Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Паспорт программы развития кабинета начальных классов

Наименование программы Программа развития кабинета начальных классов бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска “Лицей №25” “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”
Основание для разработки программы Закон РФ “Об образовании”, Концепции профильного обучения, Стратегия модернизации российского образования до 2020, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “ 6 ” октября 2009 г. № 373)
Разработчики программы Творческая группа учителей начальных классов БОУ г. Омска “Лицей № 25”
Заказчики программы Департамент образования Администрации города Омска, Совет лицея, родители, учащиеся
Исполнители основных мероприятий Администрация лицея, органы общественного самоуправления лицея, команда проекта
Сроки реализации программы 2012-2016
Управление реализацией программы Педагогический совет, Совет лицея, общее родительское собрание лицея, команда проекта
Контроль за ходом выполнения программы Педагогический совет, Совет лицея, общее родительское собрание лицея

2. Информационная справка

Кабинет начальных классов БОУ г. Омска “Лицей № 25” находится в младшем блоке на 2 этаже. Кабинет оснащен новой мебелью: 15 парт, 2 конторки, шкаф купе, автоматизированным рабочим местом учителя, которое включает в себе ПК, МФУ, проектор с интерактивной приставкой и выходом в интернет (Приложение № 1). В кабинете имеется библиотечный фонд, демонстрационные наглядные пособия (Приложения № 2). Учителями начальных классов собран методический материал для занятий с учащимися исследовательской и проектной деятельностью, что позволяет учащимся лицея активно участвовать в конференциях и проектах различного уровня (Приложение № 3). Творческая группа учителей, работающих над проектом “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”:

№ п/п

Ф.И.О. учителя

Стаж работы

Категория

Повышение квалификации

  Маценко Юлия Викторовна 27 Высшая Универсализация содержания начального общего образования при реализации ФГОС; ОС "LINUX"
  Попович Светлана Васильевна 26 Высшая Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса; Информационные технологии в образовательном процессе
  Фризен Юлия Борисовна 16 лет Соответсвие Универсализация содержания начального общего образования при реализации ФГОС; Информационные технологии в образовательном процессе

Лицей активно сотрудничает с социальными партнерами в области развития исследовательской и проектной деятельности:

Наименование организации Мероприятия
ДООО НОУ “Поиск” – Региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области: -Летняя школа “Умникум”

– Зимняя школа

– Всероссийская научно-практическая конференция учёных и педагогов

ОЦ “Перспектива” Всероссийский турнир “Пони; весенняя школа “Пони””
Школа технологий и открытий Обучающие семинары для педагогов; мастер-классы для обучающихся
Центр детского творчества “Созвездие” Городская научно-практическая конференция “Почемучка”
Центр дополнительного образования “Эврика” – Городская научно-практическая конференция “Я– исследователь”
БОУ ДОД г. Омска “Дом детского творчества Октябрьского административного округа” Кружок “Основы информатики”
НОУ “Открытый Молодёжный Университет” Курс “Мир моих интересов”
Омский экологический центр Межрегиональный экологический фестиваль “Белая берёза”

3. Проблемно-ориентированный анализ готовности кабинета к переходу в новый статус

Глобальные изменения в ведущих сферах жизни современного общества требуют изменения содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок и педагогических средств. Технология классноурочной системы оказалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Однако происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, которые ориентированы на индивидуальное развитие личности, навыка ориентации в информационном пространстве, формирования у обучающихся умения ставить и решать жизненных проблем. В этой парадигме выстроены и федеральные образовательные стандарты (далее – ФГОС): “В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:…работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности”. Особое значение в той связи приобретает создание центра исследовательской и проектной деятельности для младших школьников.

Для проведения оценки позиции кабинета мы использовали SWOT-анализ. Он был проведен с использованием двух таблиц: рабочей и итоговой. Показатели оценивались экспертами из числа учителей, родителей и учащихся независимо друг от друга. Затем был выведен средний показатель и сформирована рабочая таблица краткого анализа (см. табл. 1).

Таблица 1

Итоговая таблица как результат SWOT-анализа

Внутренние факторы
Сильные стороны (от+1 до +3) Слабые стороны (-3 до 0)
Высококвалифицированный в области исследовательской и проектной деятельности персонал Состояние лабораторной базы лицея
Доля педагогов, освоивших и использующих технологии, адекватные обновленному содержанию образования в условиях перехода к ФГОС Включенность лицея в международные проекты
Доля информационного и медиа-оборудования, наличие выхода в Интернет Доля практической составляющей в учебном процессе
Вовлеченность педагогов, обучающихся и их родителей в исследовательскую и проектную деятельность Перегрузка учителя и учащегося
Факторы внешней среды
Возможности (+1 до +3) Угрозы (от -3 до 0)
Вовлечение представителей социума для организации исследовательской и проектной деятельности: ДООО НОУ “Поиск”, ОЦ “Перспектива”, ОмГТУ Неблагоприятное месторасположение лицея
Заинтересованность социальных партнеров в сотрудничестве с лицеем по вопросам исследовательской и проектной деятельности Быстрое изменение социальной и экономической обстановки
Участие учащихся и учителей в НПК различного уровня Недостаточное финансирование

Итак, учитывая вышеизложенное, можно выделить ряд проблем:

Введение ФГОС НОО требует от образовательного учреждения создания условий для работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Учитель должен уметь применять новые технологии и способы образования, которые ориентированы на индивидуальное развитие личности, навыка ориентации в информационном пространстве, формирования у обучающихся умения ставить и решать жизненные проблемы.

Таким образом, для решения данных проблем нами предложен проект создания новой модели кабинета как центра проектной и исследовательской деятельности, который отражает возросшие потребности участников образовательного процесса в направлении актуализации социальных запросов микрорайона лицея, г. Омска и государства в целом.

4. Концепция развития кабинета начального обучения как центра исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

Особое внимание мы уделяем обучению школьников навыкам исследовательской работы. Необходимо обеспечить обучающимся оптимальные условия для развития и реализации творческого, интеллектуального, личностного потенциала, а педагогам и родителям создать условия для организации детской исследовательской и проектной работы. Расширение взаимодействия всех участников образовательного процесса будет способствовать реализации задач нового стандарта. Одним из главных направлений реализации проекта является приведение ресурсной и материально-технической базы кабинета в соответствие с требованиями, изложенными ФГОС. Теоретическими основаниями разработки проекта являются идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, идеи проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция развивающего обучения В. В. Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г. Алексеева. Кроме этого, значимыми для нашего проекта являются идеи А.И. Савенкова о развитии исследовательского поведения как неотъемлемой характеристики личности, как стиля жизни современного человека. Это важно потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Проектируемый центр исследовательской и проектной деятельности должен стать связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса: тьюторами, педагогами лицея, обучающимися, родителями, учреждениями дополнительного образования, администрацией. Он позволит осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, оказывать консультативную помощь, вести мониторинговые исследования.

Цель проекта: обеспечить устойчивое функционирование кабинета как центра исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • развитие у учащихся компетенций в области исследовательской деятельности;
  • развитие профессиональной и личностной компетенции педагогов в области проектной и исследовательской деятельности;
  • сохранение и расширение ресурсной базы кабинета для занятий проектной и исследовательской деятельностью
  • систематизация накопленного материала, включающий банк детских исследовательских и проектных работ, материалы конференций различного уровня, педагогический опыт по организации помощи родителям при подготовке и написании исследовательской работы;
  • создание страницы “НОУШКИ” на сайте БОУ г. Омска “Лицей № 25”.

5. Этапы реализации программы развития кабинета начальных классов

Реализация программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников” на 2012–2016 гг. предполагает поэтапный переход к новой модели, основанной на идее параллельного (интегрированного) общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности.

Первый этап (2012–2013 гг.) – создание основных условий реализации модели кабинета; открытие на базе кабинета творческой группы по апробации указанной модели, разработка плана совершенствования материально-технической базы кабинета и ее систематизация для работы в новых условиях, методическое и информационное сопровождение.

Второй этап (2013-2014 гг.) – отработка и совершенствование содержания программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”; создание банка данных результатов диагностики психолого-педагогического сопровождения УУД, создание модели организации параллельного (интегрированного) общего, дополнительного и внеурочного образования, создание банка данных конференций различного уровня, создание системы методической и консультационной поддержки учителей, учащихся и родителей.

Третий этап (2015-2016 гг.) – предварительное обобщение опыта внедрения модели, подведение итогов реализации программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”, переход к устойчивому функционированию.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) Создание качественно новой модели кабинета начальных классов на основе интеграции содержания и технологий современного начального, дополнительного образования, внеурочной деятельности, способствующей расширению и углублению образовательного пространства в области исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

2) Создание образовательной среды в кабинете, способствующей оптимальному выявлению и развитию интеллектуальных, творческих способностей личности, ее жизненному самоопределению и самореализации, обеспечению устойчивой мотивации к занятиям исследовательской и проектной деятельности.

3) Формирование творческого коллектива учителей начальных классов, обладающего высокой профессионально-педагогической компетентностью, в области исследовательской и проектной деятельностью, инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями.

Реализация проекта будет проходить в соответствии с планом мероприятий по реализации программы развития кабинета (Приложение № 4)

Схема управления проектом

Реализация проекта предполагает создание особой системы управления, учитывающей специфику проекта. Новыми структурными единицами управляющей системы проекта являются: бюро материально-технического обеспечения, бюро проектной и исследовательской деятельности, бюро “скорая методическая помощь”. Для сопровождения организации функционирования кабинета как центра исследовательской и проектной деятельности вводится единица творческая группа учителей начальных классов (команда проекта).

Для эффективного управления проектом разработана схема управления проектом

Приложения