Целевая группа: учащиеся 5-6 классов.
Цель: популяризация здорового стиля жизни среди подростков.
Задачи:
- установить контакт с участниками, создать дружелюбный и безопасный настрой;
- способствовать формированию ценностного отношения участников к своему здоровью;
- помочь участникам осознать основополагающие моменты здорового стиля жизни;
- способствовать развитию навыков ЗОЖ, потребности участников в выборе здорового жизненного стиля.
Формы и методы проведения: занятие, практические упражнения, творческое задание, презентация «Здоровым быть модно!».
План мероприятия:
I. Организационный момент.
1. Упражнение «Увлечение»
II. Сообщение цели и темы занятия.
III. Практический блок.
1. Упражнение «Мы знаем, как сохранить свое
здоровье!»
2. Упражнение «Здоровый» мешок»
3. Упражнение «Стих-энергизатор»
4. Работа в группах Упражнение «А вам слабо?»
5. Упражнение «Современный успешный человек».
IV. Итог мероприятия.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра
Александровна Глинская. Я работаю методистом в
отделе разработки и реализации профилактических
программ, центра психолого-педагогической
помощи населению «Доверие».
Но прежде чем начать, давайте познакомимся.
1. Упражнение «Увлечение»
Продолжительность: 5 минут.
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.
– Ребята, предлагаю вам познакомиться следующим образом: называем свое имя, возраст, любимое увлечение.
II. Сообщение цели и темы занятия
– Сегодня тема нашего занятия «Здорово
живешь!».
Здоровье человека можно считать самой большой
ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за
какие деньги. Здоровье нужно охранять и
оберегать, оно нуждается в развитии и
совершенствовании, улучшении и укреплении.
Здоровье – это состояние полного
физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов.
В целом, организм любого человека представляет
собой очень сложную биологическую
нанотехнологию, которая функционирует во
внешнем мире, пытаясь выживать и существовать
путём постоянно адаптации. Мало кто задумывался,
но здоровье человека, несмотря на хорошее
самовосстановление, нередко выходит из строя,
давая понять человеку, что продолжительное
неуважительное отношению к организму чревато
болезненными последствиями.
– А что такое здоровый образ жизни? (Ответы учащихся).
– Ребята, если говорить строгим научным языком: «Здоровый образ жизни» – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья… Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
– От чего зависит наше здоровье? (Ответы учащихся).
– Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково:
- Условия и образ жизни, питание – 50 %;
- Генетика и наследственность – 20 %;
- Внешняя среда, природные условия – 20 %;
- Здравоохранение – 10 %.
III. Практический блок.
1. Упражнение «Мы знаем, как сохранить свое здоровье!»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: создание мотивации на участие в мероприятии, создание позитивного эмоционального фона.
Ход: аудитория делится на 2 группы. Каждой подгруппе предлагается написать как можно большее количество способов, действий, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Далее каждая команда по очереди предлагает один из своих вариантов. Победителем оказывается та команда, у которой наибольшее количество советов.
Примерные ответы:
- Заниматься спортом;
- Не пить, не курить, не принимать наркотики;
- Вести ЗОЖ;
- Беречь нервы;
- Избегать неприятностей и конфликтов;
- Выбирать для общения «беспроблемную» компанию;
- Радоваться каждому дню;
- Закаляться.
Обсуждение: Спасибо командам-участникам. Мы получили очень много советов о том, как сохранить свое здоровье.
2. Упражнение «Здоровый» мешок»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование мотивации участников на ЗОЖ.
Ход: задается вопрос – «Как вы думаете, что в этом мешочке?» Участникам предлагается достать из мешочка карточки с названиями и изображением предметов, занятий, людей, (зубная щетка, книга, воздушный шарик, кегля, мяч, расческа, газета, витамины, музыкальный диск, шарф, прогулки на свежем воздухе, друзья) и объяснить, как они помогают сохранить и укрепить здоровье. Приветствуются нестандартные варианты, творческий подход.
Обсуждение: в этом «здоровом» мешочке нет призов и сюрпризов, зато в ней есть необходимые для человека предметы, занятия, без которых мы не представляем сегодняшней жизни и которые очень важны для сохранения здоровья.
3. Упражнение «Стих-энергизатор»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: сплочение группы и привлечение внимания участников к основным компонентам ЗОЖ.
Ход: зачитывается стихотворение. Если в строке содержится инструкция по укреплению здоровья, то аудитория должна громко крикнуть слово «Я». Если строка противоречит правилам ЗОЖ, то в зале должна быть тишина.
Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?
Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым?
Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру?
Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
Ну, а кто начнет обед с жвачки импортной, конфет?
Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны?
Кто поел – и чистит зубки, ежедневно дважды в сутки?
Кто из вас, из ребят, ходит грязный до ушей?
Кто согласно распорядку выполняет физзарядку?
Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
Обсуждение: Что мы сейчас делали? Мы с вами повторили правила ЗОЖ, все то, от чего зависит состояние вашего здоровья.
4. Работа в группах Упражнение «А вам слабо?»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: способствовать формированию мотивации на ЗОЖ.
Ход: участникам предлагается составить рифмовку о здоровье.
– Ребята, существует множество афоризмов и высказываний о здоровой активной жизни!
- «В здоровом теле был здоровый дух!»
- «Никто не позаботиться о твоем здоровье, кроме тебя самого».
- «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!»
- «Здоровье дороже богатства».
- «Смех – стимулятор здоровья, здоровье – стимулятор смеха».
– А вам слабо придумать слоган или рифмовку про здоровье! Для того что бы вам было легче справиться с заданием, предлагаю каждой группе карточки с ключевыми словами: здоровье, сила духа, красота, радость, счастье, досуг. Эти слова вы должны использовать при составлении текста.
Обсуждение: работы зачитываются и собираются.
5. Упражнение «Современный успешный человек»
Продолжительность: 5-7 минут.
Цель: сформировать представление о современном человеке.
Ход: по кругу каждый из участников на листе бумаги пишет то качество, которое характерно для современного человека.
Обсуждение: когда набор качеств написан, составляется общий портрет представление о современном человеке.
IV. Итог мероприятия
В завершение занятия, у участников есть возможность высказаться о мероприятии, что понравилось, что было полезным, с каким настроением завершаем занятие.
Список литературы:
- Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.
- Овчарова Р.В. Практическая психология. СПб.: Издательство «Речь», 2010.
- Скурат Г.Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – СПб.: Речь, 2008. – 122с.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 176с.