Классный час в форме устного журнала по теме "Красна речь пословицей"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели классного часа:

  • обогатить словарь пословицами детей новыми, образными выражениями;
  • развивать интерес к чтению и коммуникативные навыки младших школьников;
  • воспитывать эстетический вкус.

Ход занятия

Учитель: Прочитайте тему классного часа.

Слайд 1.

Что в ней заметили необычного?

Ответы детей.

Учитель: Что такое пословица?

А вот как о пословице написал крупнейший собиратель фольклора В.И. Даль.

Слайд 2.

“Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение”.

Учитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто упоминают их в речи и даже придумали пословицы о пословицах. Прочитайте их.

Слайд 3.

  • “Без пословицы не проживёшь”.
  • “Пословица – всем углам помощница”.
  • “Пословица недаром молвится”.
  • “Старая пословица век не сломится”.

Учитель: Наш классный час будет проходить в форме устного журнала. Какие журнал вы читаете?

Ответы детей.

Учитель: В нашем журнале тоже будут страницы. Откроем первую.

Слайд 4.

Учитель: Прочитайте её название. (“Чтение – лучшее учение”.)

Растолкуйте эту пословицу. Какие пословицы о книгах вы знает?

  • “Книга – зеркало жизни”.
  • “Прочёл новую книгу – встретился с другом”.
  • “Кто много читает – тот много знает”.
  • “Книга поможет в труде – выручит в беде”.

Расскажите о своей любимой книге так, чтобы и другим захотелось её прочитать.

Ответы детей.

Учитель: Книги нужно уметь правильно читать и беречь. Какие правила обращения с книгами вы знаете и соблюдаете?

Слайд 5.

Игра “Ромашка”.

Совместите лепестки, на которых написаны имена авторов и названия произведений для детей.

Слайд 6.

Учитель: Открываем вторую страницу журнала. Прочитайте её название. (“Без труда мечта мертва”.) Сколько пословиц о труде придумал наш народ. Вот лишь несколько из них.

  • “Упустишь минуту – потеряешь час”.
  • “Без труда ничего не даётся”.
  • “Человек живёт век, а доброе дело два”.
  • “Птица крепнет в полёте, а человек в труде”.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.

Учитель: В чём сейчас вы видите свой главный труд? Какую из пословиц о труде вы хотели бы выбрать своим девизом?

Ответы детей.

Слайд 7.

Загадки о профессиях.

Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (Шофер)

Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (Пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (Строитель)

Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)

Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)

С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (Юрист)

Учитель: в нашем журнале осталась последняя и самая главная страница.

Слайд 8.

“Жить – Родине служить”.

Учитель: Какой смысл вложил народ в эту пословицу? Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?

  • “Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
  • “Своя земля и в горсти мила”.
  • “На чужой сторонушке рад своей воронушке”.
  • “Родина – мать, умей за неё постоять”.

Учитель: Назовите свою большую Родину. Какую родину вы считаете малой? Как вы можете выразить свою любовь к малой Родине?

Ответы детей.

Учитель: Многие журналы обычно заканчиваются конкурсами и викторинами. Наш журнал – не исключение.

Слайд 9.

Викторина “Продолжи пословицу”.

  • “Кто много читает, тот ….” (много знает).
  • “Книгу читать, как …” (на крыльях летать).
  • “Поздно встанешь, …” (мало сделаешь).
  • “Не красна изба углами, а …” (красна пирогами).

Слайд 10.

По двум словам нужно отгадать всю пословицу.

  • Коса – камень. (“Нашла коса на камень”.)
  • Лес – дрова. (“Чем дальше в лес, тем больше дров”.)
  • Язык – дело. (“Не спеши языком, торопись делом”.)
  • Труд – лень. (“Труд человека кормит, а лень портит”.)
  • Шило – мешок. (“Шило в мешке не утаишь”.)

Слайд 11.

Игра “Семь и один”.

Назовите пословицы, в которых встречаются числа один и семь.

  • “Семеро одного не ждут”.
  • “Семь бед – один ответ”.
  • “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
  • “Семеро с ложкой, один с сошкой”.

Учитель: Закончился наш журнал, но помните пословицы. Они делают нашу речь красивой, яркой, образной. Учат добру и дружбе.