Цель: Познакомить детей со звуком и буквой М.
Программные задачи:
Дидактические:
- формировать умение соотносить звуки М-Мь с буквой М;
- обогащать словарный запас.
Коррекционные:
- закрепить навык правильного произношения звуков М и Мь в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук М среди других звуков, в слогах, в словах;
- развивать фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука М в слове;
- развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую память, уточнять и закреплять понятие о согласных звуках;
- формировать умение дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
- развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки.
Воспитательные:
- работать над формированием положительной мотивации к занятиям;
- формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Оборудование: предметные картинки со звуками М-Мь , индивидуальные карточки с заданиями, карточки синего и зелёного цвета, тетради, карандаши, ручки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, внимательно прослушайте стихотворение и помогите мне его закончить.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква …..М
(Дети угадывают букву.)
II. Определение темы урока, развитие навыков анализа и синтеза.
Логопед: Ребята, вы догадались, с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?
Ученики: С буквой М.
Логопед: Дети, мы произносим звуки, а пишем и читаем буквы. Поэтому писать мы будем букву М, а произносить звуки М и Мь, учиться отличать эти звуки друг от друга, находить в слогах и словах. (Показывает букву М.) Звук М – согласный звук, звонкий, он может быть твёрдым и мягким.
(У каждого ученика на парте лежат индивидуальные карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки и карточки синего и зеленого цвета.)
1. Найти букву М среди других букв. (Приложение 1)
Логопед: Ребята, возьмите карточки и в задании №1 найдите все буквы М и обведите их .
2. Найти букву М среди наложенных друг на друга букв. (Приложение 2)
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на задание №2 и найдите букву М, обведите её.
3. Нахождение твёрдого и мягкого звука М в слогах.
Логопед: А сейчас, возьмите в руки синие и зелёные карточки. Я буду называть слоги, если услышите мягкий звук Мь – поднимите зелёную карточку, если твёрдый М – синюю карточку.
(Слоги: ма – мо – му – ме – ми – мы – му – мю – мэ – мя ….)
4. Нахождение твёрдого и мягкого звука М в словах (определить твёрдый или мягкий звук М в последнем слове стихотворной строки).
Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Камень-вата”. Я вам буду читать стихотворение, а вы должны определить мягкий или твёрдый звук в последнем слове каждой строки и поднять карточку нужного цвета.
На полу скребётся мышка,
Спит в берлоге бурый мишка,
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка,
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
5. Подбор антонимов к словам. (Игра “Наоборот”).
Логопед: Я вам буду называть слова, а вы должны подобрать слово с обратным значением, но оно должно начинаться с буквы М.(Дети по очереди подбирают слова и называют их.)
Большой – маленький
Быстро – медленно
Старый – молодой
Твёрдый – мягкий
Ссориться – мириться
Крупный – мелкий
Сухой – мокрый
6. Определение места звука М в слове. (Приложение 3)
Логопед: Возьмите карточки № 3. На них нарисованы картинки, в названии которых есть звук М, вы должны определить на каком месте в слове находится данный звук и закрасить нужный квадратик под картинкой.
(Картинки: ДОМ, МАК, ГНОМ, СУМКА, МЫЛО, МЫШКА, СОМ, ДЫМ, МУХА, КОМАР, МАЯК, МОРЕ.)
7. Физкультминутка.
Логопед читает стихотворение, выделяя интонацией звук М и показывает движения, а дети повторяют их.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
8. Нарисовать картинки, в названии которых есть звук и буква М. (Приложение 4)
Логопед: Ребята, в карточке №4 нарисовано 3 квадратика. В первом квадрате нарисуйте картинку, название которой начинается на звуки М или Мь, во втором квадратике – картинку, в названии которой эти звуки находятся в середине слова, а в третьем квадратике – в конце слова.
9. Найти картинки, в названии которых есть звук М. (Приложение 5)
Логопед: Возьмите карточку №5, рассмотрите картинки и обведите только те, в названии которых есть звуки М или Мь.
(Картинки: ПАЛЬМА, качели, корзина, МЕЛЬНИЦА, САМОЛЁТ, ключ, МЕДВЕДЬ, шляпа, топор, КОМАР, бык, ДОМ, стул, арбуз, АВТОМАТ, ананас, МАШИНА, кошка, СУМКА, шапка, собака, МУХА.)
III. Знакомство с буквой М.
Логопед показывает карточку с буквой М и просит детей найти эту букву в кассе букв.
Логопед: Ребята, посчитайте, из скольких элементов состоит буква М? Выложите букву М из палочек. А теперь прорисуйте букву М в воздухе (показывает написание буквы на доске, а затем вместе с детьми в воздухе). Возьмите тетради и пропишите там строку с буквой М.
IV. Чтение слогов ам, ум, им, эм, ма, му, ми, мэ.
Логопед вызывает ученика и просит прочитать слог.
V. Чтение слов мама, мак.
Логопед вызывает ученика и просит прочитать слово.
VI. Итог урока.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке?