Тема урока: "Приготовление блюд из вареных овощей". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель:

  • Сформировать знание по приготовлению винегрета.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Учить умению правильно пользоваться режущими инструментами.

Оборудование: ножи, разделочные доски, миски, ложка, учебник, раздаточный материал,

Ход урока

1. Организационный момент: проверить присутствующих, готовность к уроку.

Записать тему урока.

2. Повторение пройденного материала.

Надо установить соответствие. Сложить картинки и текст по формам нарезки овощей (даются картинки с изображением форм нарезки и на отдельных листочках названия. Необходимо для картинки подобрать текст).

Каждый ребенок называет по правилу техники безопасность и санитарной гигиены.

3. Объяснение нового материала.

В гости к детям приходит домовенок.

– Сегодня мы будем готовить самый главный овощной салат – винегрет. Это король салатов.

– А кто знает, что такое салат? (Дети говорят свой варианты.)

Записать в тетрадь:
салат это холодное блюдо, состоящие из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетаний с мясом, рыбой, яйцом так далее.

Домовенок: – интересно, а почему винегрет король салатов?

– Главный винегрет потому, что в него входят сразу несколько овощей. А названия их спрятались в загадках.

Выходят 3 девочки и задают загадки, дети их отгадывают.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая.

(Морковь.)

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

(Горох.)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я?..

(Капуста.)

И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...

(Картошка.)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.

(Свекла.)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.

(Лук.)

А теперь все овощи перемешали
И название салата записали.
Ничего полезней нет,
Чем разноцветный...

(Винегрет.)

Входящие в состав салата овощи могут быть: сырыми, маринованными, солеными.

(Рассмотреть картинки вывешаные на доске).

Для приготовления овощных блюд используют все виды тепловой обработки: варка, жарку, тушение, запекания.

– Открыли страницу 181 в учебнике, и выписать определения терминов тепловой обработке.

Домовенок – вы, наверное, устали давайте немного отдохнем:

Тики-таки, тики-таки, –
Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

Туки-так, туки-так –
Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.

(Изображают кулачками молотки.)

Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.

(Стучат каблучкам.)

– Записать в тетрадь.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

  1. Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными и сохранять форму нарезки.
  2. Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу.
  3. Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
  4. Оформление должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения.
  5. Украшать блюда непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрелись и не потеряли внешний вид.

4. Практическая часть.

Дети делятся на группы и делают винегрет. На каждую группу дана инструкционная карта.

Винегрет овощной.

Технологическая карта.

Наименование
продуктов
Количество
продуктов
Последовательность приготовления Посуда и инвентарь
Свекла 46 г Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Кастрюля, нож, доска разделочная.
Картофель 50 г Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Кастрюля, нож, доска разделочная.
Морковь 20 г Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Кастрюля, нож, доска разделочная.
Огурцы соленые 30 г Нарезать мелкими кубиками. Нож, доска разделочная..
Капуста квашеная 40 г Перебрать, крупные куски нашинковать. Нож, доска разделочная.
Лук репчатый 40 г Очистить и мелко нарезать. Нож, доска разделочная.
Зелень 10г Мелко нарезать. Нож, доска разделочная.

Ложка столовая, миска.

Масло растительное. 30 г. Все продукты смешать и заправить маслом.

Пока дети делают винегрет, Домовенок рассказывает о свекле.

– Свекла всем известный овощ. В нем очень много витаминов, которые полезны для нашего организма. Свекла, по-другому ее называют бураком, бывает разных сортов. Вы сейчас режете свеклу столового сорта, она идет в пищу. Сахарную свеклу перерабатывают на заводе в сахар. Корнеплоды сахарной свеклы белые. Есть еще один сорт: кормовая свекла. Как вы думаете, для кого ее выращивают?

(Дети отвечают на вопрос.)

– Правильно, кормовую свеклу выращивают для корма скота, поэтому ее и называют кормовой. У свеклы в пищу употребляют не только корнеплоды, но и листья, ботву. Из свеклы варят борщ, добавляют в окрошку. Секрет разноцветного винегрета тоже прячется в свекле: сначала ее следует полить растительным мослом, и она не будет выделять сок. Винегрет получится разноцветным, когда все овощи перемешаются.

Когда дети работают, учитель следит за соблюдением правил техники безопасности и санитарной гигиены.

Когда салат готов, дети накрывают на стол. При этом не забывая о правилах сервировки стола.

Затем дежурные оценивают каждый салат и выставляют оценки.

Органолептическая оценка готовых блюд.

Наименование показател качества Характеристика показателя Качества. Характеристика приготовленного блюда. Заключение дегустатора.
Вкус. Вкус должен соответствовать вкусу входящих продуктов. Вкус сладковатый, соответствует требованиям. Соответствует требованиям
Цвет. Продукты, входящие в состав винегрета, не должны быть окрашены свеклой Цвет овощей входящих в состав винегрета, соответствует своему цвету. Соответствует требованиям
Запах. Должен соответствовать запаху, свойственному свежим продуктам, из которых он приготовлен. Запах свойственный свежим овощам. Соответствует требованиям.
Консистенция. Мелкими не склеенными кубиками,

Капуста мелко нашинкованная, овощи не переваренные

Консистенция соответствует требованиям Соответствует требованиям
Внешний вид. Аппетитно выглядит. Эстетично украшен. Вид красивый и аппетитный. Соответствует требованиям.

После того как работа оценена, дети кушают. Дежурные моют посуду и приводят кабинет в порядок.

Заключительная часть.

– Что сегодня мы научились готовить?
– Какие продукты нужны для приготовления винегрета?

Детям выставляются оценки в дневники, и записывается домашнее задание.

Параграф 43.

Урок окончен до свидание.