Цели:
- дать детям представление о получении зерна, изготовлении муки;
- познакомить с разнообразием злаков;
- развивать наблюдательность, стремление к исследовательской деятельности;
- развивать восприятие величины, цвета, формы;
- обогащать словарь детей, учить общаться, правильно задавать вопросы;
- воспитывать бережное отношение к труду;
- воспитывать уважение к хлебу;
- воспитывать умение участвовать в совместном труде, учить уступать и помогать друг другу.
Словарь:
- колос, зерно, злаки, рожь, пшеница, овёс, ячмень, греча, молотить, цельнозерновая мука
Оборудование:
- колосья пшеницы, зерно ржи, ячмень, рис, овёс, греча, мельница, полотенце, палочки, хлеб белый и чёрный, костюм Петушка, корзина
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня у нас будет необычный гость.
(Раздаётся стук в дверь, и входит Петушок с корзиной)
Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Д: Узнали! Ты Петушок.
П: А вы знаете из какой я сказки?
Дети называют сказки.
П: Я пришёл к вам из украинской народной сказки "Круть и Верть" Знаете такую? Помните, кто мне помогал?
Д: Мышата, только они не помогали, а ленились.
П: Правильно.А вы будете мне помогать?
Д: Будем! Будем! И лениться не будем.
П: Тогда давайте посмотрим, что я вам принёс.
(Петушок ставит корзину, и дети достают колосья)
П: Знаете, что это?
Д: Знаем, это колосья, из них пекут хлеб.
В: Прямо из колосьев? Нет. Давайте спросим у Петушка.
(Дети учатся правильно формулировать вопросы)
П: Помните, о чём я сначала просил мышат? Я звал их ...
Д: Молотить.
П: А вы знаете, что это такое? Хотите попробовать?
Д: Да!
В: Давайте поможем Петушку.
(Петушок расстилает на столе полотенце, каждому кладёт колосок и раздаёт детям палочки)
П: Давайте попробуем постучать по колосьям.
(Дети постукивают палочкой по своему колоску )
В: Что вы видите?
Д: Появились зёрнышки.
В: Давайте их соберём и рассмотрим. Какие они?
(Дети описывают форму, цвет, размер зерна пшеницы.)
П: Молодцы! Давайте разломим одно зёрнышко. Что вы видите?
Д: Внутри оно светлее.
П: Правильно. У каждого зернышка есть "одёжка" -- оболочка зерна. Она более тёмная и очень полезная.
А посмотрите, что я вам ещё принёс.
(Петушок достаёт зерно ржи, овёс, рис и ячмень, гречу в разных баночках)
В: Как вы думаете, что это?
Д: Это тоже похоже на зерно, но оно разное.
П: Правильно, это всё называется "злаки".
(Дети рассматривают зёрна и находят отличия по цвету, форме, размеру)
В: Посмотрите на кусочки хлеба. Там видны зёрнышки?
Д: Не видно.
В: А почему? Где же они? Давайте спросим у Петушка.
(Дети задают вопросы)
П: Когда я намолотил зерно, я повёз его на ...
Д: На мельницу.
П: А зачем?
(Дети дают ответы)
П: А вы хотите посмотреть, как работает мельница?
Д: Хотим!
В: Давайте отправимся на мельницу.
Физминутка
Дети встают, воспитатель проводит физминутку (Стихи С.Мельникова).
Дети повторяют движения за Петушком.
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб .
Петушок показывает детям мельницу.
П: Эта мельница маленькая, домашняя. Давайте положим в неё рис. Посмотрите, что из неё сыплется. Это рисовая мука. Подставьте пальчик, попробуйте её на вкус.
Дети по очереди подставляют пальчики, пробуют муку.
П: Какая она?
Д: Она тёплая, вкусная.
В: Дети, вы видите, как мало получилось муки, как много нужно трудится, чтобы получилось много хлеба. Как вы думаете, как называется хлеб из рисовой муки?
Д: Рисовый хлеб.
В: А из ржи?
Дети образуют прилагательные:
- рожь -- ржаной
- пшеница -- пшеничный
- овёс -- овсяный
- ячмень -- ячменный
- греча -- гречневый хлеб
А теперь давайте перемелем зерно ржи и пшеницы.
Петушок по очереди мелет зерно ржи и пшеницы, дети пробуют.
Д: Она тоже тёплая. И вкусная.
В: Давайте сделаем рядом две горочки муки: ржаную и пшеничную. Посмотрите внимательно.
Д: Они одинакового цвета!
В: Как же получается пшеничный белый и ржаной чёрный хлеб?
Д: Мы не знаем.
В: А давайте спросим у Петушка.
Дети задают вопросы
П: Посмотрите, у нас получилась цельнозерновая мука. Вслушайтесь в слово "Цельнозерновая". Как вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей
П: Молодцы! Мы намололи её из цельного зерна. В этой муке есть и оболочка, и масло. Такая мука самая полезная. Давайте посмотрим ещё на одну муку. Какая она? Попробуйте её на вкус.
Петушок показывает пшеничную муку высшего сорта
Д: Она совсем белая, и у неё почти нет вкуса.
В: Правильно. Её делают из самой серединки зерна. Хлеб из такой муки красивый, белоснежный, но не такой полезный, как из цельного зерна.
Итоги занятия:
П: Дети, мне сегодня было очень интересно с вами работать. А вам?
Д: Нам тоже было интересно.
П: Вы бы хотели попробовать сделать тесто из муки? Из какой муки? Почему?
Дети отвечают и объясняют, что бы им хотелось попробовать сделать.
П: Очень интересно. В следующий раз мы будем делать тесто и печь хлеб. Договорились?
Д: Да!
В: А сейчас давайте вспомним, что рассказал нам Петушок.
Дети повторяют понятия:
колос, зерно, злаки, молотить, рожь, пшеница, овёс, ячмень, греча, цельнозерновая мука)
В: Спасибо тебе, Петушок. Нам очень понравилось. Мы будем тебя ждать.
Дети благодарят Петушка и приглашают его к себе в гости на следующее занятие.