“…..на жизнь свою оглянусь
Малым зернышком упаду в тебя
Спелым колосом я вернусь.
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Солнце общее и сердце общее.
У земли моей и у меня…”
Р. Рождественский
Обоснование необходимости разработки проекта
Возраст старшеклассника является особым для становления личности. Долг ученика – знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. Современные дети отдалены от своих родителей, и тем более от своих бабушек и дедушек. Преодоление пропасти между поколениями и сближения их – это наша основная проблема. Как это сделать, как привлечь внимание современного школьника к истории его родины, приблизить к нему события, которые коснулсь его родных. Проблема сохранения памяти о подвигах народа в третьем поколении стала одной из актуальных в нашем обществе.
Наш проект призван сделать историю Великой Отечественной войны “живой” и показывает изнутри (благодаря воспоминаниям людей) жизнь, прожитую детьми, которым пришлось очень рано повзрослеть. К поколению тех, чье детство было опалено войной, мы относим и не только тех, чье детство пришлось на военные годы. Но и тех, кто был рожден во время войны, и чье детство пришлось на первые послевоенные годы, так как жизнь этого поколения также прошла под знаком Великой Отечетсвенной войны. Собранные нами материалы завершились встречей, где появилась возможность более эмоционально и захватывающе поговорить по душам с теми людьми, кто ещё проживает в нашем поселке и чья судьба связана с Великой Отчественной войной.
Проект “Память внаследство” – результат совместной поисковой и творческой работы учащихся, учителей и родителей Юловской средней школы. Собранные по крупицам воспоминания о боевых и трудовых подвигах в годы лихолетья, трудном военном детстве – бесценны, потому что они повествуют об истории семьи в истории страны.
Цели проекта:
- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости у обучающихся;
- приобщение к великой истории страны и своего края через общение с людьми разных поколений;
- оставить в наследство четвертому поколению память о дедах и прадедах, чьи судьбы опалены Великой Отечественной войной.
Задачи проекта:
- Активизировать поисковую работу в школе.
- Собрать материал для альбома воспоминаний.
- Способствовать преемственности поколений.
- Формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
- Воспитывать уважение к своим корням, героическому прошлому, своих предков и земляков.
Механизм реализации проекта
Для реализации проекта были выбраны следующие формы работы:
- Встречи с земляками различных поколений, ветеранами педагогического труда.
- Благотворительная и шефская деятельность.
- Поздравления с календарными праздниками.
- Проведение конкурса сочинений.
- Поисковая работа по пополнению альбома воспоминаний.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
- Формирование творческих групп.
- Сбор материала для альбома воспоминаний. Встречи, интервью с тружениками тыла, “детьми войны”.
- Просмотр семейных альбомов. Сбор материала о героическом прошлом своих близких.
Деятельностный этап:
- Работа творческой группы. Создание презентаций.
- Подбор материала для экспозиции “Времен связующая нить”.
- Поиск информации в художественной литературе, в СМИ, на сайтах “Победители.ru”, “Книга памяти.ru”.
- Пополнение альбома воспоминаний “Это было недавно, это было давно”.
Рабочий этап
Ожидаемые результаты
- Углубление знаний об истории родного края, о судьбах людей, которые в нем проживают.
- Появляется потребность в совершении нравственных поступках в отношении старшего поколения.
- Развивается чувство патриотизма и гордости за страну.
- Воспитывается чувство благодарности в отношении людей старшего поколения.
Оценка эффективности проекта.
Реализация проекта содействует:
- формированию и развитию у молодежи чувства гордости за своих земляков и государства в целом;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладению содержанием таких понятий как “Родина”, “патриотизм”, “гражданский долг”, “мужество”;
- формированию высокой ответственности, осознанию гражданского и патриотического долга, воспитанию и развитию чувства неравнодушия у детей;
- повышению интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- созданию условий для преемственности поколений.
Заключение
Формирование патриотических чувств у нынешнего и будущего поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Воспитать настоящего патриота невозможно без интереса к прошлому своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях Великой Отечественной войны. Наш проект “Память в наследство” стал маленьким, но важным шагом на пути к становлению настоящими патриотами.