"Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: открыть вместе с детьми новый способ действий при решении выражений вида: 60 – 24; формировать учебную деятельность, развивать рефлексию, коммуникативные умения, умение находить рациональный способ вычислений, развивать математические навыки, совершенствовать умение работать с моделями, анализировать задачу.

Оборудование: сигнальные круги, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I этап урока. Организационный.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

II этап урока. Устный счёт.

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, проведение исследовательской работы, умение делать вывод.

№1 Исследовательская работа

Начнём урок с устных вычислений. Рассмотрите записи на доске:

  • 13 – 7
  • 14 – 7
  • 15 – 7
  • 16 – 7

Как бы вы их назвали? (выражения)

Что интересного в этих выражениях? (уменьшаемое – увеличивается, вычитаемое – одинаковое).

Дети из другого класса вычисляли значения этих выражений и объясняли свой способ вычисления так:

Как вы думаете почему, вычитая одно и то же число 7, каждый раз составляли его из разных частей? (в каждом уменьшаемом цифра в разряде единиц разная)

Куда же нужно смотреть, когда определяешь, из каких частей надо составлять вычитаемое? (на цифру в разряде единиц уменьшаемого).

Не выполняя вычислений, подумайте, как будет изменяться разность? (увеличиваться)

Почему? (т.к. уменьшаемое – увеличивается, а вычитаемое – остаётся таким же)

А теперь вычислите. Проверяем. Назовите значения разности: (6, 7, 8, 9)

Ваше мнение. Вывод: Что же вы увидели? Как изменяется значение разности? (увеличивается на 1 ).

№2 физ. минутка (гимнастика для глаз)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в 1000 раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.

III этап урока. Объяснение нового материала.

Цель этапа: научить алгоритму вычитания из круглого числа двузначного и сформировать практические навыки вычитания.

№3 Постановка У.З.

Слушайте задание: вычислите значения данных выражений.

67 – 5 50 – 7 100 – 4
86 – 50 36 + 4 60 – 24

Закончили работу. Проверяем. Назовите значения выражений 1 столбика: ( 62, 36 ).

2 столбика: ( 43, 40 ). 3 столбика: ( 96, ?).

  1. Были ли трудности? (да)
  2. Почему выражение 60 – 24 вызвало затруднение? Ответы получились разные? (этот случай мы ещё не рассматривали, не изучали).
  3. А какой это случай? (случай вычитания из круглого числа двузначного)
  4. Чему же мы будем учиться на уроке? Какова учебная задача?

У.З. : 60 – 24

Итак, выслушаем детей, как они рассуждали, вычисляя значения этого выражения.

(Заменю число 24 – 2 разрядными числами: 20 и 4.

Удобно из десятков – десятки 60 – 20 = 40

Из 40 – 4 = 36

Разность 60 и 24 = 36.)

Ну, что же попробуем воспользоваться открытым способом действий.

К доске пойдёт ученик и найдёт значения разности с объяснением, а вы работаете у себя в тетрадях. 70 – 28

После идёт второй ученик. 30 – 23

Вывод: Итак, какой случай вычитания мы рассмотрели? (случай вычитания из круглого числа двузначного).

№4 физ. минутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

№5 Парная работа – творческое задание – классификация.

Открыли учебники на стр.62 №2.

А теперь поработаем в парах. Слушайте задание: рассмотрите выражения и найдите новый случай вычитания, с которым сегодня познакомились, запишите эти выражения на карточке и приготовьтесь к выступлению пары.

Закончили работу. Слушаем выступление пары. К доске выходит представитель и записывает те выражения, которые у них получились.

В итоге на доске запись:

50 – 46 90 – 24
70 – 38 100 – 38

А теперь вычислите значения выражений по вариантам. 1 столбик – 1 вариант. 2 столбик – 2 вариант. (2 ученика из класса выполняют за доской).

Оцените свою работу. Закончили работу. Проверяем. Назовите значения выражений 1 вариант: (4, 32) 2 вариант: (66, 62) Кто не ошибся? Молодцы. У кого были ошибки? Что посоветуем?

IV этап урока. Решение задачи.

Цель этапа: формирование навыков решения задач, работа со схемами, анализ.

Стр. 62 №5 Прочитайте задание. (Составить по краткой записи задачу и решить её.) Составим задачу. № (1) Найдите к этой задаче верную схему.

(на доске даны варианты схем):

Докажите, что вы правы. (подходит схема №1)

№(2) – Составим задачу по этой краткой записи. Посмотрите, есть ли схема к этой задаче на доске? (подходит схема №4)

Докажите, что вы правы.

А теперь нужно из предложенных на доске выражений выбрать то, которое является решением к данной задаче.

№1 (6 + 4) - 2

№2 (6 – 2) + 4

№3 (6 + 4) + 2

№4 (6 – 4) + 2

Докажите, что вы правы. (подходит выражение №3)

Задание: записать выражение в тетрадь и решить его.

Проверим. (12 птиц.)

Назвать ответ задачи. (Ответ: 12 птиц стало на ветке).

V этап урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа: Обобщение всей работы. Самооценка.

С каким новым случаем вычитания познакомились на уроке?

(случай вычитания из круглого числа двузначного). МОЛОДЦЫ!

Я предлагаю вам оценить себя:

  • Если вы считаете, что вам понравился урок, и у вас сегодня всё получалось, покажите красный сигнальный круг.
  • Если вы были неуверенны в себе, допускали немного ошибок, то покажите жёлтый сигнальный круг.
  • Если вы не поняли сегодняшний новый материал, вам не понравился урок, покажите зелёный сигнальный круг.

Д.З. стр. 62 № 4, №6