1. Паспорт программы развития кабинета начальных классов
Наименование программы | Программа развития кабинета начальных классов бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска “Лицей №25” “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников” |
Основание для разработки программы | Закон РФ “Об образовании”, Концепции профильного обучения, Стратегия модернизации российского образования до 2020, Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “ 6 ” октября 2009 г. № 373) |
Разработчики программы | Творческая группа учителей начальных классов БОУ г. Омска “Лицей № 25” |
Заказчики программы | Департамент образования Администрации города Омска, Совет лицея, родители, учащиеся |
Исполнители основных мероприятий | Администрация лицея, органы общественного самоуправления лицея, команда проекта |
Сроки реализации программы | 2012-2016 |
Управление реализацией программы | Педагогический совет, Совет лицея, общее родительское собрание лицея, команда проекта |
Контроль за ходом выполнения программы | Педагогический совет, Совет лицея, общее родительское собрание лицея |
2. Информационная справка
Кабинет начальных классов БОУ г. Омска “Лицей № 25” находится в младшем блоке на 2 этаже. Кабинет оснащен новой мебелью: 15 парт, 2 конторки, шкаф купе, автоматизированным рабочим местом учителя, которое включает в себе ПК, МФУ, проектор с интерактивной приставкой и выходом в интернет (Приложение № 1). В кабинете имеется библиотечный фонд, демонстрационные наглядные пособия (Приложения № 2). Учителями начальных классов собран методический материал для занятий с учащимися исследовательской и проектной деятельностью, что позволяет учащимся лицея активно участвовать в конференциях и проектах различного уровня (Приложение № 3). Творческая группа учителей, работающих над проектом “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”:
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Стаж работы |
Категория |
Повышение квалификации |
Маценко Юлия Викторовна | 27 | Высшая | Универсализация содержания начального общего образования при реализации ФГОС; ОС "LINUX" | |
Попович Светлана Васильевна | 26 | Высшая | Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса; Информационные технологии в образовательном процессе | |
Фризен Юлия Борисовна | 16 лет | Соответсвие | Универсализация содержания начального общего образования при реализации ФГОС; Информационные технологии в образовательном процессе |
Лицей активно сотрудничает с социальными партнерами в области развития исследовательской и проектной деятельности:
Наименование организации | Мероприятия |
ДООО НОУ “Поиск” | – Региональная научно-практическая
конференция школьников и учащейся молодёжи
Омской области: -Летняя школа “Умникум” – Зимняя школа – Всероссийская научно-практическая конференция учёных и педагогов |
ОЦ “Перспектива” | Всероссийский турнир “Пони; весенняя школа “Пони”” |
Школа технологий и открытий | Обучающие семинары для педагогов; мастер-классы для обучающихся |
Центр детского творчества “Созвездие” | Городская научно-практическая конференция “Почемучка” |
Центр дополнительного образования “Эврика” | – Городская научно-практическая конференция “Я– исследователь” |
БОУ ДОД г. Омска “Дом детского творчества Октябрьского административного округа” | Кружок “Основы информатики” |
НОУ “Открытый Молодёжный Университет” | Курс “Мир моих интересов” |
Омский экологический центр | Межрегиональный экологический фестиваль “Белая берёза” |
3. Проблемно-ориентированный анализ готовности кабинета к переходу в новый статус
Глобальные изменения в ведущих сферах жизни современного общества требуют изменения содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок и педагогических средств. Технология классноурочной системы оказалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Однако происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, которые ориентированы на индивидуальное развитие личности, навыка ориентации в информационном пространстве, формирования у обучающихся умения ставить и решать жизненных проблем. В этой парадигме выстроены и федеральные образовательные стандарты (далее – ФГОС): “В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:…работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности”. Особое значение в той связи приобретает создание центра исследовательской и проектной деятельности для младших школьников.
Для проведения оценки позиции кабинета мы использовали SWOT-анализ. Он был проведен с использованием двух таблиц: рабочей и итоговой. Показатели оценивались экспертами из числа учителей, родителей и учащихся независимо друг от друга. Затем был выведен средний показатель и сформирована рабочая таблица краткого анализа (см. табл. 1).
Таблица 1
Итоговая таблица как результат SWOT-анализа
Внутренние факторы | |
Сильные стороны (от+1 до +3) | Слабые стороны (-3 до 0) |
Высококвалифицированный в области исследовательской и проектной деятельности персонал | Состояние лабораторной базы лицея |
Доля педагогов, освоивших и использующих технологии, адекватные обновленному содержанию образования в условиях перехода к ФГОС | Включенность лицея в международные проекты |
Доля информационного и медиа-оборудования, наличие выхода в Интернет | Доля практической составляющей в учебном процессе |
Вовлеченность педагогов, обучающихся и их родителей в исследовательскую и проектную деятельность | Перегрузка учителя и учащегося |
Факторы внешней среды | |
Возможности (+1 до +3) | Угрозы (от -3 до 0) |
Вовлечение представителей социума для организации исследовательской и проектной деятельности: ДООО НОУ “Поиск”, ОЦ “Перспектива”, ОмГТУ | Неблагоприятное месторасположение лицея |
Заинтересованность социальных партнеров в сотрудничестве с лицеем по вопросам исследовательской и проектной деятельности | Быстрое изменение социальной и экономической обстановки |
Участие учащихся и учителей в НПК различного уровня | Недостаточное финансирование |
Итак, учитывая вышеизложенное, можно выделить ряд проблем:
Введение ФГОС НОО требует от образовательного учреждения создания условий для работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
Учитель должен уметь применять новые технологии и способы образования, которые ориентированы на индивидуальное развитие личности, навыка ориентации в информационном пространстве, формирования у обучающихся умения ставить и решать жизненные проблемы.
Таким образом, для решения данных проблем нами предложен проект создания новой модели кабинета как центра проектной и исследовательской деятельности, который отражает возросшие потребности участников образовательного процесса в направлении актуализации социальных запросов микрорайона лицея, г. Омска и государства в целом.
4. Концепция развития кабинета начального обучения как центра исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Особое внимание мы уделяем обучению школьников навыкам исследовательской работы. Необходимо обеспечить обучающимся оптимальные условия для развития и реализации творческого, интеллектуального, личностного потенциала, а педагогам и родителям создать условия для организации детской исследовательской и проектной работы. Расширение взаимодействия всех участников образовательного процесса будет способствовать реализации задач нового стандарта. Одним из главных направлений реализации проекта является приведение ресурсной и материально-технической базы кабинета в соответствие с требованиями, изложенными ФГОС. Теоретическими основаниями разработки проекта являются идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, идеи проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция развивающего обучения В. В. Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г. Алексеева. Кроме этого, значимыми для нашего проекта являются идеи А.И. Савенкова о развитии исследовательского поведения как неотъемлемой характеристики личности, как стиля жизни современного человека. Это важно потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Проектируемый центр исследовательской и проектной деятельности должен стать связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса: тьюторами, педагогами лицея, обучающимися, родителями, учреждениями дополнительного образования, администрацией. Он позволит осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, оказывать консультативную помощь, вести мониторинговые исследования.
Цель проекта: обеспечить устойчивое функционирование кабинета как центра исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
- развитие у учащихся компетенций в области исследовательской деятельности;
- развитие профессиональной и личностной компетенции педагогов в области проектной и исследовательской деятельности;
- сохранение и расширение ресурсной базы кабинета для занятий проектной и исследовательской деятельностью
- систематизация накопленного материала, включающий банк детских исследовательских и проектных работ, материалы конференций различного уровня, педагогический опыт по организации помощи родителям при подготовке и написании исследовательской работы;
- создание страницы “НОУШКИ” на сайте БОУ г. Омска “Лицей № 25”.
5. Этапы реализации программы развития кабинета начальных классов
Реализация программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников” на 2012–2016 гг. предполагает поэтапный переход к новой модели, основанной на идее параллельного (интегрированного) общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности.
Первый этап (2012–2013 гг.) – создание основных условий реализации модели кабинета; открытие на базе кабинета творческой группы по апробации указанной модели, разработка плана совершенствования материально-технической базы кабинета и ее систематизация для работы в новых условиях, методическое и информационное сопровождение.
Второй этап (2013-2014 гг.) – отработка и совершенствование содержания программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”; создание банка данных результатов диагностики психолого-педагогического сопровождения УУД, создание модели организации параллельного (интегрированного) общего, дополнительного и внеурочного образования, создание банка данных конференций различного уровня, создание системы методической и консультационной поддержки учителей, учащихся и родителей.
Третий этап (2015-2016 гг.) – предварительное обобщение опыта внедрения модели, подведение итогов реализации программы развития кабинета “Кабинет начального обучения как центр исследовательской и проектной деятельности младших школьников”, переход к устойчивому функционированию.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) Создание качественно новой модели кабинета начальных классов на основе интеграции содержания и технологий современного начального, дополнительного образования, внеурочной деятельности, способствующей расширению и углублению образовательного пространства в области исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
2) Создание образовательной среды в кабинете, способствующей оптимальному выявлению и развитию интеллектуальных, творческих способностей личности, ее жизненному самоопределению и самореализации, обеспечению устойчивой мотивации к занятиям исследовательской и проектной деятельности.
3) Формирование творческого коллектива учителей начальных классов, обладающего высокой профессионально-педагогической компетентностью, в области исследовательской и проектной деятельностью, инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями.
Реализация проекта будет проходить в соответствии с планом мероприятий по реализации программы развития кабинета (Приложение № 4)
Схема управления проектом
Реализация проекта предполагает создание особой системы управления, учитывающей специфику проекта. Новыми структурными единицами управляющей системы проекта являются: бюро материально-технического обеспечения, бюро проектной и исследовательской деятельности, бюро “скорая методическая помощь”. Для сопровождения организации функционирования кабинета как центра исследовательской и проектной деятельности вводится единица творческая группа учителей начальных классов (команда проекта).
Для эффективного управления проектом разработана схема управления проектом