Цели и задачи:
Образовательные: углубить знания учащихся о дереве береза; научить делать панно – оберег.
Развивающие: развивать моторику рук, мышление, память, глазомер, художественный вкус, творчество.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать культуру общения с природой, эстетическое отношение к ней, чувство товарищества.
Задачи для учащихся:
- планировать свою деятельность при работе над изделием;
- создавать на основе заданной технологии собственное изделие.
Оборудование для учителя: Презентация к уроку (Приложение 1), образец панно, музыкальное сопровождение (русская народная музыка “Полянка”, Шопен “Нежность”).
Оборудование для учащихся: Проволока, клей, ножницы, пластилин, цветная фольга, клеёнка для застила парт.
Ход урока
I. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших ясных глаз.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами, передайте частичку своего настроения.
Сейчас урок технологии, девиз урока: с малой удачи начинается успех!
2. Проблемная ситуация. Игра “Найди лишнее слово”.
– А сейчас мы поиграем, найдите лишнее слово к слову берегиня. Берегиня – хранительница очага, волшебница, богиня, девушка, березка (слова на доске).
Что такое берегиня? Кого можно так назвать? К слову берегиня можно отнести хранительницу очага, а волшебницу, богиню, девушку? Какое же слово лишнее? (Березка.) Оказывается, слово береза тоже связано с именем русской богини Берегини, матерью всех духов и богатств. Слайд 2.
Как вы думаете, что в народе называют золотом берегинь? (осеннюю опавшую листву с берез) Слайд 3.
Мы ещё вернемся в конце урока к березке, можно ли её назвать берегиней?
3. Игра “Волшебная веточка”. Объявление темы урока.
– Сегодня мы будем говорить о березе. Давайте вспомним, что вы знаете о ней.
Дети передают палочку друг другу и говорят, что знают о березе.
Береза – символ нашей страны.
У березы белый, стройный ствол.
У неё тонкие и гибкие ветви.
В жару береза делает прохладу, а холод согревает.
Береза может лечить людей.
Она даёт березовый сок.
О березе пишут, стихи в них береза, как девушка.
песни, картины (дети называют песни, стихи о березе, показ картин художников Левитана и Грабаря). Слайд 4.
II. Формирование нового знания.
Береза – дерево четырех дел.
Береза – любимое дерево нашего народа, дерево необыкновенной доброты. Ее еще
называют деревом жизни. Березовые ветви использовались, чтобы наделить
плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Ученые нашли в ней
вещество, которое есть только в березе, оно то и окрашивает бересту в белый
цвет. Его назвали бетулином. Предполагают, что именно он придает березе такую
устойчивость к морозам.
Кроме того, бетулин обладает противомикробным действием, потому что в нем
находятся мельчайшие частицы серебра. Поэтому прогулки в березовой роще очень
полезны. Береза – дерево четырех дел. 1-е – мир освещать. Как вы понимаете это?
Слайд 5.
2-е дело – крик утишать. Слайд 6.
Березовые ветви – прекрасный талисман, отгоняет печали и хвори, оберегает детей от болезней и страхов, злых духов. Из березового дерева делали колыбели для детей (Сообщение ученика).
3-е дело – больных исцелять. Слайд 7. К березе стоит обращаться больным людям. Она поможет вернуть силы, перенести болезнь. Лучше жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березовый сок оказывает омолаживающее действие. В нем содержится много полезных для организма веществ, витаминов (сообщение ученика).
4-е дело чистоту соблюдать. Слайд 8.
Березовый сок очищает кровь человека, а березовый веник помогает при боли, после физических нагрузок, хорошо очищает кожу, успокаивает. Помогает при болезнях бронхов и легких. Настой веника полезен для кожи головы: укрепляет волосы и уничтожает перхоть. Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое (сообщение ученика).
– А что из березы делали дети? (Делали игрушки.)
– Как вы думаете, сколько существует видов берез?
Вообще существует около 120 видов березы, 64 из которых встречаются в России. Продолжительность жизни дерева не превышает 120 лет. Как выдумаете, какое дерево самое прочное у нас в стране? (Железная береза, которая доживает до 400 лет.) Слайд 9.
– А много ли осталось этих деревьев? (Не так много, так как деревья вырубаются.)
2) Показ изделия панно.
– Для того, чтобы украсить свой дом, но сохранить сами деревья и их красоту, предлагаю вам сделать вот такое панно.
3) Планирование учащимися способов достижения цели.
– А вы сами можете сделать панно? Предложите, как вы будете его делать?
4) Планирование практической деятельности учащихся.
– Для работы нам понадобятся кусочки проволоки, белая бумага, цветная фольга, пластилин, ножницы. Заранее сделали каркас для панно. Какую фигуру напоминает нам каркас? (Напоминает окружность.) А как называется линия, которая проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности? (Диаметр.) Слайд 10.
– И я вам предлагаю вот такой способ работы.
5) Последовательность сборки панно.
а) Прикрепление проволоки – боковых веток березы. Слайд 11.
Берем одну проволоку. На небольшом расстоянии от центральной проволоки заматываем один конец проволоки, проводим вдоль центральной проволоки, немного сгибаем и закрепляем с левой стороны на каркасе. Другую проволоку закрепляем справа от центральной проволоки, проводим вдоль, немного сгибаем и закрепляем справой стороны на каркасе. Берем маленькие кусочки проволоки и прикрепляем их выше: один конец на центральной проволоке, другой слева на каркасе, так же прикрепляем вторую проволочку только справа на каркасе. Слайд 12.
б) Изготовление ствола дерева.
– Здесь вы будете работать группами.
1 группа. Для этого чертим квадрат со стороной 6 см, и вырезаем. С двух сторон квадрата намазываем клеем, обворачиваем вокруг трех проволок и проглаживаем пальцами склейку. Слайд 13.
Рисуем черные черточки на стволе, как на коре березы.
2 группа – из белого пластилина делаем лепешечку и обворачиваем ею три проволочки, формируя ствол. При помощи черного пластилина создаем черточки, как на стволе березы. Слайд 14.
в) Украшение панно.
1 группа и 2 группа работают одинаково. Прикрепление листочков на маленькие кусочки пластилина (Слайд 15) и делаем сережки: раскатываем маленькие колбаски и прикрепляем их к листочкам (Слайд 16).
Готовое панно (Слайд 17).
6) Физкультминутка с музыкальным сопровождением (русская народная музыка “Полянка”).
Березоньки-подруженьки
Надели платья-душечки – белые в полосочку,
Вышли на пригорочек.
Посмотрели, повернулись,
Ветви к небу потянулись.
Поиграли, подышали,
Лесорубов увидали,
Чтоб они их не срубили,
Листьями их завалили.
Мы березок понимаем,
От души их обнимаем.
7) Проверка восприятия планирования практической работы учащимися.
– Как вы будете делать панно?
8) Техника безопасности с инструментами. Слайд 18.
– Какие правила вы будете соблюдать при работе с инструментами?
8) Практическая работа учащихся с музыкальным сопровождением (Шопен “Нежность”).
– Итак, вперед в мастерскую. Слайд 19.
9) Контроль и самопроверка учащимися.
– Что получилось? Насколько аккуратно выполнена работа? (Отметить группы.)
III. Рефлексия. Я узнал… Мне понравилось…
IV. Фото-сессия работ. Урок окончен.