Цель: совершенствование приемов учебной работы с источниками географических знаний; отработка картометрических приемов; дальнейшее формирование общих предметных понятий – сферы Земли, составные части оболочек, физико-географическое положение территории, взаимосвязь природных компонентов, причинно-следственные связи, антропогенное влияние; подведение объекта под общее понятие – пищевых цепей. Реализация принципа историзма, воспитание у учащихся высоких норм морали на конкретных примерах научного и общечеловеческого подвига исследователей Антарктиды.
Оборудование: физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, климатическая карта Антарктиды, таблица “Пищевые цепи”, к/ф “Природа Антарктиды”, фотографии с видами природы материка, раздаточный дидактический материал (карточки с заданиями), учебник “География материков и океанов. 7 класс. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Москва. “Дрофа”. 2008. Атлас, тетради, карандаш, ручка.
Презентация “Загадки Антарктиды”.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Приглашение к разговору.
Учитель: “Ребята! Когда я готовилась к уроку, произошло одно непредвиденное событие: школьный новый глобус попал под автобус…
Далее читаю выборочно стихотворение Бориса Заходера “География всмятку”.
Батюшки!
Глобус
Попал под автобус!
Смялся в лепешку
Новехонький глобус!
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала
Такого скандала!Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:
Части света,
Материки,
Острова,
Океаны,
Все параллели и меридианы.В небе парят
Перелетные птицы,
Не понимая,
Куда опуститься, –
К Южному тропику
Птицы летели,
А прилетели
В царство метели.
Возле экватора
Плавают льдины,
Бродят пингвины
В степях Украины,
И по шоссейным дорогам
Европы
Бегают тигры,
Слоны,
Антилопы!Белый медведь
Носится по лесу:
Ищет дорогу
На родину,
К полюсу.
А из-под елки
Глядит, обомлев,
Мишку
Впервые увидевший
Лев!Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода
Бегемот:
– Эй!
Не пора ли вернуться к порядку?!
Нам ни к чему география
Всмятку!
Учитель: “Ребята, помогите восстановить порядок!
У Вас в конвертах на столах бумажные кусочки глобуса. Вы должны их правильно соединить, и тогда мы определим материк, к которому сегодня отправимся в путешествие”.
Учащимся дается задание по группам. Кто быстрее его выполнит?
Учитель: “Какой материк получился?” Ответ учащихся: “ Антарктида”.
Учитель: “Итак, к загадочной Антарктике, стране снегов и льда мы отправляемся с Вами в путешествие.
А там, на самом-самом юге, как впрочем, и на севере, так много интересного, совсем нам неизвестного, загадочного.
О загадочных природных явлениях Антарктиды сегодня на уроке пойдет речь”.
Наша тема: “Загадки Антарктиды”. Слайд 1
На доске план, с которым учитель знакомит учеников.
Слайд 2
1. Особенности географического положения (далее – ГП) материка.
2. Самый холодный континент.
3. ”Земля ветров”.
4. ”Плавающие берега”.
5. Каменный уголь: миф или реальность?
6. ”Озоновая дыра”.
7. Органический мир.
8. Атлантида в Антарктиде: мнения ученых.
Учитель: От какой причины в первую очередь зависят особенности природы материка?
Класс: От географического положения.
Учитель: “Поэтому первый вопрос нашей темы: особенности ГП Антарктиды.
Возьмите карточку № 1. Рассматривать особенности ГП Антарктиды, мы будем, одновременно сравнивая ее с Австралией”.
Учитель распределяет класс по вариантам и называет задания, объясняет, как нужно выполнять работу.
Учащиеся, выполняющие 1 вариант, называют признаки, характеризующие ГП Антарктиды.
Учащиеся, выполняющие 2 вариант, называют признаки, характеризующие ГП Австралии.
Учащиеся выписывают цифры с правильными ответами.
На работу дается 2 минуты.
По истечении времени – взаимопроверка.
Правильные ответы для 1 варианта:1,3,5,7,8,10.
Правильные ответы для 2 варианта: 1,2,4,6,9. Слайд 3
Проверяем качество работы (сколько учеников справилось на 100%) поднятием рук.
Далее зачитываем правильные ответы по вариантам устно.
Учитель: “Обратите внимание на такую особенность географического положения Антарктиды, как расположение ее в пределах южного полярного круга. От этого в большой степени зависит то количество тепла, которое получает материк”.
Учитель: “Все южные материки имеют свои климатические особенности. Вспомним их.
Я начинаю предложение, а Вы – заканчиваете:
Африка -…(ученики) самый жаркий материк.
Австралия -…(ученики) самый сухой материк.
Антарктида -… (ученики) самый холодный материк.
Южная Америка -…(ученики) самый влажный материк.
Учитель: “Второй вопрос нашей темы: “Антарктида – самый холодный материк”.
Возьмите карточку № 2.
Задание учащимся 1 варианта: назвать черты, характеризующие климат Антарктиды.
Задание учащимся 2 варианта: назвать причины климата Антарктиды, как самого холодного континента планеты.
Учащиеся выписывают цифры с правильными ответами.
На работу дается 2 минуты.
По истечении времени – взаимопроверка.
Правильные ответы для 1 варианта: 1, 4, 5, 9, 10, 11.
Правильные ответы для 2 варианта: 2, 3, 6, 7, 8. Слайд 4
Проверяем качество работы (сколько учеников справилось на 100%) вставанием.
Далее зачитываем правильные ответы по вариантам устно.
Учитель: “Каким климатическим поясам характерны такие суровые черты?
Откройте карту климатических поясов и областей.
В каких климатических поясах расположена Антарктида?
Ученики: “В субантарктическом и антарктическом климатическом поясах”.
Учитель: “А теперь обратимся к климатическим диаграммам.
Откройте учебник на стр. 198.
Климат каких климатических поясов на материке они характеризуют? Назовите главный показатель климата, подтверждающий Ваш вывод.
Учащимся предлагается работа по вариантам. Устно. Работают в парах. Пользуются планом на стр. 312 учебника. Время – 1 минута на обсуждение.
Учащиеся, выполняющие 1 вариант, анализируют верхнюю диаграмму.
Учащиеся, выполняющие 2 вариант, анализируют нижнюю диаграмму.
Учитель: “Итак, Антарктида – самый холодный материк планеты. Суровость климата является причиной многих необычных явлений.
С этими необычными явлениями мы будем знакомиться и объяснять их. Все оставшиеся пункты нашего плана посвящены им.
Работа в группах. Каждой группе выдается карточка с заданием и иллюстрации.
В течении минуты учащиеся знакомятся с вопросами и обсуждают варианты ответов.
Затем читают вопросы и предлагают свои варианты ответа.
Рисунки расположены в приложении 6.
5 групп – 5 вопросов – 5 ответов.
Слайд 5
Вопрос № 1. Всем нам привычное с детства слово “ветер” мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, не связанных веревкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушает все. Нередко ветры достигают скорости 140–160 км/час. На других материках такие ураганы редкость, а здесь – обычное явление. В чем причина этого?
<Рисунок 1> Домик на сваях.
Слайд 6
Вопрос № 2. Известно, что лед Антарктиды медленно перемещается от центра ледяного купола к его краям. Каковы следствия этого постоянного движения льда?
<Рисунок 2> Образование айсберга.
<Рисунок 3> Трещина во льдах.
Слайд 7
Вопрос № 3. По оценкам ученых у берегов Антарктиды плавают более 100тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические 6–12 лет, гренландские – 3–4 года. В чем причина долголетия антарктических айсбергов?
<Рисунок 4> Айсберг.
Слайд 8
Вопрос № 4. Российский путешественник Федор Конюхов совершил 100-дневное одиночное плавание на 26-метровом паруснике “Алые паруса” вокруг Антарктиды в 45°–60° ю.ш. Какие неблагоприятные явления осложняли его плавание?
<Рисунок 5> Федор Конюхов.
Слайд 9
Вопрос № 5. В Антарктиде найдены отпечатки листьев древовидных папоротников и месторождения каменного угля. Чем это можно объяснить?
<Рисунок 6> Уголь в Антарктиде
Учитель: “Суровость климата материка является, по мнению ученых, одной из причин “озоновой дыры” над Антарктидой.
Об этом нам расскажет …(выступает докладчик). Далее приведен текст выступления.
Приложение 4 “Озоновая дыра”.
Учитель: “На сегодняшний день существует еще одна из актуальных проблем для этого ледяного континента: в Антарктиде нет заводов и возделанных полей, однако в печени пингвинов обнаружено отравляющее вещество – дуст. Здесь его не применяют. В чем причина?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Завершается обсуждение данного вопроса выводом с использованием ниже приведенной схемы. Данный вопрос позволяет еще раз обратить внимание учащихся на причинно – следственные связи в природе, на роль антропогенного влияния, подвести к пониманию пищевых цепей.
Схема.
Учитель: “Органический мир Антарктиды интересен и необычен”.
Далее учитель читает стихотворение:
“Здесь целый год не тает лед, лежат кругом снега.
Ну, а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз и сильная пурга”.
Вывешиваются фотографии колоний пингвинов. Слайды 10–12
Учитель: “Пингвины не единственные обитатели ледяного континента.
Слайды 13–14.
Кто еще, в каких районах и почему обитает в Антарктиде?”
Ответ на этот вопрос предлагается дать учащимся после просмотра диска “ВВС. Живая природа. Полярные области Земли”. Просмотр 5 минут.
После обсуждения предлагается в помощь учащимся схема для заключительного вывода.
Схема.
Учитель: “У Антарктиды еще много тайн, которые, возможно, кому-то из Вас предстоит разгадать.
Например: как давно материк оказался под ледяным куполом?
Я хочу познакомить Вас с одной из гипотез по данному вопросу”.
Ниже приведен рассказ, сделанный учителем, о картах, позволивших заглянуть в прошлое Антарктиды.
Приложение 5. Из истории исследования Антарктиды.
Подведение итогов. Выставление отметок.
Слайд 15
Домашнее задание: написать мини-сочинение по следующим темам: 1.Таяние льда. 2. Туризм в Антарктиде. 3. Доледниковый период.