Классный час в начальных классах "Ежели вы вежливы…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам;
  • раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость;
  • систематизировать правила вежливого поведения;
  • помогать детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Оборудование:

  • Дерево без листвы;
  • Листья (у каждого ученика)
  • Цветок без лепестков;
  • Лепестки разноцветные (у каждого ученика);
  • Карточки с заданиями;
  • Текст рассказом Т.Чинарёвой “Здравствуйте!” (у каждого ученика)

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Ввод в тему

– О чём мы говорили на прошлом занятии?

– Какой вывод вы сделали?

– Продолжая движение по дороге добра мы остановимся в городе

(Дети читают название города)

СПАСИБОГРАД

– Что заметили в названии города?
– Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

(Читают подготовленные дети)

Вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на Вежливом бульваре
Вежливо благодарят?

Добрые слова

За что мы говорим “Спасибо”?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.

Пожалуйста

Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Простите

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать
И, что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,–
Простите, я больше не буду.

Добрый день

– Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Доброго пути

Нам желают “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь

Здравствуйте

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку
– Здравствуйте! – ответит он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Кто же живёт в этом городе?
– Совершенно верно. В этом городе живут вежливые слова. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
– Скажите, а что такое вежливость по – вашему?
– В словаре Ожегова сказано: “Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”
– Всё в этом городе непросто. Даже растения здесь растут и цветут лишь тогда, когда все жители вежливы друг с другом.

III. Основная часть

1. Опавшие листья

– Но что это? Одно из деревьев сбросило свою листву! Как вы думаете, почему?
– Что надо сделать, чтобы дерево стало прежним?
– У вас на партах лежат листья от этих деревьев. Вам необходимо записать на них вежливое слово и прикрепить листок к дереву.
– Как можно назвать все эти слова одним словом.

2. Произведение о вежливости

– Вы знаете произведения, в названии которых присутствуют вежливые слова? Назовите эти произведения.
– О чём они?
– Какой урок вы получаете, читая эти произведения?
– Сегодня мне хочется познакомить вас с рассказом Т.Чинарёвой “Здравствуйте!”
– Понравился вам рассказ?
– Как бы вы оценили поступок мальчика?
– Как вы поступили бы в этой ситуации?
– Что вы взяли для себя из этого рассказа?

3. Беседа о вежливости.

– А сейчас вслушайтесь в изречения великих людей и объясните, как вы поняли каждое высказывание.

  • Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А. П. Чехов, русский писатель

  • Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж. Свифт, английский писатель

– Действительно, культура общения – это целая наука, которую люди постигают всю свою жизнь.
Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет, как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие дарить подарки и т. д. но знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным человеком.
Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: “приветливость, смирение и учтивость”. Наделенный этими качествами человек всегда приятен.
– Скажите, приходилось ли вам сталкиваться с воспитанными и невоспитанными людьми? Как вы себя чувствовали в данных ситуациях? (ответы учеников).
– Этикет, не связанный с высокими моральными принципами, не достигает своей главной цели – уважительного отношения к людям.
Известный педагог Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно”.
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Правила поведения мы должны не только хорошо знать, но и применять ежедневно.
– Знакомы вы с такими людьми?
– Что вы делаете, когда попадаете в такую ситуацию?
– Помните! Своим молчанием вы поддерживаете неуважительное поведение своего товарища.

4. Задачи о вежливости

– Перед вами карточки с заданиями. Помогите герою правильно выйти из сложившейся ситуации.

  • Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала, который вы покупаете?
  • Как спросить буфетчицу школьного буфета, есть ли в продаже пирожки с повидлом?
  • Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

IV. Это интересно

– А как вы думаете, у всей народов одинаковые правила вежливости?
– Послушайте какие правила хорошего тона есть у других народов.

Рассказы подготовленных учащихся

V. Итог занятия

“Цветок вежливости”

– Вы читали сказку В.Катаева “Цветик – семицветик”?
– Вспомните, чем она закончилась?
– Какое желание загадала девочка на последний лепесток?
– Вот и я решила подарить вам свой “Цветик – семицветик”. Нравится?
– Почему?
– Что необходимо для того, чтобы растение цвело?
– Я предлагаю вам вырастить свой “Цветик – семицветик”.
– Я просила вас подобрать пословицы о вежливости.
– На партах у вас лежат лепестки. Напишите на них пословицу и прикрепите лепесток к цветку.
– Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Но у нашего цветка больше семи лепестков. Как же можно назвать наш цветок?
– Но помните! Как только вы перестанете быть вежливыми и воспитанными – наш “Цветок вежливости” опадёт и потеряет свою прелесть.
– А в заключении я желаю вам, чтобы в вашей душе вырос свой Цветик-семицветик. А каждый его лепесток вы использовали бы только в благих целях.