Цель НОД: развитие художественного творчества детей младшего возраста.
Задачи НОД:
- Создать условия для изобразительной деятельности детей, рисованию красками; рисовать мазки, полоски;
- Развивать элементарное умение отражать в рисунках представление о знакомых предметах, активизировать речевую деятельность;
- Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам и желание помогать им.
Материалы:
- ноутбук с видеоклипом дождя и записью вальса “Осенних листьев”;
- листы бумаги, окрашенные в светло – серые тона с аппликацией тучи, вырезанной из цветной бумаги;
- кисти;
- краски (гуашь) – красная, жёлтая;
- стаканчик-непроливайка для воды;
- бумажные салфетки;
- карандаши – тёмно-синего цвета;
- зонт;
- силуэты жёлтых и красных листьев.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулках за изменениями в природе;
- рассматривание иллюстраций: с изображением поздней осени (деревья без листочков; серые тучи; идёт дождь); с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ёжика, медведя);
- обучение приёму промывание кисти;
- чтение стихов об осени;
- разучивание движений под музыкальное сопровождение.
Содержания занятия:
Воспитатель включает на экране видеоклип осеннего дождя, предлагает детям посмотреть и послушать шум дождя.
Воспитатель: Ребята, слышите, как шумит ветер. Это он пригоняет к нам тучи, из которых потом льёт дождик: он, то сильно льёт, что слышно как стучит по стеклу оконной рамы, то тихонько, что его даже не видно. Осенью часто идёт дождь, становится всё холоднее, солнышко светит всё реже, на небе – тучи.
Воспитатель выключает клип.
Воспитатель: Посмотрите, какая серая туча на небе.
Показывает силуэтное изображение тучи на листе бумаги.
Воспитатель: Пошёл сильный дождик кап-кап-кап-кап-кап-кап. Возьму я синий карандаш, и нарисую дождик.
Воспитатель показывает детям карандаш и просит проговорить: “Карандаш синего цвета”.
Воспитатель: Посмотрите, какими штрихами я рисую дождь.
Для усиления эмоционального эффекта воспитатель проговаривает свои действия: “Дождик льётся все сильней”, затем ослабевает – рисует штрихи со словами: “Дождик, дождик тише лей, перестань-ка поскорей”.
Воспитатель: Вот уже на дорогах появились лужи.
Воспитатель раскрашивает внизу листа овальные формы.
Воспитатель: А теперь, ребята, вы сами нарисуйте синим карандашом дождик.
Воспитатель предлагает детям взять синие карандаши, а сам раздаёт каждому ребёнку лист бумаги с аппликативным изображением тучки и луж.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель в ходе самостоятельной работы, рассматривает рисунки детей, говорит: “ Какой сильный дождик льётся из тучи, всех намочил. И лужи на земле появились”. Поощряет стремление ребёнка усилить ритм штрихов. “Молодец! Как красиво ты нарисовал!” В другом рисунке замечает ослабление ритма: “А у тебя дождик льётся из тучи всё слабей и слабее: кап…кап...кап… – и закончился совсем”. Обращает внимание на координацию движения рук каждого ребёнка индивидуально.
Воспитатель: А сейчас, детки, мы с вами наденем сапожки, возьмём зонтики и пойдём гулять по лужам
Выразительно читает стихотворение Т. Казаковой:
“Дождик льётся тише, тише
Не стучит уже по крыше
Кап…кап…кап…
Дождик кончился! Ура!
Рада! Рада детвора!”
Дети ходят по ковру, на котором разложены вырезанные из цветной бумаги листья, у педагога раскрытый зонт. По окончанию стихотворения педагог закрывает зонтик.
Воспитатель: Осенний ветер сорвал с деревьев последние листочки, и они упали на землю. Давайте и мы с вами на наших рисунках нарисуем красками осенние листочки, красные и жёлтые.
Дети садятся за столы.
Воспитатель показывает на мольберте, на своём листе бумаги как надо рисовать мазками осенние листья.
Воспитатель: ребята, вначале я набираю на кисточку красную краску и наношу на бумагу несколько мазков, затем промываю её и набираю жёлтую краску и рисую жёлтые листья.
После показа педагог предлагает детям самим взять кисточку в правую руку и нарисовать осенние листья. Воспитатель обращает внимание детей на расположение мазков: листья могут лететь, кружиться, падать на землю, на траву. В процессе рисования напоминает детям правильное использование краски (набирать нужно немного на кисточку).
В конце занятия воспитатель собирает кисточки, а рисунки располагает на демонстрационном стенде, так чтобы получилась картина осеннего сада. Воспитатель: Какие красивые получились картины! Давайте, все вместе полюбуемся осенним листопадом. Посмотрите, как летят осенние листья на рисунке у…, как они кружатся у …, а на рисунке у… они улеглись на землю и.т.д. Спасибо всем! Вы у меня молодцы!!!
Воспитатель: Давайте и мы с вами тоже покружимся в танце, как “осенний листопад”.
Воспитатель включает музыку.