Цели: познакомить и обогатить знания учащихся о животном мире Мирового океана; расширить ассоциативные представления.
Задачи:
- сформировать представление обучающихся о среде обитания и условиях жизни морских животных;
- расширить представление обучающихся о многообразии подводного мира, их действий и отношениях между собой;
- включать учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- воспитывать экологическое мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.
План урока:
- Организационный момент .
- Введение в тему урока.
- Актуализация знаний.
- Презентация нового материала.
- Физминутка.
- Исследовательская деятельность.
- Выводы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
1. Орг. Момент.
2. Введение в тему урока.
Учитель.
- Ребята, мир, в котором мы живем, полон тайн и чудес. Кто из вас любит чудеса и хотел бы сегодня с ними встретиться- поднимите руку! Прекрасно, я вижу, у нас очень любознательные ребята. Сейчас мы с вами отправимся на встречу с чудесами. А куда- я думаю, вы догадаетесь, посмотрев на меня... (Учитель прикладывает к уху ракушку.)
- Кто знает, что я слышу сейчас?
3. Актуализация знаний.
- Что мы знаем о море?
- Какая часть суши земного шара покрыта водой? (3\4)
- Почему говорят: “Воды много- воды мало? Берегите воду!” (Много соленой воды и мало пресной.)
- На каком море любят отдыхать дети? (На Черном море)
Море (Звучит музыка. 1 слайд)
Вот какое море
Без конца и без края,
На песчаный берег
Волны набегают...
Перестанет ветер
На море сердиться -
Станет видно, к тоже там
В глубине таится.
- Кто же там может притаиться?
4. Презентация нового материала.
Учитель:
Самая большая группа морских животных- рыбы. Они живут повсюду- на отмелях, освещенных солнцем, и в темных океанских глубинах. Есть рыбы круглые и плоские, рыбы способные бегать, прыгать и летать, рыбы, которые могут выходить на сушу... Существует около 12 тысяч различных пород рыб. Самая большая из всех- гигантская китовая акула, вырастающая в длину до 15 метров! А самая маленькая рыбка- карликовый бычок, росту в нем- всего 7,5 миллиметров. С некоторыми видами рыб мы сегодня и познакомимся. (3-5 слайд. Знакомство с видами рыб)
Камбала
Я плоская лепешка,
На дне морском лежу
И кругленькими глазками
На мир вокруг гляжу.
Под камни маскируюсь,
Когда я на камнях,
Я вылитый песчаник,
Когда лежу в песках.
Сегодня не такая, какой была вчера,
Ну что, меня узнали?
Я рыба... (Камбала) (6 слайд)
Кит.
В море видим мы фонтан
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывёт?
Что за чудо пароход? (Кит) (7-8слайд)
Учитель: В море живут разные обитатели, есть и очень хищные. Это акула, мурена, осьминог)
Акула
Мне мое пустое брюхо
Жить спокойно не дает:
Отдается звоном в ухо,
Заставляет плыть вперед.
Я разину пасть большую
И на рыбок налечу,
Но они все увернуться-
Никого не проглочу.
Что мне делать?! Как мне быть?
Как желудку подсобить?
Очень трудно быть не снулой,
А стремительной...(акулой). (9-10слайд)
Мурена
Проплываем, не тревожась,
Хоть и рядом, рыбаки.
Рты свои закрыть не можем,
Так как зубы велики. (Мурены) (11 слайд)
Осьминог
Опустись на дно морское-
Там увидишь ты такое!
Голова и 8 ног.
Есть отгадка? (Осьминог) (12слайд)
Физминутка (13слайд)
Рак-отшельник
Я в ракушечке сижу,
Во все стороны гляжу,
Ношу домик на спине,
И в своей большой клешне
Могу пищу подержать.
Подскажите, как назвать:
Я отшельник, я чудак
Называют меня...(Рак) (14 слайд)
Морская звезда
Я яркая красавица
И украшенье дна.
По дну тихонько ползаю,
Но здесь я не одна.
И если нам собраться
В веселый хоровод,
То радугой засветятся
Слои придонных вод.
Я ем животных донных
И голодна всегда.
Сама- пятиконечная
Морская я...(Звезда) (15-17 слайд)
Краб
Вот, ребята, луноход
По камням на дне ползет.
Он антенну выставляет,
Клешнями нам угрожает,
Перископами глядит,
Ножками спешит, спешит.
Я свободен, я не раб,
Догадались кто я? (Краб) (18слайд)
Ёж простой
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовется просто (Ёж)
Морской ёж
Перекати-поле
Поселилось в море
Шарик иглокожий
На репей похожий.
Прочные колючки-
Как ножки и ручки.
Посмотрите малыши,
Ползают по дну.. (Ежи) ( 19 слайд)
Морская черепаха
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят ... (Черепахи) (20-22 слайд)
Физминутка (23 слайд)
Учитель:
Ну, пока достаточно!
- Какой вывод можно сделать?
- Вот какое разнообразие рыбного государства! Так и хочется воскликнуть: ловись, рыбка- большая и маленькая! (Появляются Рыбки- большая и маленькая.)
Рыбка Большая: (басом):
Вы не меня имеете в виду?
Рыбка Маленькая: (тоненьким голоском)
А может быть меня?
Учитель: Это кто ещё такие?
Рыбка Большая: Я Рыбка Большая.
Рыбка Маленькая: А я Рыбка Маленькая. Вы нас, кажется, позвали!
Учитель: Да! Нам очень хотелось вас повидать и побеседовать с вами о морском царстве, рыбном государстве. Ведь вы, наверное, можете рассказать нам много интересного!
Рыбка Большая: - О да! Но мы не можем долго здесь оставаться!
Рыбка маленькая: - Здесь нет подходящих условий!
Учитель: - Ребята, какие условия необходимы для жизни морским жителям?
1) вода;
2) кислород;
3) питание
4) забота (24 слайд)
Учитель: Что же нам делать?
Ученик: Я знаю! Я придумал!
Учитель: Что вы предлагаете?
Ученик: А вот что! Мы же все знаем, что к нам пришли не настоящие рыбы!
Рыбка Большая: Кто не настоящий? Мы не настоящие?
Рыбка Маленькая: Давай-те ка я кольну этого малька острым плавником!
Ученик: Ну и пожалуйста, можете кольнуть! А что мне из - за этого будет?
Рыбка Маленькая: А вот сейчас узнаешь!
(Показ фрагмента из фильма “Тайны океанов”, “Осторожно яд”
Учитель: И все-таки не надо увлекаться такими опасными вещами.
Рыбка Большая: Не волнуйтесь, уважаемые. Ведь рыбы и птицы, жизнь которых связана с морем, напротив, бояться вас, людей.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, почему многие животные бояться людей? ( 25 слайд)
Рыбка Маленькая: Давай- те проведем небольшой опыт.
5. Исследовательская работа “Нефть на пляже”.
Цель.
- Показать источники нефтяного загрязнения моря.
- Выяснить, каково влияние нефтяного загрязнения пляжей и морской воды на птиц, жизнь которых связана с морем.
Материалы:
Для каждой группы из 4 человек: одна кружка воды; пипетка специального масла (одна кружка растительного масла и одна чайная ложка сухого черного красителя или туши); одна маленькая чашка; четыре птичьих пера; два увеличительных стекла; два- три газетных листа для застилки парт; одна столовая ложка стирального порошка.
Введение.
Люди во всем мире зависят от нефти. Нефть используется для обогрева домов, заправки автомобилей, грузовиков, автобусов, кораблей и самолетов, для изготовления автомобильных и велосипедных шин, пластика, производства удобрений. Этот список можно пополнять еще и еще.
Нефть добывается из глубинных буровых скважин, как на суше, так и под водой. После добычи из-под земли нефть транспортируется на перерабатывающие комбинаты, находящиеся далеко от места добычи. Часто случается, что при перевозке нефти происходит утечка и разлив в океан. Разлитую нефть почти невозможно собрать. Нефть, которую не убрали сразу, находится во власти течений, волн и приливов, приносящих ее на берег. Морские птицы, морские котики и другие животные, на которых попала нефть, не могут больше оставаться сухими. Их перья и шерсть не отталкивают влагу, поэтому им угрожает опасность замерзнуть. Они также могут отравиться, если проглотят нефть, пытаясь очистить себя клювом или языком.
Нефть загрязняет океан, когда случаются большие нефтяные разливы во время аварий на море, но в дополнение к этому в разных местах постоянно происходят небольшие утечки. Маленькие капельки бензина, постоянно капающие с машин на наших улицах, затем смываются дождями в канализацию и уносятся с водой в море.
Опыт “Грязные перья” (26 слайд)
Представьте, что вся ваша кожа покрыта нефтью. Что вы почувствовали? Что нефть может сделать с кожей? Как можно от нее избавиться? Представьте, что вы утка, которая случайно заплыла в разлитую нефть.
Сейчас вы увидите, что происходит, когда птицы пачкают свои перья в нефти. Вы будете сравнивать перья, опущенные в масло и опущенные в чистую воду.
Разделите учеников на группы и раздайте материал каждой группе. Попросите учеников застелить парты газетами. Объясните, что сейчас у каждого ребенка будет часть своей работы в этом исследовании. Затем проделайте следующие этапы.
Попросите одного из учеников в каждой группе наполнить маленькую чашку наполовину водой.
Попросите другого ученика опустить два птичьих пера в чашку с чистой водой. Так происходит, когда птица приземляется на воду, чтобы отдохнуть или поймать рыбу. Напомните ребятам, что нужно быстро окунуть перья в воду и сразу вытащить их. Достав из воды, перья нужно положить одно на другое и оставить на столе сохнуть.
Попросите третьего ученика капнуть одну каплю масла на поверхность воды в чашке. Представьте, что это разлив нефти из танкера в открытом море.
Попросите четвертого ученика быстро опустить два пера, оставшиеся сухими, в чашку с маслом и вынуть их обратно. Заметно ли масло на перьях? Поместите перья одно на другое и положите высыхать рядом с теми, которые были в чистой воде.
Дайте возможность каждой группе внимательно рассмотреть перья. Они могут пользоваться увеличительным стеклом или лупой. Попросите их сделать рисунок каждого пера, включая бородку и стержень, и описать то, что они заметили.
Назначьте одного ученика в каждой группе для записывания и иллюстрирования того, что наблюдает группа:
- Что случилось с перьями?
- Что показало сравнение перьев, опущенных в чистую воду, с перьями, побывавшими в маслянистой воде?
- Есть ли отличие в том, как они сохнут? (Обычно перья, опущенные в чистую воду, сохнут быстро и отделяются друг от друга. Маслянистые перья остаются слипшимися.)
- Как вы считаете, слипшиеся перья помогут или навредят птице?
Вывод: Когда у птицы слиплись перья, они уже не могут отталкивать воду. Холодная вода проникает до птичьей кожи, птица не может согреться и замерзает. Многие запачкавшиеся в масле птицы пытаются очистить свои перья клювом и умирают от проглоченной нефти. (34-36 слайд)
- Что может сделать каждый для предотвращения нефтяного загрязнения?
Учитель: (27 слайд)
- Вот какой вред может принести человек рыбам и птицам. Редкие и вымершие животные занесены в “Красную книгу”, в которой есть раздел “Животные обитатели морей и океанов”.
- Что можно сделать, для того, чтобы не гибли рыбы и животные?
- Каждое государство обязано контролировать принадлежащий ему участок моря и собственный флот, а также применять суровые меры наказания за обнаруженные нарушения.
6. Рефлексия.
- Понравился ли вам наш урок?
- Что интересного вы узнали?
- Что вам запомнилось? (28 слайд)
7. Домашнее задание. ( 29 слайд)
Написать мини-сочинение “Чтобы рассказали нам морские жители, если бы умели разговаривать?”
Викторина:
- Какая рыбка к старости становится горбатой? (горбуша)
- Какая рыба вооружена лучше других? (рыба-меч)
- Какая рыба в славянских поверьях считается “лошадью водяного”? (сом)
- Какая рыба исполняет в русской сказке желание чудака Емели? (щука)
- Какая рыба по праздникам надевает шубу? (селедка)
- Какая “рыба” помогает нам чистить бутылки? (ёрш)
- Какая игра часто заканчивается “рыбой”? (домино)