Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Программа по математике ориентирована на учащихся 6 В класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Примерная программа основного общего образования по математике. Математика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.;Вентена-Граф, 2008.
  2. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

Программа соответствует учебнику “Математика” для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2009 гг.

На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 175 часов в год.

Раздел: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 12 часов.

Конспект урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

обучающие: формировать учебные универсальные действия – умение выполнять сложение положительных и отрицательных чисел, в том числе дробных чисел;

развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: закрепление нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Н.Я.Виленкин, мультимедиа презентация, электронная доска, “экран успеха”.

Технология: КСО – работа по группам (гетерогенным). 

В каждой группе один ученик с достаточно сформированным и устойчивым вниманием, памятью, сообразительностью, один ученик – со средними способностями, 2 ученика – с неустойчивым вниманием, неразвитой памятью, мышлением.

Работа организована по группам для взаимовыручки, обмена информацией, для повышения интереса успеха коллектива.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Давайте запишем число в рабочей тетради.

Включаются в деловой ритм урока.

Актуализация знаний и умений.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Вопрос: без чего не может существовать математика?

Поговорим о числах?

Отвечают. Без чисел.

На экране записаны числа. К какой группе они относятся?

I – натуральные числа;
II – дробные числа
III – целые?

12; ; ; 3; ; ; 29; 7; , – 3, 0, 1, -1.

Дают характеристику каждому числу.

Чем натуральные числа отличаются от дробных?

Какие действия с числами мы можем производить? А с целыми?

Отвечают на вопрос?

Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Проблемная ситуация

Мы умеем складывать положительные и отрицательные числа?

Да.

Но дробные отрицательные складывать сложно

Какая цель нашего урока?

А цель – научиться складывать не только целые, но и дробные числа.

Повторим.

– Чему равен модуль положительного числа? Приведи пример.
– Чему равен модуль отрицательного числа? Приведи пример.
– Чему равен модуль нуля?
– Правило сложения чисел с разными знаками.
– Правило сложения отрицательных чисел
– Чему равна сумма противоположных чисел?

Устный счет:
3 +(– 2)
24 + (-10)
5 + 5
50 + (-45)
70 + 40
45 + 45
7+ (-7)

Отвечают, читают правила.

Закрепление новых знаний и способов усвоения решения примеров с дробными числами.

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми изучаемой темы:

Применение правил при сложении дробных чисел.

Из каждой группы выходят по одному решают, объясняя каждый шаг.

Решим данные примеры с объяснением.

Записывают в тетрадях.

Физкультминутка
“1” подняться, подтянуться.
“2” согнуться, разогнуться.
“3” в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
“4” руки шире.
“5” руками помахать.
“6” тихонько за парту сесть.

Выполняют упражнения.

Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа

А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.

Вариант – 1

Найдите сумму чисел:

  1. -18 + (-25) = ?;4) –(-67) + 17;
  2. -2,5 + (-4,5) = ?;5) 78+ (– 18);
  3. - + (-) = ?;6) 33+ (– 63).

Вариант – 2

Найдите сумму чисел:

1) -28 + (-29) = ?; 4) -5,5 + 5,5;

  1. -3,5 + (-5,5) = ?;5) 76 + (-106);
  2. - + (-) = ?;6) – 35+ 70.

Выполняют задания на листах.

Ребята, давайте сверимся с ответами в презентации.

Сверяются с ответами, выставляют себе отметки (критерий оценивания на доске).

Внимание! Тест. Посмотрим, кто справиться, чья группа готова проверить себя?

Отвечают на вопросы,
Давая анализ, почему, по какому правилу.

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Чему мы научились сегодня на уроке?
Выставляет оценки за урок.
Смотрим на “Экран успеха”.

Отвечают на вопросы

Да.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Карточки (прилагаются).

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте розовый листочек на пример.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек на число.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то наклейте желтый листочек на смешанную дробь.

Приклеивают листочки на тетради, показывают учителю.

Приложение

Презентация