория 2 часа. Знакомство с названием новых наборов, сообщение тематики раздела, знакомство с деталями, способами крепления, разучивание правил сборки.
Практика 8 часов.
Тема | Теория | Практика | |
1. | Проекты “Ферма”, “Зоопарк” | 1 | 1 |
2. | Больница. | 1 | |
3. | Аэропорт. | 1 | |
4. | Аквапарк. | 1 | |
5. | Мозаика Лего. | 1 | 1 |
6. | Транспорт. Дорожные знаки. | 1 | |
7. | Люди мира. Профессии. | 1 | |
8. | Пожарная станция. | 1 | |
2 ч. | 8 ч. |
Раздел 5. Проектная деятельность.
Теория 3 часов. Проектная работа позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, включить их в познавательную, игровую и творческую деятельность. Теория: изучение основ создания проекта, постановка целей, задач работы, определение этапов деятельности, распределение поручений, создание проекта, защита проекта.
Практика 17 ч.
Тема проекта | Теория | Практика | ||
1. | Парк. | 2 | ||
2. | Производство. | 1 | 2 | |
3. | Градостроительство. | 1 | 2 | |
4. | Железная дорога. | 1 | 3 | |
5. | Замки. Храмы. | 3 | ||
6. | Космос. | 3 | ||
7. | Здоровье. Тренажеры. | 2 | ||
3 ч. | 17 ч. |
Раздел 6. Развивающие игры.
Теория 2 ч. Изучение правил работы с играми (Кубики Никитина, настольные и напольные игры).
Практика 10 ч.
Тема | Теория | Практика | |
1. | Работа с наборами Кубики Никитина “Разноцветные постройки”. | 1 | 1 |
2. | Работа с наборами Кубики Никитина “Сложи узор” | 2 | |
3. | Работа с наборами Кубики Никитина “Уникуб” | 1 | |
4. | Работа с наборами Кубики Никитина “Кубики для всех” | 1 | |
5. | Работа с наборами Кубики Никитина “Пойми меня” | 1 | |
6. | Развивающие игры “Шарик в лабиринте (настольная игра)” “Шарик в лабиринте (напольная игра)” | 1 | 1 |
7. | Развивающие игры “Бамбалео”. | 1 | |
8. | Развивающие игры “Лабиринт” | 2 | |
2 ч. | 10 ч. |
Раздел 7. Работа со “Спектра” материалом.
Теория 2 ч. Изучение правил работы с материалом “Спектра”, усвоение алгоритмов, правил работы с карточками.
Практика 8 ч.
Тема | Теория | Практика | |
1. | Работа с математическими корабликами, раздаточными бусами. | 1 | 1 |
2. | Математические игры “Пирамида” | 1 | 2 |
3. | Математические игры “Пилитра” | 3 | |
4. | Карточки Кларо | 2 | |
2 ч. | 8 ч. |
Раздел 8. Конструкторы “Лего ELAB”.
Теория 2 ч. Источники энергии. Солнечная энергия. Энергия ветра и потока воды.
Практика 8 ч.
Теория | Практика | |
Сборка моделей по схемам. | 1 | 1 |
Крепление солнечной батареи. | 1 | 1 |
Качели. | 1 | |
Карусель. | 1 | |
Автомобиль. | 1 | |
Светофор. | 1 | |
Конвейер. | 1 | |
Шлагбаум. Роботы. | 1 | |
2 ч. | 8 ч. |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ | Название раздела | Количество
часов |
теория | практика |
1. | Техника безопасности | 2 | 1 | 1 |
2. | Конструкторы “Первые конструкции” | 26 | 6 | 20 |
3. | Конструкторы “Первые механизмы” | 25 | 5 | 20 |
4. | Проектная деятельность “Лего-ножницы – бумага, лего –ткань” | 25 | 6 | 19 |
5. | Конструкторы “Лего ELAB” | 30 | 7 | 23 |
Итого | 108 ч. | 25 ч. | 83 ч. |
Содержание.
2 год обучения.
Раздел 1. Техника безопасности.
В целях усиления ответственности за обеспечение охраны жизни и здоровья детей на этих занятиях дети усваивают правила по ТБ, правила работы в Леготеке (работай с пособиями чистыми руками, не бери мелкие детали в рот, не ломай учебные пособия, не уноси домой детали, работай в коллективе дружно, учись делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы, по окончанию работы приведи рабочее место в порядок).
Раздел 2. Конструкторы “Первые конструкции”.
Теория 6 ч. Введение в предмет "Легоконструирование" Знакомство с конструктором Lego. Создание базовых конструкций Основные свойства конструкции при ее построении.
Практика 20 ч.
Тема | Теория | Практика | |
Знакомство с конструктором. Узоры. | Составление узора по собственному замыслу. | 1 | |
Баланс конструкций. Виды крепежа. |
Конструирование модели птицы. | 1 | |
Падающие башни. Сказ башни, дворцы. | Конструирование башни. | 1 | 1 |
Подвешивание предметов. Строим конструкции. Стены зданий. |
Конструирование подъемного крана. | 1 | 1 |
Удочка. | Конструирование удилища. | 1 | 1 |
Крыши и навесы. | Конструирование модели крыши. Испытание моделей. | 1 | 1 |
Устойчивость конструкций. Подпорки. | Перепроектировка стенок. | 1 | 1 |
Тросы. | Конструкции с тросами. Испытания башен. | 1 | |
Какие бывают животные. Дикие животные. Домашние животные. Любить все живое. Животные из “Красной книги”. | Конструирование модели животного. | 1 | |
Жизнь города и села. | Конструирование многоэтажного дома Конструирование сельского дома. | 1 | 1 |
Наш двор. | Моделирование детской площадки. | 1 | |
Наша школа. | Моделирование школы Создание школы будущего. | 1 | |
Наша улица. | Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД. | 2 | |
Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. Специальный транспорт. | Моделирование машины специального транспорта. | 1 | |
Улица полна неожиданностей. | Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД. | 1 | |
Наш любимый город. | Конструирование города. | 1 | |
Воздушный транспорт. | Конструирование воздушного транспорта. | 1 | |
Полеты в космос. | Конструирование космической ракеты. | 1 | |
Военный парад. | Конструирование военных машин. | 1 | |
6 ч. | 20 ч. |
Раздел 3. Конструкторы “Первые механизмы”.
Теория 5 часов. Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаги. Основные определения. Правило равновесия рычага. Области его применения. Рычажные механизмы. Конструирование рычажных механизмов. Построение моделей с использованием рычага. Блоки. Применение блоков в технике. Виды блоков. Построение моделей с использованием различных видов блоков. Ременные и зубчатые передачи.
Виды ременных передач. Применение в технике. Зубчатые передачи, виды. Применение. Виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Построение моделей с использованием ременных и зубчатых передач.
Практика 20 часов.
Тема | Теория | Практика |
Работа с технологическими картами. | 1 | 7 |
Построение моделей: раздвижной мост, ударный механизм, дворники, шлагбаум, мотор, конвейер, карусель, контролер пропускного режима, детская площадка, вентилятор, миксер, автокран, подъемный кран. | 4 | 13 |
5 ч. | 20 ч. |
Раздел 4. Проектная деятельность.
Теория. 6 ч. Проектная работа позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, включить их в познавательную, игровую и творческую деятельность. Знакомство с тематическими наборами Лего.
Практика 19 ч.
Тема | Теория | Практика |
Композиции по мотивам народных и авторских сказок. Сочиняем и разыгрываем сказки, конструируем героев сказок: Буратино, Пиноккио, Карлсон. Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Санта Клаус, Дровосек из страны Оз, Емеля. | 1 | 3 |
Фольклор. Избушка на курьих ножках. Русское подворье. Изба, русская печь. Домовенок. Самовар | 1 | 2 |
Любимый город Москва (дороги,
транспорт, храмы, башни Кремля) Кутафья башня Парад на Красной площади.
Моделирование объектов: Кремлёвская стена, мавзолей В.И.Ленина,
Сенатская башня, Никольская башня, Спасская башня, Исторический музей. Красная площадь. Москва разная. (Москва праздничная. Москва модная. Московские улицы. Москва научная.) Москва спортивная. Формула 1. Горнолыжный спорт. Аквапарк. Футбол. Спорт– кафе”, “Спортивный зал”, “Спорт комплекс”. История Олимпийских игр. Театр. Моделирование Большого театра и театра С.В. Образцова. Большой театр. Третьяковская галерея. Речной вокзал. Ледовый дворец. |
1 | 7 |
Народные промыслы. Золотая сказка промыслов Подмосковья на основе русского узора (Лего-проект). Гжель, Жоство, Загорская матрёшка. |
1 | 3 |
Архитектура и дизайн. Архитектура объёмных сооружений: жилые дома ,театры, магазины. Ландшафтная архитектура: парки, скверы, фонтаны. Градостроительство: реконструкция старых городских районов, создание новых посёлков. Фасад – наружная, лицевая сторона предмета. |
1 | 2 |
Чудеса света и знаменитые места: Египетские пирамиды. Сфинкс Мавзолей в Галикарнасе Дворец Мавсола Храм Артемиды. Колосс Родосский. Париж. Эйфелева башня Пизанская башня. Лондонский Бигбен. Англия. Тауэрский мост. |
1 | 2 |
6 ч. | 19 ч. |
Раздел 6. Конструкторы “Лего ELAB”.
Теория 7 ч. Знакомство с деталями конструктора. Изучение технологических карт. Знакомство с объектами строительства.
Практика 23 ч.
Тема | Теория | Практика |
История шахмат. | 1 | 1 |
История часов. | 1 | 1 |
История передачи информации от древности до наших дней. | 1 | 1 |
Мосты. | 2 | |
Машины (наземный, подземный, воздушный транспорт). | 3 | |
Солнечная энергия, крепление солнечной батареи. Солнечная энергия (карусель, автомобиль). | 1 | 3 |
Энергия ветра (ветряк) Ветряная мельница. | 1 | 3 |
Энергия воды (гидроэлектростанция) Гидроэлектростанция. | 1 | 3 |
Проект “Вода, солнце и ветер на службе у людей”. | 4 | |
Очистное сооружение для очистки промышленных стоков. | 1 | 2 |
7 ч. | 23 ч. |
Условия реализации программы.
1. Материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности детского объединения:
Для успешной реализации программы в соответствии СанПиНами имеется просторное площадью 4,0 кв. м на 1 обучающегося и высотой выше 3,6 м, хорошо освещенное помещение. Лампы дневного света и большие окна (искусственное и естественное освещение) полностью обеспечивают освещенность Леготеки в любое время суток.
Помещение оборудовано необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, стеллажами.
Для хранения фонда кружка (лучших детских работ разных лет) имеется электронный банк презентаций, фотографий работ детей. В учебном помещении имеется специальный методический фонд, библиотека по конструированию, журналы, карточки-схемы, а также современные технические средства обучения (телевизор, фотоаппарат, компьютер, проектор).
Кабинет “Леготека”, в котором проходят занятия, оснащен современным Лего-оборудованием, имеет логотипы оборудования Лего и Спектра, символику окружных мероприятий, стенды с фотографиями работ детей.
Учебно-развивающие занятия проводятся за столами. Расстановка столов дает возможность работать индивидуально, в группе или коллективно.
Для хранения пособий кабинет оснащен секционными шкафами и стеллажами. Рабочее место учителя оборудовано компьютером, мультимедийной установкой (экран, проектор), имеется телевизор, магнитофон.
Каталог наборов Лего в Леготеке:
Название набора конструктора: |
Мир вокруг нас. |
Базовый набор с трубками. |
Большие строительные платы Duplo. |
Люди мира Duplo. |
Дом Duplo. |
Люди Duplo. |
Дорожные платы Лего. |
Аэропорт будущего. |
Дорожные знаки. |
Строительные кирпичи. |
Коробки для хранения деталей. |
Мозаика Duplo. |
Парк развлечений. |
Платы белые. |
Колеса лего. |
Маленькие строительные платы. |
Черепица для крыши. |
Большие строительные платы. |
Строители. Лего. |
Название наборов. |
“Первые механизмы” 39 штук. |
“Первые конструкции” 26 штук. |
Коробки для хранения деталей. |
Железная дорога. |
Строитель Боб. |
Ферма. |
Домашние животные. |
Город Duplo. |
Путешествие в космос. |
Аэропорт будущего. |
Дикие животные. |
Пожарная станция. |
Больница. |
Мягкие кирпичи 5 коробок. |
Наборы карточек ко всем конструкторам. |
“Первые механизмы” 26 штук. |
“Первые конструкции” 26 штук. |
Наборы ELAB 8 штук. |
Наборы “Энергия и мощность” 8 штук. |
Наборы “Спектра” по математике и природоведению. |
Кубики Никитина. |
Игры для развития координации. |
Чемоданы Корнельса. |
2.Организационные условия
Продолжительность занятий:
1-й год обучения – Продолжительность занятий – 1 час 3 раза в неделю;
2-й год обучения – Продолжительность занятий – 1 час 3 раза в неделю.
Полный объем учебных часов – 216, в том числе в 1-й год обучения – 108 часов, во 2-й год обучения –108 часов.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 15 чел., второго года обучения – 15.
3. Кадровые условия С 2003 года в ГБОУ СОШ №1004 открыт Центр развивающих игр (ЦРИ) Леготека, руководителем которого является Протопопова Г.П.(педагог дополнительного образования). Галина Петровна ежегодно делится опытом своей работы на окружных конференциях “Развивающая среда в начальной школе” (2006, 2007, 2008, 2009, 2010 год ), имеет пять Легодипломных работ, участвовала в Международной защите Лего – проектов. Леготека школы №1004 имеет дипломы “Лучшая Леготека – 2006, 2007 года”, является базисным центром Леготек районов Внуково и Ново-Переделкино. В 2009 году Галина Петровна стала победителем окружного конкурса “Лучший Леготекарь-2009 ”, который проводился среди руководителей центров развивающих игр. В 2010–2011 уч.году Галина Петровна прошла курсы повышения квалификации на базе ОМЦ ЗОУО “Развивающая среда в начальной школе. Легоконструирование” в объеме 36 часов, являлась лектором курсов МИОО “Развивающая среда в начальной школе. Легоконструирование” для педагогов других учебных заведений ЗАО г. Москвы в 2010-2012 г.
4. Внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения. Легокружок сотрудничает с различными творческими организациями ЗАО, участвует в окружном Легофестивале.
Для отслеживания новинок в педагогической литературе и литературе по легоконструированию, для поиска информации о проведении окружных и городских семинаров, мастер-классов, конференций; для ознакомления с положениями о конкурсах и отправки заявок для участия в них, а также для обмена опытом с коллегами – специалистами Леготек (Леготекарями) и для получения информации с курсов повышения квалификации используются информационные технологии, сети Internet.
Методическое обеспечение программы.
Учебный процесс обеспечен различными видами методической продукции. Это:
– Легооборудование и Спектра материал, книги для учителя по работе с ним,
карточки-схемы для работы учащихся;
– игры для развития детей, инструкции по методике их проведения.
– дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные
карточки, образцы выполненных заданий. презентации), которые используются на
каждом занятии.
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе презентационный фонд.
Презентационный фонд.
1 год обучения.
Подставка для карандашей. | Презентация № 1, слайды 1, 2, 3. |
Подставка для книг, рамочки для фотографий. | Презентация № 1, слайд 4. |
Плоские и объёмные конструкции. Деревья. | Презентация № 1, слайды 5, 6 Презентация № 2, слайды 9, 10. |
Лего буквы и цифры. | Презентация № 1. слайды 7, 8, 9. |
Проект “Азбука”. | Презентация № 4. |
Праздничный торт. | Презентация № 1, слайды 10,11. |
Цвет. | Презентация № 33. |
Кукольный театр. Сказка “Колобок” . | Презентация № 1, слайды 12,13,14. |
Сказка своими руками. Народные и авторские сказки. | Презентация № 30. |
Физминутки с Лего. | Презентация № 1, слайды 16–2.5 |
Проектная работа “Московский Кремль”. | . Презентация № 1, слайды 26–37. |
Проект “Айболит”. | Презентация № 5. |
Проект “Будь здоров” Знаки гигиены. | Презентация № 6. |
Домашние животные. | Презентация № 7. |
Собака-верный друг. | Презентация № 15. |
Зоопарк. | Презентация № 8. |
Собака. | Презентация № 20, слайд 11. |
Животные Крайнего Севера (олень, медведь, полярная сова). | Презентация № 22. |
Путешествие в прошлое. Динозавры. | Презентация № 9. |
Путешествие по Африке. (Материк, животные и птицы.) | Презентация № 16. |
Незнайка и его друзья. | Презентация № 10. |
Экология. Пернатые друзья. | Презентация № 32. |
По страницам Красной книги. | Презентация № 31. |
Водный транспорт. | Презентация № 11. |
Транспорт. | Презентация № 20 Слайд 7. |
Шахта. Машины под землей. | Презентация № 20 слайд 11. |
Опасные ситуации дома и на улице. | Презентация № 18. |
Мы пешеходы. (Светофор, дорога, улица.) | Презентация № 13. |
Военная техника. | Презентация № 20 слайд 12. |
История автомобиля. | Презентация № 12. |
Овощное царство. | Презентация № 17. |
Полезное питание и витамины. (Овощи, фрукты.) | Презентация № 14. |
Сказки А.С. Пушкина. | Презентация № 19 Презентация № 20 слайд 13. |
Школа. | Презентация № 20 Слайды 1–3. |
Наш двор. | Презентация № 20 Слайд 4. |
Наш город. | Презентация № 20 Слайд 5, 6. |
Строительная площадка. | Презентация № 20 слайд 8. |
Аэропорт будущего. | Презентация № 20 слайд 8. |
Парк. | Презентация № 34. |
История празднования Нового года. | Презентация № 26. |
Какая бывает зима. | Презентация № 25. |
Мозаика Лего. Конструируем на плоскости. Букет, Новогодняя елочка, снежинки. | Презентация № 20 слайд 14, 15. |
Моя Москва. | Презентация № 27. |
Быт россиян (Русская изба, курная изба, печь, боярские палаты, подсвешник). | Презентация № 23. |
Народные промыслы. | Презентация № 29. |
Русская изба. | Презентация № 28. |
Деревня. | Презентация № 24. |
Лего-ножницы-бумага. | Презентация № 21. |
Работа по инструкционным картам. | |
Птичка, собачка. верблюд. жираф.
Слон, лев, крокодил. Пирамиды, деревья, скамейка. Телефон, городской дом, машина. |
Презентация № 2, слайды 1–4.
Презентация № 2, слайды 5–7. Презентация № 2, слайды 8–11. Презентация № 3, слайды 1–3. |
Презентационный фонд.
2 год обучения.
Тема занятия | Дидактический материал. |
Осенние фантазии.(Деревья, листья). Цветы. Бабочки Мастер-класс Симметрия. |
Презентация № 28, слайд 5, 6, 7. Презентация № 16 слайды 5, 6, 7. Презентация № 30. |
Музыкальные инструменты. | Презентация № 28, слайды 8–11 |
Моё тело. | Презентация № 13. |
“Пропорции фигуры
человека.
Технологические приёмы. конструирования фигуры человека”. Зимние виды спорта (схемы). |
Презентация № 5. |
Герои народных сказок.
Фольклор.
Русское подворье. |
|
Композиции по мотивам народных и авторских сказок. | Презентация № 10. |
Сочиняем и разыгрываем сказки. | Презентация № 28, слайды 2, 3. |
Буратино, Пиноккио. | Презентация № 21. слайд 2–4. |
Карлсон. | Презентация № 21, слайд 5. |
Змей Горыныч. | Презентация № 21. слайд 6. |
Василиса Премудрая. | Презентация № 21, слайд 7. |
Санта Клаус. | Презентация № 21, слайд 8. |
Дровосек из страны Оз. | Презентация №21, слайд 9. |
Емеля. | Презентация № 21. слайд 10. |
Фольклор. Избушка на курьих ножках. | Презентация № 26. |
Русское подворье. Изба. русская печь. Домовенок. Самовар. | Презентация № 24 слайд №15. |
Москва. | |
Любимый город Москва (дороги, транспорт, храмы, башни Кремля). | Презентация № 12. |
Кутафья башня. | Презентация № 21, слайд 11–12. |
Башни Кремля.
Парад на Красной площади. Моделирование объектов: Кремлёвская стена, мавзолей В.И.Ленина, Сенатская башня, Никольская башня, Спасская башня, Исторический музей. |
Презентация № 21, слайды 13–18. Презентация № 17. |
Проект Красная площадь | Презентация № 28, слайд 1. |
Москва разная. (Москва праздничная. Москва модная. Московские улицы. Москва научная.) | Презентация № 22. |
Москва спортивная. Формула
1.Горнолыжный спорт. Аквапарк. Футбол. Спорт– кафе”, “Спортивный зал”,
“Спорт комплекс”. История Олимпийских игр. |
Презентация № 25. Презентация № 16, слайд 1. |
Театр. Моделирование Большого театра и
театра С.В. Образцова. Большой театр. Третьяковская галерея. |
Презентация № 26. Презентация № 16 слайд 2. Презентация № 16 слайд 3. |
Речной вокзал. | Презентация № 23. |
Ледовый дворец. | Презентация № 11. |
Золотая сказка промыслов Подмосковья на
основе русского узора(Лего-проект). Гжель, Жоство, Загорская матрёшка. |
Презентация № 20. |
Новый район города. | Презентация № 15. |
Город будущего. | Презентация № .3 |
Архитектура и дизайн. Архитектура
объёмных Ландшафтная архитектура: парки, скверы, фонтаны. Градостроительство: реконструкция старых городских районов, создание новых посёлков. Фасад – наружная, лицевая сторона предмета. |
Презентация № 2. |
Чудеса света: Египетские пирамиды. Сфинкс. |
Презентация № 21, слайд 19. Презентация № 9, слайд 3. |
Мавзолей в Галикарнасе. | Презентация № 21, слайд 20–21. |
Дворец Мавсола. | Презентация № 21, слайд 22. |
Храм Артемиды. | Презентация № 21,слайды 23-24. |
Колосс Родосский. | Презентация № 21, слайды 25, 26. |
Путешествие по континентам. | |
Эйфелева башня. Париж. Эйфелева башня. |
Презентация № 21, слайд 27. Презентация № 28, слайд 4. Презентация № 9, слайд 8,9. |
Пизанская башня. | Презентация № 21, слайд 28,29. |
Лондонский Бигбен. Англия. Тауэрский мост. |
Презентация № 21, слайд 30. Презентация
№ 9, слайд 12. Презентация № 9, слайд 10. |
Замок рыцаря. | Презентация № 9, слайд 14. |
Вильнюс. Замок Тракай. Национальный костюм литовцев. |
Презентация № 9, слайд 15–18. |
Башни близнецы из Малайзии. | Презентация № 21, слайд 32. |
Тадж-Махал. | Презентация № 21, слайд 33. |
Греция. | Презентация № 9, слайд 4. |
Китай. Средневековая пагода. | Презентация № 9, слайд 5. |
Крым . Крепость Генуэзская. | Презентация № 9, слайд 6. |
Венеция. | Презентация № 9, слайд 7. |
Храмы. | Презентация № 2, слайд 16. |
Как прекрасен этот мир. (Пирамиды, чудеса света, национальные костюмы.) |
Презентация № 9 |
Подводный мир. Рыбы, растения. | Презентация № 19. |
Динозавры. | Презентация № 4. |
ПДД (Дорожные знаки, правила безопасности, улица). | Презентация № 18. |
Военная техника. Парад на Красной площади. | Презентация № 17. |
Школа. | Презентация № 16 слайд 4. |
Очистное сооружение для очистки промышленных стоков. (Экология.) | Презентация № 14. |
Что такое экономика? Сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт. | Презентация № 27. |
История шахмат | Презентация № 8. |
История часов.. | Презентация № 7. |
История передачи информации от древности до наших дней. | Презентация № 6. |
Космос. | Презентация № 1. |
Список литературы
Архив фотоматериалов и электронных версий с собственным опытом работы, а также с опытом работы педагогов округа.
Книжный фонд для педагога
- Т. В. Безбородова “Первые шаги в геометрии”, – М.:“Просвещение”, 2009.
- С. И. Волкова “Конструирование”, – М: “Просвещение”, 2009 .
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.– Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
- “Развивающая среда в начальной школе” ( материалы из опыта работы образовательных учреждений) ЗОУОДО г. Москвы 2004 г.
- “Первые механизмы” книга для учителя. Институт инновационных технологий 1998 г.
- “Проекты” Институт инновационных технологий 1998 г.
- “Книга проектов” Институт инновационных технологий 1999 г.
- “Мир вокруг нас” книга проектов. Институт инновационных технологий 1998 г.
- Энергия, работа, мощность. Конструкторы ELAB Институт инновационных технологий 1998 г.
- Возобновляемые источники энергии. Конструкторы ELAB Институт инновационных технологий 1998 г.
- Указания для учителя и рабочие бланки к наборам Лего. Институт инновационных технологий 1998 г.
- Рабочие материалы к 8 сессии защиты международных Лего-дипломов. Институт инновационных технологий и учебного оборудования 1998 г. Москва 2005 г.
- Сборник докладов и выступлений специалистов начального образования “Развивающая среда в начальной школе” (вторая научно-практическая конференция) Москва 2003 г. НИЦ “Инженер”
- Методические указания к плакатам “Природные сообщества леса, поля, луга, водоема, птицы зимой.
Литература для детей:
- Наборы желтых карточек, которые знакомят с основными понятиями, помогают изучить простейшие механизмы.
- Голубые карточки позволяют освоить принципы действия простейших механизмов на практике.
- Красные карточки-листы для копирования дают возможность на практике применить полученные знания.
- Альбомы заданий к конструкторам и математическим играм.
- Схемы конструкций.
- Рабочие бланки к наборам “Первые конструкции”, “Первые механизмы”, “Источники энергии”.
- Журналы “Лего” за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2012 год.