Урок русского языка по теме "Числительные, обозначающие целые числа". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: создать условия для формирования языковедческой и коммуникативной компетенций.

Задачи:
– обучающие: способствовать усвоению нового знания об имени числительном как части речи и употреблении их в различных стилях речи на основе традиционных и инновационных ресурсов;
– развивающие: развивать универсальные учебные действия по формированию понятийного аппарата по теме урока (имя числительное, числительные количественные и порядковые; количественные целые, дробные и собирательные; простые, составные и сложные) на основе различных видов речевой деятельности (через чтение текста, говорение – организацию полилога; письмо – работу с упражнениями);
– воспитательные: воспитывать информационную и читательскую культуру учащихся.

Опережающие задания:

1. Выучить наизусть 2-ю часть стихотворения В.Высоцкого “Песня Алисы про цифры”.
2. Подготовить инсценированное чтение рассказа А.Аверченко “Учитель Бельмесов”.
3. Выяснить по словарю значение слов “дробь”, “дока”, “режет”, орел”.
4. Найти информацию по теме “Из истории слова “сорок” и подготовить устное сообщение.
5. Обработать результаты опроса на тему “Может ли компьютер заменить книгу?”

Ход урока

1. До начала урока звучит песня “Чему учат в школе”.

2. Слово учителя. Почему мы начали урок с этой песни? Чему учат в школе? Как соотносится эпиграф с темой нашего урока? (Без грамматики не выучишь и математики.)

Презентация. Слайд 1.

Что изучает математика? (Математика – умение считать.)

Что изучает грамматика? (Грамматика – это умение писать и читать.)

Какая часть речи объединяет математику и грамматику? (Имя числительное.)

Что такое имя числительное?

Как отличить числительное от других частей речи, имеющих числовое значение?

4. Слово учителя. Давайте послушаем 1-ю часть “Песни Алисы про цифры” (автор В.Высоцкий).

I.

Все должны до одного
Числа знать до цифры пять –
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки различать.

Кто-то там домой пришел,
И глаза поднять боится:
Это – раз, это – кол,
Это – единица.

За порог ступил едва,
А ему – головомойка:
Значит, “пара”, это – два
Или просто двойка.

Эх, раз, еще раз,
Голова одна у нас,
Ну а в этой голове
Уха два и мысли две.

Вот и дразнится народ
И смеется глухо:
“Посмотрите, вот идет
Глова – два уха!
Голова, голова, голова – два уха!”

II.

Хорошо смотреть вперед,
Но сначала нужно знать
Правильный начальный счет:
Раз, два, три, четыре, пять.

Отвечаешь кое-как,
У доски вздыхая тяжко,
И – “трояк”, и “трояк”
С минусом, с натяжкой.

Стих читаешь наизусть,
Но... чуть-чуть скороговорка, –
Хлоп! – четыре, ну и пусть:
Твердая четверка.

Эх, раз, два, три –
Побежали на пари!
Обогнали “трояка”
На четыре метрика.

Вот четверочник бежит
Быстро, легче пуха,
Сзади троечник сопит,
Голова – два уха,
Голова, голова, голова – два уха.

III.

До мильона далеко,
Но сначала нужно знать
То, что просто и легко –
Раз, два, три, четыре, пять.

Есть пятерка – да не та,
Коль на черточку подвинусь:
Ведь черта – не черта,
Это просто минус.

Я же минусов боюсь
И исправить тороплюсь их –
Зачеркну и выйдет плюс:
Крестик – это плюсик.

Эх, раз, еще раз!
Есть пятерочка у нас.
Рук – две, ног – две,
Много мыслей в голове!

И не дразнится народ –
Не хватает духа.
И никто не обзовет:
“Голова – два уха!
Голова, голова, голова – два уха!”

О каких числах пела Алиса? Запишите в один столбик числительные (можно вместе с существительными), а в другой слова с числовым значением. Легко ли вам было получать информацию из песни?

Давайте послушаем 2-ю часть песни, но уже в стихотворном варианте в исполнении ученицы нашего класса. Задание остается прежним: извлечь информацию о числах.

Легко ли вы справились с заданием на этот раз?

Есть еще и 3-я часть песни. Догадываетесь, о какой оценке будет идти речь? Читаю отрывок. Задание то же.

5. Создание проблемной ситуации. Итак, все справились с заданием. Действительно, слова, которые вы назвали, являются числительными, потому что их можно записать цифрами. А теперь проверим, сможете ли вы прочитать зашифрованные с помощью цифр слова. Слайд 2.

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н, с3ж.

6. Слово учителя. Вспомним эпиграф к уроку и проверим ваши знания по математике.

Автор “Песенки Алисы про цифры” – известный актер В.Высоцкий, которому 25 января 2013 года исполнилось бы 75 лет. Внимание, вопрос! В каком году родился Высоцкий? (1938). Песенка Алисы была написана в 1973 году. Вопрос! Сколько лет исполнится песне в этом году? (40 лет).

7. Проверим вашу память. Какая фраза чаще всего повторялась в песне Алисы? (голова – два уха). Можно ли назвать эту фразу устойчивым словосочетанием? О каком человеке так говорят?

8. Проверим наши знания по лексике. Дополните фразеологизмы числительными.  Слайд 3.

Заблудиться в ____ соснах. Знать как свои ____ пальцев. На все ____ стороны.
Меж ____ огней. ____ лишний. Как в телеге ____ колесо.

Как вы понимаете смысл этих устойчивых выражений? Какая народная мудрость заключена в них? Обратите внимание на эпиграф. В нем тоже народная мудрость.

9. Актуализация изученных знаний. Проверим наши знания о числительных. Вспомним разряды по значению. От чего они зависят? Опираясь на схему Слайд 4, напишем выборочный диктант. Задание: выписать только числительные и определить их разряд.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.
Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.
Тройной, три, третий, тройка, утроить.
Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.
Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Проверим себя Слайд 5 и поставим себе оценку.

10. Актуализация изученных знаний. Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) Слайд 6.  Что могут обозначать количественные числительные? (Целые числа, дробные числа и несколько предметов как одно целое.) Напишем буквенный диктант, где Ц – целые, Д – дробные, С – собирательные:

22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков;
1,5 территории, двое саней, три знамени;
две третьих стадиона, четыре пятых метра, трое мальчиков;
60 саженцев, 3 девочки, четверо суток.

Проверим работы друг у друга Слайд 7 и поставим оценку.

11. Актуализация изученных знаний. Какими бывают числительные по своему строению? (Простые, сложные, составные.)  Запишем загадку Слайд 8 , выясним вид числительных по их строению и определим синтаксическую роль в предложении.

Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.

12. Распределительный диктант. Найдите однокоренные числительные и выпишите их в Слайд 9 три колонки: 1) простые, 2) сложные, 3) составные.

Пятнадцать, семь, восемнадцать, пятьдесят, пятьсот одиннадцать, шестьсот, семьдесят, восемьсот, восемьдесят три, шестьдесят четыре, семьсот сорок один, шесть.

Проверим работы друг у друга и поставим оценку. Слайд 10

13. Актуализация изученных знаний. Вспомним особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. Озвучим информацию, представленную на слайде. Слайд 11.

5–20 и 30 = сущ.III скл. (Ь, И)

40, 90, 100 – А (кроме И, В)

Полтора, полторы, полтораста – У (кроме И, В)

50–80, 200–900 – изменяются обе части

14. Подготовка к ЕГЭ. Одно из условий успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ – соблюдение морфологических норм, в том числе при склонении числительных. Проверим, готовы ли вы к ЕГЭ.

Запишите в И., Д., Т. падежах: 15 бассейнов, 60 экземпляров, 300 километров, 40 лет. Слайд 12.

Проверим себя  и поставим оценку. Слайд 13.  Были ли ошибки при выполнении задания? Почему они возникли?

15. Готовимся к ЕГЭ вместе. Выполнение задания А3.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.  Слайд 14.
1) Более пятиста человек,
2) инженеры,
3) наисложнейший,
4) в день именин.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 15.
1) Пара носок.
2) идя по улице,
3) с шестьюдесятью миллионами.
4) наименее удачной попыткой.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 16.
1) Клади сумку.
2) более семисот человек,
3) до две тысячи тринадцатого года,
4) две пары чулков.

16. Создание проблемной ситуации. Можно ли определить род у количественных числительных  721, 82, 432, 17691? От чего это зависит? (от рода существительного.) Слайд 17.

17. А теперь приглашаем всех на экзамен по арифметике в гимназию начала прошлого век. Слайд 18.  Инсценированное чтение рассказа А.Аверченко “Учитель Бельмесов”.

18. Выявление восприятия осознанного чтения. Беседа по вопросам.  Слайд 19.

Как относится директор гимназии к учителю Бельмесову?

Разделяет ли его позицию автор? Как это проявляется в тексте?

Как вы понимаете смысл названия рассказа?

19. Словарная работа (по словарю С.И.Ожегова). Слайд 20.

Дробь – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья (прилаг. дробовой).
Дробь – число, представленное как состоящее из частей единицы. Правильная дробь (меньше единицы), неправильная дробь (больше единицы).
Дробь – частые прерывистые звуки. Барабанная дробь.
Как называются такие слова? (Омонимы.)
Слайд 21.
Дока – (прост.). Знаток, мастер своего дела; ловкач.
Режет – 5. перен., кого-что. Ставить в безвыходное положение, губить (прост.). Режут мой проект. 10. Говорить прямо, открыто (разг.). Резать правду в глаза. 11.кого (что). Проваливать на экзамене (разг.).
Орел – 1. Хищная сильная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.перен. О гордом, смелом, сильном человеке.
Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные)

20. Создание проблемной ситуации. Интересно, смог бы сам Бельмесов, считающий себя знатоком русского языка, решить следующий пример? Слайд 22.

Двести сорок да двести сорок. Сколько будет? (480, 440 сорок, 400 сорок)

Почему получилось несколько ответов? От чего это зависит? (от правильного ударения при чтении слова “сорок”)

21. Сообщение учащегося. Из истории числительных. Слайд 23.

Слово “сорок” в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

22. Слово учителя. Слайд 24. В Древней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символом благосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет будущее??? Будет ли в нем место для книги? Есть над чем подумать!

23. Итоги опроса на тему “Может ли компьютер заменить книгу?” Слайд 25.

6 а класс Да, может Нет, не может Может, но не всегда
Дети 17% 21% 62%
Родители 8% 50% 43%

Сообщение учащегося.

В опросе на тему “Может ли компьютер заменить книгу?” участвовало 29 учеников нашего класса и 28 родителей.

В том, что компьютер может заменить книгу, не сомневаются 17% детей и 8% родителей.

21% шестиклассников и 50% их родителей убеждены, что компьютер не может заменить книгу.

Компьютер может заменить книгу, но не всегда. Так считают 62% детей и 43% родителей.

К слову, нам было интересно выяснить, совпадали ли мнения детей и их родителей и в каких случаях. И вот что получилось: по 1-му вопросу совпадений нет; при ответе на второй – совпали 3 мнения, что составило 10,7%; на третий – 5, то есть 17,8% .

24. Слово учителя. На ЕГЭ у вас будет не компьютер, а распечатка текста, то есть его книжный (бумажный) вариант. Так что готовимся уже сейчас. Поработаем с текстом, в котором из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Ваша задача – восстановить исходный текст, обосновать свою точку зрения.

Эта сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.

В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, – эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы. ...С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.

Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.

Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео– и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.

Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.

Что помогло восстановить текст в его последовательности? (Числительные.)

25. Готовимся к ГИА. Сжатое изложение. Извлекаем только самую нужную информацию (можно 3 абзаца). Слайд 26.  

В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в эпоху информационной революции (ИР).

В конце 60-х гг. возник Интернет. Он активно использовался в начале 70-х гг., однако настоящий взрыв произошел на рубеже 90-х гг., когда появились персональные компьютеры. В 1991 г. была разработана Всемирная паутина, число пользователей которой к началу XXI в. приблизится к 100 миллионам.

Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира.

26. Готовимся к ЕГЭ. Выполняем задание А27. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Слайд 27.

Число пользователей Интернета в мире в январе 2011 г. превысило 2 миллиарда. Аналитики выяснили, что в Азии живут около 44% всех интернет-пользователей мира, в Европе – порядка 23%, на Северную Америку приходилось около 13% пользователей сети, а каждый десятый пользователь был из Латинской Америки. В Европе лидерство по числу интернет-пользователей сохраняет Россия, в которой на начало 2012 года количество пользователей Интернета составило 70 млн. человек (всё население РФ – 143 млн. чел.).

1. Число пользователей Интернета в мире в январе 2011 г. превысило 2 миллиарда.
2. Аналитики выяснили, что в Азии живут около 44% всех интернет-пользователей мира, в Европе – порядка 23%, на Северную Америку приходилось около 13% пользователей сети, а каждый десятый пользователь был из Латинской Америки.
3. В Европе лидерство по числу интернет-пользователей сохраняет Россия, в которой на начало 2012 года количество пользователей Интернета составило 70 млн. человек (всё население РФ – 143 млн. чел.).
4. Из 2 миллиардов пользователей Интернета в мире 23% проживает в Европе, лидерство в ней сохраняет Россия, в которой на начало 2012 года число интернет-пользователей составило 70 млн. человек (всё население РФ – 143 млн. чел.).

27. Подведение итогов урока.

Что мы делали на уроке? (Готовились к ЕГЭ и ГИА.)

Основной способ работы? (Извлечение информации из различных источников.)

Какие диктанты писали? (Выборочный, буквенный, распределительный.)

28. Домашнее задание. Сжатая запись текста об истории возникновения Интернета с добавлением информации правильного ответа задания А27 (ответ 4).