Цели классного часа:
- обогатить словарь пословицами детей новыми, образными выражениями;
- развивать интерес к чтению и коммуникативные навыки младших школьников;
- воспитывать эстетический вкус.
Ход занятия
Учитель: Прочитайте тему классного часа.
Слайд 1.
Что в ней заметили необычного?
Ответы детей.
Учитель: Что такое пословица?
А вот как о пословице написал крупнейший собиратель фольклора В.И. Даль.
Слайд 2.
“Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение”.
Учитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто упоминают их в речи и даже придумали пословицы о пословицах. Прочитайте их.
Слайд 3.
- “Без пословицы не проживёшь”.
- “Пословица – всем углам помощница”.
- “Пословица недаром молвится”.
- “Старая пословица век не сломится”.
Учитель: Наш классный час будет проходить в форме устного журнала. Какие журнал вы читаете?
Ответы детей.
Учитель: В нашем журнале тоже будут страницы. Откроем первую.
Слайд 4.
Учитель: Прочитайте её название. (“Чтение – лучшее учение”.)
Растолкуйте эту пословицу. Какие пословицы о книгах вы знает?
- “Книга – зеркало жизни”.
- “Прочёл новую книгу – встретился с другом”.
- “Кто много читает – тот много знает”.
- “Книга поможет в труде – выручит в беде”.
Расскажите о своей любимой книге так, чтобы и другим захотелось её прочитать.
Ответы детей.
Учитель: Книги нужно уметь правильно читать и беречь. Какие правила обращения с книгами вы знаете и соблюдаете?
Слайд 5.
Игра “Ромашка”.
Совместите лепестки, на которых написаны имена авторов и названия произведений для детей.
Слайд 6.
Учитель: Открываем вторую страницу журнала. Прочитайте её название. (“Без труда мечта мертва”.) Сколько пословиц о труде придумал наш народ. Вот лишь несколько из них.
- “Упустишь минуту – потеряешь час”.
- “Без труда ничего не даётся”.
- “Человек живёт век, а доброе дело – два”.
- “Птица крепнет в полёте, а человек – в труде”.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Учитель: В чём сейчас вы видите свой главный труд? Какую из пословиц о труде вы хотели бы выбрать своим девизом?
Ответы детей.
Слайд 7.
Загадки о профессиях.
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (Шофер)Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (Пожарный)Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (Строитель)Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (Юрист)
Учитель: в нашем журнале осталась последняя и самая главная страница.
Слайд 8.
“Жить – Родине служить”.
Учитель: Какой смысл вложил народ в эту пословицу? Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?
- “Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
- “Своя земля и в горсти мила”.
- “На чужой сторонушке рад своей воронушке”.
- “Родина – мать, умей за неё постоять”.
Учитель: Назовите свою большую Родину. Какую родину вы считаете малой? Как вы можете выразить свою любовь к малой Родине?
Ответы детей.
Учитель: Многие журналы обычно заканчиваются конкурсами и викторинами. Наш журнал – не исключение.
Слайд 9.
Викторина “Продолжи пословицу”.
- “Кто много читает, тот ….” (много знает).
- “Книгу читать, как …” (на крыльях летать).
- “Поздно встанешь, …” (мало сделаешь).
- “Не красна изба углами, а …” (красна пирогами).
Слайд 10.
По двум словам нужно отгадать всю пословицу.
- Коса – камень. (“Нашла коса на камень”.)
- Лес – дрова. (“Чем дальше в лес, тем больше дров”.)
- Язык – дело. (“Не спеши языком, торопись делом”.)
- Труд – лень. (“Труд человека кормит, а лень портит”.)
- Шило – мешок. (“Шило в мешке не утаишь”.)
Слайд 11.
Игра “Семь и один”.
Назовите пословицы, в которых встречаются числа один и семь.
- “Семеро одного не ждут”.
- “Семь бед – один ответ”.
- “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
- “Семеро с ложкой, один с сошкой”.
Учитель: Закончился наш журнал, но помните пословицы. Они делают нашу речь красивой, яркой, образной. Учат добру и дружбе.