Урок русского языка с новыми информационными технологиями. Тема: "Грамматические нормы: подготовка к ЕГЭ. А3"

Разделы: Русский язык


“Грамматические нормы: подготовка к ЕГЭ. А3”

Тип урока: систематизация и обобщение изученного ранее.

Цели урока:

  • обобщить и расширить знания о грамматических нормах русского языка;
  • совершенствовать речь учащихся.

Задача урока: использовать законы грамматики в речи и на письме

Оборудование: справочная литература (справочник по русскому языку для 5– 11 классов под редакцией А.Б. Малюшкина); компьютер или интерактивная доска, технологическая карта учащихся, тестовые задания, электронная презентация, магнитофон, диск с записью музыки.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, дорогие друзья! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к сегодняшнему уроку: исследовать нашу речь. Поделившись на 2 группы: 1) городские цензоры и 2) корректоры СМИ, ученики оценивают речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка (урок сопровождает презентация: слайд №2). Организаторы 2 ух команд поделятся результатами своих исследований и подведут итоги своей работы (слайды №4-№6).

II. Актуализация имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания организована через метод проблемного изложения и исследовательскую деятельность учащихся, где через опрос населения, интервью с представителями предприятий разных отраслей, наблюдение и языковой анализ СМИ (местная печать, теле-и радиовещание) ребята изучили распространенные грамматические ошибки и представили на уроке.

III. Сообщение темы урока.

Предлагаю подумать о цели нашего урока, опираясь на выводы, к которым пришли группы: городские цензоры и корректоры СМИ (затем слайд №3).

  • Постановка проблемы: “Почему допускают ошибки в образовании форм слова?”

Беседа.

  • Основополагающие и проблемные вопросы учебной темы перед учащимися?
  • Как понимаете термин “нормированный литературный язык”? Что такое “грамматические нормы”?
  • Как связаны между собой понятия “морфологические” и “грамматические” нормы? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении?

IV. Усвоение новых понятий и способов действий.

Освоение задания А3 в тестировании ЕГЭ по данной теме “Морфологические нормы”. Знакомство с заданием – его разбор – построение алгоритма.

  • Каков алгоритм выбора ответа в задании ЕГЭ – А3? (слайды №7-8).
  • Самостоятельная тестовая работа с последующей взаимопроверкой. Пятибалльная система ( за правильно решенный тест 1 балл).
  • .Формирование новых умений и навыков (слайд №9). Ребятам необходимо создать из предложенного списка слов рифмы с последующим “ самостоятельным творчеством” (слайд №10). Организация наблюдения.

Учащиеся вслух зачитывают составленные рифмы.

  • Как связаны между собой задание А3 и рифмованные пары? (Рифмы способствуют запоминанию сложных форм слова)
  • Сделайте вывод о понятии “грамматические признаки”? (слайд №11)
  • Работа по таблице (слайд №12). Выводы учащихся.

Физминутка.

  • Работа над новым материалом. Систематизация знаний по схеме слайда №13 “Грамматические формы – нормы управления и согласования”. Учащиеся отвечают на ключевые вопросы урока (самостоятельное обдумывание с последующим устным комментарием по выбору учителя и письменным ответом ученика): Как связаны между собой понятия “морфологические” и “грамматические” нормы? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении (свой ответ записывают в технологическую карту учащегося).
  • Дифференцированное задание и Дидактическая игра “Найдите грамматическую норму”.

У доски один учащийся работает над материалом слайда №14 и обдумывает ответ над вопросом: Особенности образования степеней сравнения в русском языке. Затем ему предлагается объяснить классу свой ответ задания в слайде №15, используя следующие примеры (карточка №1):

1) На лице Яны более яркие веснушки. 2) Веснушки Яны горят более ярко. 3) В фойе более ярко, нежели в коридоре.
  1. Дидактическая игра “Найдите грамматическую норму”.
  2. Впишите в таблицу (приложение №2) из двух предложенных сочетаний номер цифры, соответствующий нормативному употреблению формы слова.
  3. Таблица (Приложение №2)
№1 №2 №3 №4 №5
         
  • №1) 1. Вкусный вермишель; 2. вкусная вермишель. №2) 1. Длинные месяцы; 2. Длинные месяца.
  • №3) 1. Подскользнуться на льду; 2. поскользнуться на льду. №4) 1. Две пары сапогов; 2. Две пары сапог. №5. 1. Принимаются на работу бухгалтера, слесаря, сторожи. 2. Принимаются на работу бухгалтеры, слесари, сторожа.

Ответ: 21222.

  • Групповое задание в творческих пятерках. Наблюдение над морфологическими особенностями имени существительного (подготовиться к объяснению содержания таблицы (слайд №16) “ Употребление несклоняемых существительных” с примерами. Первая подготовившаяся группа – отвечает, остальные после – добавляют и корректируют теорию, не повторяя мысли предыдущей пятерки.
  • Тест с последующей самопроверкой (слайд №17).
  • Работа с понятием – грамматическое управление и согласование (слайды №18-19). Составьте и запишите сочетания, опираясь на таблицу слайд №21): 1 вариант: с предлогами на – с ; 2) 2 вариант – в – из.
  • Дидактическая игра “Кто быстрее”. Самостоятельно составляем словосочетания, затем взаимопроверка. Пример:
    1. Уплатить, проезд, оплатить – уплатить за проезд – оплатить проезд(слайд №22);
    2. Теория к заданию (слайд №23) в качестве обобщения, после чего составляем и записываем словосочетания: “КТО быстрее”: 1) быть, участвовать, старт; 2) присутствовать, участвовать, митинг; 3) обсудить, участвовать, заседание; 4) интересоваться, проявлять интерес, математика;5) рассказ, коснуться проект; 6) любовь, преданность, Родина; 7) отзыв, рецензия, книга. Каждый верный вариант словосочетания в дуэте оценивается 1баллом. Итог мах: 7 баллов.

V. Рефлексия.

Итак, систематизируя грамматические особенности частей речи, мы закрепили знание морфологических признаков и навыки употребления форм слова в речи. Посчитаем набранные баллы, запишем на листке, обменяемся с соседом и, критически оценив работу свою и другого ученика, сдадим учителю технологическую карту (учащиеся подсчитывают сами и проверяют друг друга): 16-17б. – “5”. 15-13б. – “4”. 12– 9б. – “3”. 8– 0б.– “2”(слайд №27).

VI. Итог урока.

Подводятся итоги урока. Закрепление изученного материала с помощью тестов (слайды №25-26), которые учитель сопровождает вопросами: Что такое “грамматические нормы”? Как выражаются морфологические признаки частей речи в предложении?

VIIДомашнее задание дифференцировано по группам: 1) А3: прорешать 10 вариантов “ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе” / под редакцией И.П. Цыбулько; 2) Сочинение “10 законов грамматики, или ключ к грамотной речи ” (слайд №27). /Учащиеся, набравшие 12 баллов и меньше выполняют задание для группы №1; выше 12 баллов – пишут сочинение-рассуждение/.

VIII. Выставление оценок.

Спасибо за сотрудничество! Дальнейших успехов!

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. 1995.
  2. Болотов В.А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников / В.А. Болотов, Г. Ковалёва // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 5. – С.39–45.
  3. Васильева В.В., Пищева Г.Н. “Современные открытые уроки русского языка. (Серия “Школа радости”). – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  4. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
  6. Ожегов С.И. “Словарь русского языка”. – М.: Русский язык, 1989.
  7. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением CD / Авт.-сост.: Т.А. Захарова, И.А. Меховская. – М.: “Планета”, 2010.
  8. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3 изд./Под ред. М.Д Аксеновой. – М.: “Аванта +”, 2001. – с. 704.
  9. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=130742&tmpl=com Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. Шаблон учебного тренажёра и проверочного теста по русскому языку.