Тема урока: "Времена года в музыке"

Разделы: Музыка


Ход урока

1. Этап самоопределения.

Слайд 1. И. Левитан “Золотая осень”

Презентация.

Учитель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня нам предстоит погрузиться в атмосферу прекрасной музыки, навеянной самой природой. Вы, наверняка, узнали картину Левитана “Золотая осень”. ... “Унылая пора, очей очарованья...” Кто-то продолжит? Прекрасные стихи! Кто же это?

Дети: А.С. Пушкин.

Учитель: С каким чувством написаны стихи?

Дети: С любовью.

Учитель: Правильно. Только ли поэты воспевали эту чудесную пору? Кто ещё?

Дети: Композиторы, музыканты, художники.

Учитель: А какие чувствапередают нам в своих творениях художники, композиторы и поэты?

Дети: Переживания, восторг... (выслушать всех)

Учитель: Правильно! Своё отношение к окружающему нас миру. А какой вид искусства нам сложнее всего понять и почему? (подвести к музыке)

Дети: Музыку. Потому что нет наглядности, слов...

Учитель: Правильно. Чтобы понять музыку, её надо внимательно слушать. Ведь композитор разговаривает с нами необычным языком – языком интонаций. А интонация это и есть слово. И вот, когда мы научимся с вами понимать этот язык, на котором с нами говорят музыканты и композиторы разных эпох, открывая самые сокровенные тайны своей души, вот только тогда мы поймём, как прекрасен, увлекателен и интересен мир музыки.

Слайд 2. “Времена года в музыке”

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: Тема нашего урока: “Времена года в музыке”.

Слайд 3-9 Автовключение.

Слайд 9. Пробел 3 раза наплыв строк.

Учитель: Уже, наверное, многие узнали. (Дать высказаться детям). Правильно, это “Осенняя песнь” из альбома П. И. Чайковского “Времена года”.

Слайд 10.

Учитель: Петра Ильича называют великим мелодистом, как вы думаете почему?

Дети: Потому что музыка его мелодичная, правдивая, очень красивая, образная.

Учитель: Правильно. Его называли так за то, что он мог донести свою мелодию – “мелодию души” и не просто мелодию, а исповедь, до каждого из нас. Его музыка заставляет нас сопереживать. Музыка П. И. Чайковского самая исполняемая во всём мире. Музыкальный язык универсален. Если её внимательно слушать, то она передаёт все оттенки разговорной речи. Здесь переводчик не нужен! Музыка - самый правдивый вид искусства. Любая фальшь в музыке сразу слышна. Давайте вспомним слова самого Петра Ильича, о том, как он безгранично любил свою Родину. Вся жизнь, как исповедь души и это мы слышим в его произведениях.

Слайд 11. Биография П.И.Чайковского

Учитель: Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, музыкальный деятель, педагог, величайший мелодист. Балеты “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, Оперы: “Ундина”, “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”. Автор первой русской симфонии “Зимние грёзы”. Лучший друг Николай Рубинштейн. Он первым исполнял его музыкальные произведения. Знакомство с “Могучей кучкой”. Именно М. А. Балакирев посоветовал написать увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”. Петр Ильич работает в журнале “Русские ведомости” критиком. Материальную поддержку ему оказывала Надежда фон Мекк – близкий друг Петра Ильича.

Слайд 12.Музыкальный цикл.

Учитель: Давайте подробней остановимся на альбоме “Времена года”. История создания. Николай Матвеевич Бернард – издатель журнала “Нувеллист”, однажды пришёл к Чайковскому и попросил его написать музыкальные пьесы к месяцам года. На что Пётр Ильич с радостью откликнулся. Таким образом, 1 числа каждого месяца, в журнале стали печататься пьески. Н.М. Бернарду принадлежит инициатива названия пьес и самого альбома, а также написание эпиграфов.

Слайд 13. “Осенняя песнь”

Учитель: Эпиграфом к пьесам он взял стихотворные строчки А.Толстого “Осень, осыпается весь наш бедный сад...”

Слайд 14. Фортепианный цикл.

Учитель: Фортепианный альбом или цикл состоит из 12 пьес по три в каждом временном блоке. Важно сказать, что такое Цикл – с греческого круг, совокупность музыкальных произведений, следующих друг за другом, объединённых одной темой, образом. В данном случае образ – времена года, с чередующимися месяцами. Начинается альбом с 1 месяца – января “У камелька” и т.д.

Слайд 15. Антонио Вивальди и Пётр Ильич Чайковский.

Учитель: Здесь вы видите двух композиторов, первый вам знаком, быть может, кто-то узнаёт второго? (ждём ответы). Это Антонио Вивальди. Как вы думаете, что связывает этих двух композиторов?

Дети: Цикл “Времена года”

Учитель: Вот об этих двух композиторах мы поговорим подробнее и сравним их творчество.

3. Основной этап.

Слайд 16-20. Музыка Вивальди Автовключение.

Слайд 21. Музыкальный цикл.

Учитель: Понравилась ли вам музыка? (множество ответов). Какие инструменты вы услышали.

Дети: Струнные.

Слайд 22. Струнные

Учитель: Правильно. Именно на этих инструментах играл Вивальди. И его считают основателем струнного квартета.

Слайд23. Клавесин.

Учитель: В эпоху Барокко клавесин, предшественник фортепиано, был очень популярен. А вот скрипку называли “богиней” инструментов. Над её звуком, голосом трудились такие мастера как: АМАТИ, ГВАРНЕРИ, СТРАДИВАРИ.

Слайд 24. Биография Вивальди.

Учитель: Антонио Вивальди, по прозвищу, “Рыжий Монах”, родился в Венеции в 1678 году. В 10 лет замещал своего отца – музыканта в церкви св. Марка. Его учителем был Джованни Батиста. Первые сочинения датируются 1691 годом. В 15 лет он получает звание “Вратаря” - нижняя ступень монаха, открывающего врата Храма. В 1703 году получат сан священника. Много музицирует, преподаёт в консерватории, в Венеции. Создаёт много духовной музыки. С 1703 года работает в новом жанре – опера.Популярным становится музыкальный цикл “Времена года”. Четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. Концерт –музыкальное произведение, соревнование между солирующим инструментом и аккомпанирующим ансамблем или оркестром. 1728 год – выпуск цикла целым изданием.В 1765 году – исполнение цикла в вокальной аранжировке. “Весна” в виде мотета– это вокальное произведение, родина Франция 12 век, 3-х, 4-х - голосные вокальные партии, сначала на религиозные темы. Мотеты похожи на кантаты.(вспомним что такое кантата)В последние годы к Вивальди изменилось отношение со стороны церкви и он покидает Родину. Скончался в Вене в 1741 году.

Слайд 25. Музыкальный цикл.

Учитель: Давайте посмотрим, как построен музыкальный цикл у Вивальди. Состоит из 4 скрипичных концертов. Этот цикл самое знаменитое произведение, оно написано в стиле БАРОККО. В 1723 году цикл написан, а опубликован два года спустя. Концерт посвящён одному из времён года, состоящему из 3 частей. К каждому концерту был подобран эпиграф-“Сонет” - стихотворение , состоящее из 14 строк. Начинается с “Весны”.

Слайд 26.Джузеппе Арчимбольдо.

Учитель: Живописец жил в 16 веке. Посмотрите, как он изобразил “Времена года”.

Дети: В виде человека.

Учитель: А сейчас, очень трудный вопрос. С чем ассоциируется музыка Вивальди и картины Арчимбольдо? (подводим к ответу) Весна – пробуждение природы, рождение человека, а дальше?

Дети: Цикл жизни человека.

Слайд 27. Эпоха Чайковского.

Учитель: 17 век. Барокко. Давайте посмотрим, какие черты присущи этому веку? (дать ответитьдетям)Пышность, помпезность, роскошь, торжественность.

Слайд 28. Эпоха Чайковского.

Учитель: Давайте, вернёмся в эпоху Чайковского. Какие черты характерны 19 веку? Золотой век в музыке, изобразительном искусстве и поэзии. Романтизм, лиризм, поэтичность, задушевность. Золотой век – сентиментальность, как доминанта человеческой природы.

Слайд 29. Иван Шишкин.

4. Подведение итогов.

Слайд 30. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. 12-й месяц альбома Чайковского?
  2. Струнный музыкальный инструмент?
  3. Чайковский - величайший...(продолжить фразу)
  4. Эпоха Чайковского?
  5. Балет Чайковского?
  6. Имя Вивальди?
  7. Струнный музыкальный инструмент?
  8. 1 симфония Чайковского “Зимние... (продолжить)
  9. Струнный музыкальный инструмент?
  10. 4 месяц альбома?
  11. Эпоха Вивальди?
святки
скрипка
мелодист
романтизм
“Щелкунчик”
Антонио
альт
грёзы
виолончель
“Подснежник”
Барокко

Слайд 31 Подведение итогов.

Учитель: А теперь, давайте попробуем, подвести итоги. Найдём сходство и различие.

Сходство

  • Название цикла “Времена года”
  • Название стихов – Эпиграф
Различие Вивальди Чайковский
Эпоха? Барокко Романтизм
Название номеров? Концерт Пьески
Век? 17 век 19 век
Для каких инструментов? Струнные Фортепиано
Название эпиграфов? Сонет Стихи

Слайд 32.

Учитель: К какому же выводу мы с вами пришли? (выслушать) В каком бы веке не жил человек, он всегда пишет о том, что его волнует: природа, человеческие отношения, внутренние эмоции. Свои переживания он выплёскивает на бумагу, ввиде нот, рисунка или литературного наброска. Надеюсь, вам понравилось наше образное путешествие в прекрасный мир музыки. Желаю успехов и творческих исканий.