Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.
Задачи:
- познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
- научить построению рубленого шрифта;
- развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
- формировать представления о свободном шрифте;
- развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
- воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
- воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.
Оборудование для педагога:
- презентация. PPT;
- выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
- маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
- чертежные инструменты для доски.
Оборудование для учащихся:
- чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
- бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
- графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
- клеенка.
Музыкальное сопровождение: по желанию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной, инструментальной музыки.
План урока:
- Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
- Проверка домашнего задания – визуально. (2 мин.)
- Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
- Восприятие учащимися учебного материала. Изучение нового материала. (10 мин.)
- Практическая работа. (25 мин.)
- Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов. (3 мин.)
- Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие
2. Проверка домашнего задания (визуально)
– Давайте посмотрим ваши
«Коллекции шрифтов», подготовленные к этому
уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет
и журналов буквы разного размера, формы, стиля,
разместили их и приклеили на формате А4,
композиционное решение свободное). Как вы
объясните данный выбор элементов (букв)
композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты.
Какой текст привлекает ваше внимание? Почему?
(Учащиеся предполагают: крупный, яркий,
контрастный, простой для прочтения и т.д.)
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока
– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.
3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала
Слайды 1-2
– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.
Слайды 3-4
– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift, от нем. schreiben — писать).
Слайд 5
– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква), без засечек (гротеск), пропорциональный (отображает символы разной ширины), непропорциональный, или моноширинный, (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Слайды 6-7
– Как различать шрифты?
Основные характеристики шрифтов:
- начертание: прямой, курсивный;
- насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
- ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
- размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
- чёткость;
- контраст;
- различимость;
- удобочитаемость;
- ёмкость;
Слайды 8-11
– Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик. Рассмотрим основные характеристики шрифта.
Художественный облик шрифтов:
- Декоративный.
- Динамичный.
- Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
- Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
- Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
- Свободный.
- Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
- Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).
4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.
Слайды 12-13
– Сегодня мы подробно поговорим о монументальном (рубленом) шрифте, о его особенностях начертания, пропорции и художественных характеристиках. На уроке мы рассмотрим понятие «типографика» (типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста). Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы.
Слайд 14
Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).
Одним из методов точного построения шрифта
является метод модульной сетки (3 по горизонтали
и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и
основной единицей измерения буквы, который дает
возможность сохранить основные пропорции букв и
знаков. Модульная сетка 3 на 5
применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О,
П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые
пишутся несколько больше остальных 4 на 5
(А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная
сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6
на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв
по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в
клетку отстраивают буквы чертежными
инструментами.
Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!
5. Практическая работа учащихся
Слайд 15
Задание 1: построить шрифтовую композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными инструментами по масштабной сетке 20х20 мм ( высота букв 100 мм).
Слайд 16-20
Далее выполнить шрифтовую композицию «Мое имя» в цвете графическими материалами, отображая образы времен года. Просмотр фотографий с изображением природы. Обращение внимания на цвет, характерные признаки и состояние.
Слайд 21-23
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайды 24-25
Задание 2: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» в центре листа А4 чертежными инструментами (рубленый шрифт).
Сначала подбирается слово (имя существительное, нарицательное, включающее от 4 до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово должно читаться через изображенный образ в силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна нести на себе смысловую нагрузку всего слова. Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от количества букв в слове. Затем работа выполняется графическими материалами, которыми необходимо передать фактуру и образ изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным.
Слайды 26-31
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайд 32
Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).
Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.
Слайды 33-35
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайд 36
Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).
Слайды 37-39
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайд 40
Задание 4: создать шрифтовую композицию «Рисованные буквы (свободный шрифт)» в центре листа А4.
– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.
Слайды 41-43
– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.
Слайды 44-47
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайд 48
Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека). Перед выполнением задания учитель беседует с учащимися о характерных особенностях формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.
Слайды 49-52
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
Слайды 53-54
Задание 6: «Город из букв. Памятники архитектуры в буквах» – создание образа всемирно известного памятника архитектуры в технике аппликация из букв, вырезанных по контуру из газет и журналов. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека) или индивидуально.
Слайды 55-69
– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.
Слайды 70-71
– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).
Слайды 72-83
Примеры ученических работ на данную тему.
Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.
6. Подведение итогов урока
Выставка работ. Обсуждение результатов
7. Рефлексия деятельности на уроке
– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?
– Спасибо за урок.
Электронные ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F0%E8%F4%F2
- http://oformitelblok.ru/font.html
- http://takpro100.net.ua/all-fonts.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/152182/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82
Примечание
– Предлагаемые творческие задания к урокам по
теме «Игра с буквами. Шрифтовая композиция»
имеют вариативный характер: учитель имеет право
выбрать интересные для него и учащихся задания,
корректировать их (упрощать или усложнять).
– Представленный материал предназначен для
использования не только на уроках
изобразительного искусства, но и на других
занятиях непосредственно в учебном процессе.
– Задания 4, 5 предлагаются учащимся 6-х классов
(знакомство с анималистическим жанром
изобразительного искусства).
– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х
классов (программа «Изобразительное
искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека» под руководством Б.М. Неменского).
– Для выполнения заданий 4-6 урок следует
начать со знакомства с различными видами и
характеристиками шрифта (слайды 1-11),
пропускается раздел построения рубленого шрифта
(слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению
заданий и просмотру с учащимися иллюстративного
материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно
растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.