Тема урока: "Неклеточные формы жизни: вирусы"

Разделы: Биология


Цель урока: Изучить вирусы, их строение, происхождение и размножение, роль в жизни человека и на Земле.

Задачи:

  1. Определить систематическое положение вирусов на Земле?
  2. Изучить открытие, строение и размножение вирусов?
  3. Выяснить взаимодействие вирусов с живой природой, их многообразие.
  4. Исследовать роль вирусов в жизни человека?

Работа в звеньях (бригадах).

Приложение 1.

Отчет выполнения домашнего задания.

  1. История открытия вирусов.
  2. Строение вирусов, жизнедеятельность.
  3. Распространение вирусов на Земле.
  4. СПИД человека.

1. История открытия вирусов.
(Первая бригада.)

Приложение 3.

Проблемный вопрос:

– Вирус – кто или что, существо или вещество?

Ивановский Дмитрий Иосифович (1864–1920г.г.), изучая болезни табака (1892г.) открыл новые организмы, которые проходили через бактериальные фильтры. Они меньше бактерий в 100 раз.

Открытие вирусов.

Мелко растертый лист больного табака Ивановский помещал в жидкость, которую затем фильтровал. Бактерии при этом задерживались фильтром, а прошедшая фильтрацию жидкость должна была быть стерильной и не способной заразить здоровое растение при попадании на него. Но она заражала! В этом суть открытия Ивановского (как просто всё гениальное!)

1898 году установили фильтруемость возбудителя страшной болезни животных – ящура. Далее открытия вирусов сыпались как из рога изобилия: 1901 год – вирус желтой лихорадки, 1907 – натуральной оспы, 1909 – полиомиелита... 1917 – был открыт бактериофаг – вирус, поражающий бактерий. Эти события положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Строение вирусов, жизнедеятельность.
(Вторая бригада.)

Приложение 2.

Размеры вирусов.

Нанометр – 10-9 метра, в 100 раз меньше бактерий от 10 до 275 нм.

Бактериофаги или фаги, которые способны проникать вбактериальную клетку и разрушать ее

Этапы жизнедеятельности вируса

1. Прикрепление вируса к клетке – хозяина.
2. Проникновение вируса в клетку.
3. Редупликация вирусного генома.
4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
5. Выход вируса из клетки.

Распространение вирусов на Земле.
(Третья бригада.)

Живое или неживое? Вирус — это балансирующая на грани живой и неживой природы дремлющая искра жизни. Это особая форма существования материи. Вне организма хозяина – вирион. В клетке хозяина – нуклеиновая кислота. Можно ли убить вирус? Вакцинация

СПИД человека.
(Четвертая бригада.)

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. ВИЧ вызывает заболевание.

С – синдром П – приобретенного И – иммуно- Д – дефицита.

В – вирус.

И – иммунодефицита.

Ч – человека.

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении

При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем

От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком

Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается:

Через воздух.

При разговоре, кашле.

При пользовании общей посудой.

Через рукопожатие.

Через поцелуй.

Через пищу.

При купании в бассейне, душе.

Через спортивные предметы.

Через домашних животных.

Через укусы насекомых.

При уходе за больными.

СПИД: некоторые факты:

  • Сегодня в мире СПИДом больны более 60 млн. человек, сообщает статистика Всемирной организации здравоохранения;
    От СПИДа ежедневно умирает более 18 300 больных;
  • Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.
  • В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.
  • 80% ВИЧ-инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

(Работа в группах, самопроверка.)

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется – ...
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей ... вируса.
  3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется ...
  4. Вирусы бактерий называются – ...
  5. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном ...
  6. Стандартные гигиенические приемы для защиты от ... инфекции – правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.

Обобщение. Разбор вопросов параграфа.

Домашнее задание: тема “Вирусы”.