“Грамматические нормы: подготовка к ЕГЭ. А3”
Тип урока: систематизация и обобщение изученного ранее.
Цели урока:
- обобщить и расширить знания о грамматических нормах русского языка;
- совершенствовать речь учащихся.
Задача урока: использовать законы грамматики в речи и на письме
Оборудование: справочная литература (справочник по русскому языку для 5– 11 классов под редакцией А.Б. Малюшкина); компьютер или интерактивная доска, технологическая карта учащихся, тестовые задания, электронная презентация, магнитофон, диск с записью музыки.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, дорогие друзья! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к сегодняшнему уроку: исследовать нашу речь. Поделившись на 2 группы: 1) городские цензоры и 2) корректоры СМИ, ученики оценивают речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка (урок сопровождает презентация: слайд №2). Организаторы 2 ух команд поделятся результатами своих исследований и подведут итоги своей работы (слайды №4-№6).
II. Актуализация имеющихся знаний.
Проверка домашнего задания организована через метод проблемного изложения и исследовательскую деятельность учащихся, где через опрос населения, интервью с представителями предприятий разных отраслей, наблюдение и языковой анализ СМИ (местная печать, теле-и радиовещание) ребята изучили распространенные грамматические ошибки и представили на уроке.
III. Сообщение темы урока.
Предлагаю подумать о цели нашего урока, опираясь на выводы, к которым пришли группы: городские цензоры и корректоры СМИ (затем слайд №3).
- Постановка проблемы: “Почему допускают ошибки в образовании форм слова?”
Беседа.
- Основополагающие и проблемные вопросы учебной темы перед учащимися?
- Как понимаете термин “нормированный литературный язык”? Что такое “грамматические нормы”?
- Как связаны между собой понятия “морфологические” и “грамматические” нормы? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении?
IV. Усвоение новых понятий и способов действий.
Освоение задания А3 в тестировании ЕГЭ по данной теме “Морфологические нормы”. Знакомство с заданием – его разбор – построение алгоритма.
- Каков алгоритм выбора ответа в задании ЕГЭ – А3? (слайды №7-8).
- Самостоятельная тестовая работа с последующей взаимопроверкой. Пятибалльная система ( за правильно решенный тест 1 балл).
- .Формирование новых умений и навыков (слайд №9). Ребятам необходимо создать из предложенного списка слов рифмы с последующим “ самостоятельным творчеством” (слайд №10). Организация наблюдения.
Учащиеся вслух зачитывают составленные рифмы.
- Как связаны между собой задание А3 и рифмованные пары? (Рифмы способствуют запоминанию сложных форм слова)
- Сделайте вывод о понятии “грамматические признаки”? (слайд №11)
- Работа по таблице (слайд №12). Выводы учащихся.
Физминутка.
- Работа над новым материалом. Систематизация знаний по схеме слайда №13 “Грамматические формы – нормы управления и согласования”. Учащиеся отвечают на ключевые вопросы урока (самостоятельное обдумывание с последующим устным комментарием по выбору учителя и письменным ответом ученика): Как связаны между собой понятия “морфологические” и “грамматические” нормы? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении (свой ответ записывают в технологическую карту учащегося).
- Дифференцированное задание и Дидактическая игра “Найдите грамматическую норму”.
У доски один учащийся работает над материалом слайда №14 и обдумывает ответ над вопросом: Особенности образования степеней сравнения в русском языке. Затем ему предлагается объяснить классу свой ответ задания в слайде №15, используя следующие примеры (карточка №1):
1) На лице Яны более яркие веснушки. 2) Веснушки Яны горят более ярко. 3) В фойе более ярко, нежели в коридоре. |
- Дидактическая игра “Найдите грамматическую норму”.
- Впишите в таблицу (приложение №2) из двух предложенных сочетаний номер цифры, соответствующий нормативному употреблению формы слова.
- Таблица (Приложение №2)
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
- №1) 1. Вкусный вермишель; 2. вкусная вермишель. №2) 1. Длинные месяцы; 2. Длинные месяца.
- №3) 1. Подскользнуться на льду; 2. поскользнуться на льду. №4) 1. Две пары сапогов; 2. Две пары сапог. №5. 1. Принимаются на работу бухгалтера, слесаря, сторожи. 2. Принимаются на работу бухгалтеры, слесари, сторожа.
Ответ: 21222.
- Групповое задание в творческих пятерках. Наблюдение над морфологическими особенностями имени существительного (подготовиться к объяснению содержания таблицы (слайд №16) “ Употребление несклоняемых существительных” с примерами. Первая подготовившаяся группа – отвечает, остальные после – добавляют и корректируют теорию, не повторяя мысли предыдущей пятерки.
- Тест с последующей самопроверкой (слайд №17).
- Работа с понятием – грамматическое управление и согласование (слайды №18-19). Составьте и запишите сочетания, опираясь на таблицу слайд №21): 1 вариант: с предлогами на – с ; 2) 2 вариант – в – из.
- Дидактическая игра “Кто быстрее”. Самостоятельно составляем словосочетания, затем взаимопроверка. Пример:
- Уплатить, проезд, оплатить – уплатить за проезд – оплатить проезд(слайд №22);
- Теория к заданию (слайд №23) в качестве обобщения, после чего составляем и записываем словосочетания: “КТО быстрее”: 1) быть, участвовать, старт; 2) присутствовать, участвовать, митинг; 3) обсудить, участвовать, заседание; 4) интересоваться, проявлять интерес, математика;5) рассказ, коснуться проект; 6) любовь, преданность, Родина; 7) отзыв, рецензия, книга. Каждый верный вариант словосочетания в дуэте оценивается 1баллом. Итог мах: 7 баллов.
V. Рефлексия.
Итак, систематизируя грамматические особенности частей речи, мы закрепили знание морфологических признаков и навыки употребления форм слова в речи. Посчитаем набранные баллы, запишем на листке, обменяемся с соседом и, критически оценив работу свою и другого ученика, сдадим учителю технологическую карту (учащиеся подсчитывают сами и проверяют друг друга): 16-17б. – “5”. 15-13б. – “4”. 12– 9б. – “3”. 8– 0б.– “2”(слайд №27).
VI. Итог урока.
Подводятся итоги урока. Закрепление изученного материала с помощью тестов (слайды №25-26), которые учитель сопровождает вопросами: Что такое “грамматические нормы”? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении?
VIIДомашнее задание дифференцировано по группам: 1) А3: прорешать 10 вариантов “ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе” / под редакцией И.П. Цыбулько; 2) Сочинение “10 законов грамматики, или ключ к грамотной речи ” (слайд №27). /Учащиеся, набравшие 12 баллов и меньше выполняют задание для группы №1; выше 12 баллов – пишут сочинение-рассуждение/.
VIII. Выставление оценок.
Спасибо за сотрудничество! Дальнейших успехов!
Литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. 1995.
- Болотов В.А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников / В.А. Болотов, Г. Ковалёва // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 5. – С.39–45.
- Васильева В.В., Пищева Г.Н. “Современные открытые уроки русского языка. (Серия “Школа радости”). – Ростов н/Д: Феникс, 2002
- Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
- Ожегов С.И. “Словарь русского языка”. – М.: Русский язык, 1989.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением CD / Авт.-сост.: Т.А. Захарова, И.А. Меховская. – М.: “Планета”, 2010.
- Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3 изд./Под ред. М.Д Аксеновой. – М.: “Аванта +”, 2001. – с. 704.
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=130742&tmpl=com Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. Шаблон учебного тренажёра и проверочного теста по русскому языку.