Форма: Урок-практикум написания сочинения –рассуждения при подготовке к ГИА.
Цель: формирование языковых и коммуникативных умений и навыков, закрепление и углубление умений работы с текстом в целях подготовки к ГИА (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте), развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед классом; воспитать любовь к искусству.
Оборудование: белые листы А3 и А4, стикеры, маркеры, учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной, интерактивная доска.
Ход урока
Учащиеся распределены по 2 группам по 5 учеников.
1. Вступление – разминка. По углам: музыка, компьютер, книга, телевизор.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И мы продолжим работу над текстом, Но а для начала обращаю ваше внимание на таблички и попрошу выбрать одну из них .
Итак, задание : обменивайтесь мнениями и расскажите другу, почему вы предпочли именно это. (Выступления: с каждого угла один рассказывает , что сообщил ему товарищ.)
2. Работа над образом.
– Перед вами чистый лист А4, сгибаем его на четыре части, в середине ставим № 5 пишем “МУЗЫКА-это….”. Углы нумеруем 1.2.3.4. Каждый участник группы под своим номером рисует что -угодно, и лист затем передается другому. Таким образом каждый угол листа разрисовывается и разъясняется в соответствии своим рисунком, что музыка– это …
– Достаем учебное пособие, открываем вариант 22. Там вам представлен отрывок из рассказа Виктора Астафьева “ Последний поклон”. Прочитайте каждый самостоятельно.
(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)
Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3) На ней играл
Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) На что же это жаловалась
она, на кого гневалась? (6) Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что
мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(7) Вася, не переставая играть, говорил:
(8) – Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (9) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, – но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12) Написал на границе, прощаясь с родиной. (13) Он посылал ей последний привет. (14) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор.
(15) Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.(16) Голос ее становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17) Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18) Я убрал руку от горла и выдохнул тот вздох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19) Но все равно она оборвалась. (20) Печка потухла.(21) Слоясь, засыпали в ней угли.(22) Тишь. (23) Темень. (24) Грусть.
(25) – Уже поздно, – сказал Вася из темноты. (26) – Иди домой. (27) Бабушка,
наверное, будет беспокоиться.
(28) – Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.
(29) Вася шевельнулся в углу и рассмеялся смущенно, и спросил, за что.
(30) – Я не знаю, за что...
(31) И выскочил из избушки. (32) Растроганными слезами благодарил я Васю,
этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (33) Мне даже мимо
кладбища не страшно было идти. (34) Ничего сейчас не страшно.(35) В эти минуты
не было для меня зла. (36) Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нем
не уменьшалось. (37) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38) А
Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из
последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире,
трава, отлитая как будто из металла, – это и была моя родина.
(39) ...Прошло много лет. (40) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в
разрушенном польском городе. (41) Кругом пахло гарью, пылью. (42) И вдруг в
доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (43) Эта музыка
разбередила воспоминания. (44) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной
печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (45) Но теперь
та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела,
особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (46) Музыка так же, как и в
ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью.
(47) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары,
чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.
(48) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка,
которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший
родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
3. Работа над текстом.
а) Чтение текста.
б) – Я думаю после чтения рассказа, вам захотелось послушать музыку, о которой говорилось в тексте. Послушаем полонез польского композитора Михала Огинского, чья жизнь действительно была не из легких. (Звучит полонез Михала Огинского .)
в) – Вспомните, что вы знаете об авторе. (Ученица рассказывает кратко о писателе.)
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от
Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын
Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке. Заступницей и кормилицей
мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна. Осенью 1942 года Виктор
Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт.
Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый
Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной
Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и “За освобождение
Польши”. Несколько раз он был тяжело ранен. Мы знакомы с его некоторыми
рассказами: “Васюткино озеро” , “Конь с розовой гривой”, “ Фотография, на
которой меня нет”.
г) – А кто такой Огинский ? Я попросила ученика подготовить небольшую информацию о нем . Послушаем и его.
Михал-Клеофас Огинский (1765–1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского – известного дипломата и популярного композитора – в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой. Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру – стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем – великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием – в Лондон
Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи – второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла еще одна легенда о смерти Огинского. Согласно ей, жизнь князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, который долго стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчал кинжал…
Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.
в) Беседа по тексту:
– В тексте имеются незнакомые или непонятные слова. Значения некоторых слов были установлены вашими товарищами по толковому словарю С.Ожегова . Слушайте.
Свая – бревно, брус, забитый в грунт для опоры в сооружениях.
Темень – это темнота, тьма.
Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент.
Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка к нему.
Разбередила – 1. Раздражать больное место прикосновением. 2. В переносном значении – вызывать тяжелые воспоминания.
Ютились – (ютиться) – помещаться в небольшом пространстве.
– О чем этот текст, назовите его тему. (О музыке, о Родине.)
– Какое впечатление произвела игра на скрипке на рассказчика?
1-й ученик: Музыка как бы окрасила мир маленького рассказчика другими красками, лишь доброта и красота ощущалась в нем.
2-й ученик: Мальчик услышал музыку первый раз в жизни, и его овладела гамма чувств и эмоций: тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, “неистребимая” любовь к родине.
3-й ученик: Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище.
– Почему так сильно воздействовала музыка на нашего героя рассказа? Найдите строчки из текста потверждающие ваши мысли.(Предложения № 8,12, 14, 35, 36.)
– Какой вывод можно сделать из прочитанных предложений и ответов ваших?
1-й ученик: самое сильное чувство на свете – это любовь человека к своей родине, тоска к родным просторам, где родился человек.
2-й ученик: музыка не только пробуждает прекрасные чувства в душе человека, но и побуждает его к поступкам и действиям.
3-й ученик: читает предложение 47.
– Как же любовь человека, которого уже нет в живых, может волновать других?
1-й ученик: Его любовь к своей родине перевоплотилась в музыку, в музыку сильную, воздействующую на человека;
2-й ученик: Музыка как самое дивное создание, пробуждает в человеке искренние чувства.
3-й ученик: Музыка возвращает человеку все лучшее или зовет его к лучшему.
4-й ученик: Я считаю, что музыка тогда настоящая, когда она исходит от самого сердца композитора. Только тогда она может вызвать искренние чувства, обогатить духовный мир слушателя или же звать его на свершение великих дел или совершать хорошие поступки.
– Таким образом главная мысль , идея текста заключается в чем?
1-й ученик: Главная мысль текста Астафьева в том, что музыка имеет огромное воздействие на человека. Музыка– самое загадочное создание человека.
2-й ученик: Музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.
Учитель: “Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя”, – сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.
– Каково ваше впечатление от текста? Понравился ли он вам?
1-й ученик: Мне отрывок понравился. Чувства мальчика описаны очень эмоционально, глубоко.
2-й ученик: Нельзя не сочувствовать ему, не разделять его душевное потрясение.
– Давайте, ребята, определим его стиль? Как вы думаете, к какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
1-й ученик: текст принадлежит к художественному , так как во-первых этот отрывок из художественного произведения, а во-вторых, как уже говорили , текст эмоционально воздействует на читателя, передает чувства самого автора.
2-й ученик: я думаю, еще и потому текст относится к художественному, что здесь много разных изобразительно-художественных средств использовано: сравнение, метафоры.
4. Распределение языковых явлений по группам:
1 гр: лексические.
2 гр.: грамматические (морфологические и синтаксические).
– Заполняйте свои стикеры несколькими языковыми явлениями и приклеивайте общему листу в один ряд.
5. Поиск языковых явлений. Группа распределяет между членами свои языковые явления. Каждый ученик ищет по тексту свое языковое явление. Находит и отмечает на спикере номер предложения. Затем ученик № 1 объединяет все и отвечает.
6. Обсуждение товарищем по плечу схему построения сочинения – рассуждения.
– Давайте вспомним схему построения сочинения– рассуждения. Обсудите с товарищем по плечу об этом. (С каждой группы отвечает 1 ученик. Если неправильно ответил ученик , то другой ученик комментирует ошибку.)
7. Составление аргументации. (Каждая группа составляет 1 аргументацию и записывает фломастером на общем листе. Прикрепляет к доске.)
8. Рефлексия.
а) – Читайте аргументы другой группы и оцените разноцветными стикерами. Красный – требует доработки; желтый – требует больше внимания; зеленый – правильные.
б) – Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс. Какими словами описали бы вы своё состояние после урока – на втором столбике укажите знаком +:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. | |
Ах, как я устал от этой суеты… | |
Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. | |
Готовиться к экзамену не так -то просто. |
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение к варианту 22 (учебное пособие под ред. Н.Сениной).