Систематизация и обобщение изученного по теме "Словосочетание"

Разделы: Русский язык


В курсе “Синтаксис” тема “Словосочетание” является одной из актуальных и важных тем. Эта тема рассматривалась и в 5–6-х классах, но в 8-м классе она берется глубже с целью постепенного изучения синтаксиса русского языка. Учащиеся проверяют свои знания с помощью тестов, тренируются в синтаксическом разборе словосочетаний, умении использовать эти синтаксические конструкции в речи, что также способствует формированию у учащихся языковой и коммуникативной компетенции.

Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе.

Цели:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

4) подготовка учащихся к выполнению заданий В2 ГИА для 9-х классов по русскому языку.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Класс: 8, наполняемость 25 человек

Ход урока

1. Оргмомент.

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

2. Актуализация знаний

- Что называется словосочетанием ?

1) На доске написаны группы слов. Выпишите только словосочетания.

  • 1 вариант - Ясный день, перед снегом, весело и радостно, ребята учатся, подъехать к дому, войти в дом, любимое занятие, будет играть, быстро бежит, наиболее красивый.
  • 2 вариант - Около леса, лиственный лес, лес шумит, лес да поле, карманные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, во время игры, следствие закончено, играю на компьютере.

(У доски работают учащиеся. Один выписывает словосочетания, другой – сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями)

- Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

- Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

2 )Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Ученики работают у доски.

Решать задачу, сле..ка пр..к..снуться, театры и музеи, предл..жить помощь, очень пахуч.., вчера и завтра, к..сательная линия, (не)далеко от дома, распол...житься рядом, слушать вн..мательно, (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

3) Выполните синтаксический разбор одного словосочетания ( по выбору)

4) Выполните тренировочные упражнения.

Задание 1. Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

(Согласование)

Задание 2.

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

(Управление)

Задание 3.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

(Примыкание)

Задание 4.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(Такая мама)

5) 1. Замените словосочетание УЕХАЛ НА ВРЕМЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание СКЛАД ОРУЖИЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание БЕСКОНЕЧНАЯ ДОРОГА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ГОД БЕЗ УРОЖАЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание РОССИЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание НЕДОУМЁННО СМОТРЕЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание КЛЕТЧАТЫЙ ШАРФ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание УТРО СЕНТЯБРЯ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание БЕЗДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.