Социальный проект "Память в наследство"

Разделы: Внеклассная работа


“…..на жизнь свою оглянусь
Малым зернышком упаду в тебя
Спелым колосом я вернусь.
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Солнце общее и сердце общее.
У земли моей и у меня…”

Р. Рождественский

Обоснование необходимости разработки проекта

Возраст старшеклассника является особым для становления личности. Долг ученика – знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. Современные дети отдалены от своих родителей, и тем более от своих бабушек и дедушек. Преодоление пропасти между поколениями и сближения их – это наша основная проблема. Как это сделать, как привлечь внимание современного школьника к истории его родины, приблизить к нему события, которые коснулсь его родных. Проблема сохранения памяти о подвигах народа в третьем поколении стала одной из актуальных в нашем обществе.

Наш проект призван сделать историю Великой Отечественной войны “живой” и показывает изнутри (благодаря воспоминаниям людей) жизнь, прожитую детьми, которым пришлось очень рано повзрослеть. К поколению тех, чье детство было опалено войной, мы относим и не только тех, чье детство пришлось на военные годы. Но и тех, кто был рожден во время войны, и чье детство пришлось на первые послевоенные годы, так как жизнь этого поколения также прошла под знаком Великой Отечетсвенной войны. Собранные нами материалы завершились встречей, где появилась возможность более эмоционально и захватывающе поговорить по душам с теми людьми, кто ещё проживает в нашем поселке и чья судьба связана с Великой Отчественной войной.

Проект “Память внаследство” – результат совместной поисковой и творческой работы учащихся, учителей и родителей Юловской средней школы. Собранные по крупицам воспоминания о боевых и трудовых подвигах в годы лихолетья, трудном военном детстве – бесценны, потому что они повествуют об истории семьи в истории страны.

Цели проекта:

  • воспитание чувства патриотизма и национальной гордости у обучающихся;
  • приобщение к великой истории страны и своего края через общение с людьми разных поколений;
  • оставить в наследство четвертому поколению память о дедах и прадедах, чьи судьбы опалены Великой Отечественной войной.

Задачи проекта:

  1. Активизировать поисковую работу в школе.
  2. Собрать материал для альбома воспоминаний.
  3. Способствовать преемственности поколений.
  4. Формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
  5. Воспитывать уважение к своим корням, героическому прошлому, своих предков и земляков.

Механизм реализации  проекта

Для реализации проекта были выбраны следующие формы работы:

  1. Встречи с земляками различных поколений, ветеранами педагогического труда.
  2. Благотворительная и шефская деятельность.
  3. Поздравления с календарными праздниками.
  4. Проведение конкурса сочинений.
  5. Поисковая работа по пополнению альбома воспоминаний.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

  1. Формирование творческих групп.
  2. Сбор материала для альбома воспоминаний. Встречи, интервью с тружениками тыла, “детьми войны”.
  3. Просмотр семейных альбомов. Сбор материала о героическом прошлом своих близких.

Деятельностный этап:

  1. Работа творческой группы. Создание презентаций.
  2. Подбор материала для экспозиции “Времен связующая нить”.
  3. Поиск информации в художественной литературе, в СМИ, на сайтах “Победители.ru”, “Книга памяти.ru”.
  4. Пополнение альбома воспоминаний “Это было недавно, это было давно”.

Рабочий этап

  1. Конкурс сочинений “Война и моя семья”.
  2. Проведение акций “Поздравляем”, “Милосердие”, посвященных 70-й годовщине освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков, 70-летию Победы Сталинградской битвы.
  3. Библиотечный час “Герои Великой Отечественной войны-наши земляки”.
  4. Вечер встречи поколений “Как скорбящая мать – безутешна военная память”.

Ожидаемые результаты

  1. Углубление знаний об истории родного края, о судьбах людей, которые в нем проживают.
  2. Появляется потребность в совершении нравственных поступках в отношении старшего поколения.
  3. Развивается чувство патриотизма и гордости за страну.
  4. Воспитывается чувство благодарности в отношении людей старшего поколения.

Оценка эффективности проекта.

Реализация проекта содействует:

  • формированию и развитию у молодежи чувства гордости за своих земляков и государства в целом;
  • решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
  • овладению содержанием таких понятий как “Родина”, “патриотизм”, “гражданский долг”, “мужество”;
  • формированию высокой ответственности, осознанию гражданского и патриотического долга, воспитанию и развитию чувства неравнодушия у детей;
  • повышению интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
  • созданию условий для преемственности поколений.

Заключение

Формирование патриотических чувств у нынешнего и будущего поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Воспитать настоящего патриота невозможно без интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях Великой Отечественной войны. Наш проект “Память в наследство” стал маленьким, но важным шагом на пути к становлению настоящими патриотами.