Цели урока: открыть вместе с детьми новый способ действий при решении выражений вида: 60 – 24; формировать учебную деятельность, развивать рефлексию, коммуникативные умения, умение находить рациональный способ вычислений, развивать математические навыки, совершенствовать умение работать с моделями, анализировать задачу.
Оборудование: сигнальные круги, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I этап урока. Организационный.
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
II этап урока. Устный счёт.
Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, проведение исследовательской работы, умение делать вывод.
№1 Исследовательская работа
Начнём урок с устных вычислений. Рассмотрите записи на доске:
- 13 – 7
- 14 – 7
- 15 – 7
- 16 – 7
Как бы вы их назвали? (выражения)
Что интересного в этих выражениях? (уменьшаемое – увеличивается, вычитаемое – одинаковое).
Дети из другого класса вычисляли значения этих выражений и объясняли свой способ вычисления так:
Как вы думаете почему, вычитая одно и то же число 7, каждый раз составляли его из разных частей? (в каждом уменьшаемом цифра в разряде единиц разная)
Куда же нужно смотреть, когда определяешь, из каких частей надо составлять вычитаемое? (на цифру в разряде единиц уменьшаемого).
Не выполняя вычислений, подумайте, как будет изменяться разность? (увеличиваться)
Почему? (т.к. уменьшаемое – увеличивается, а вычитаемое – остаётся таким же)
А теперь вычислите. Проверяем. Назовите значения разности: (6, 7, 8, 9)
Ваше мнение. Вывод: Что же вы увидели? Как изменяется значение разности? (увеличивается на 1 ).
№2 физ. минутка (гимнастика для глаз)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в 1000 раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.
III этап урока. Объяснение нового материала.
Цель этапа: научить алгоритму вычитания из круглого числа двузначного и сформировать практические навыки вычитания.
№3 Постановка У.З.
Слушайте задание: вычислите значения данных выражений.
67 – 5 50 – 7 100 – 4 86 – 50 36 + 4 60 – 24
Закончили работу. Проверяем. Назовите значения выражений 1 столбика: ( 62, 36 ).
2 столбика: ( 43, 40 ). 3 столбика: ( 96, ?).
- Были ли трудности? (да)
- Почему выражение 60 – 24 вызвало затруднение? Ответы получились разные? (этот случай мы ещё не рассматривали, не изучали).
- А какой это случай? (случай вычитания из круглого числа двузначного)
- Чему же мы будем учиться на уроке? Какова учебная задача?
У.З. : 60 – 24
Итак, выслушаем детей, как они рассуждали, вычисляя значения этого выражения.
(Заменю число 24 – 2 разрядными числами: 20 и 4.
Удобно из десятков – десятки 60 – 20 = 40
Из 40 – 4 = 36
Разность 60 и 24 = 36.)
Ну, что же попробуем воспользоваться открытым способом действий.
К доске пойдёт ученик и найдёт значения разности с объяснением, а вы работаете у себя в тетрадях. 70 – 28
После идёт второй ученик. 30 – 23
Вывод: Итак, какой случай вычитания мы рассмотрели? (случай вычитания из круглого числа двузначного).
№4 физ. минутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
№5 Парная работа – творческое задание – классификация.
Открыли учебники на стр.62 №2.
А теперь поработаем в парах. Слушайте задание: рассмотрите выражения и найдите новый случай вычитания, с которым сегодня познакомились, запишите эти выражения на карточке и приготовьтесь к выступлению пары.
Закончили работу. Слушаем выступление пары. К доске выходит представитель и записывает те выражения, которые у них получились.
В итоге на доске запись:
50 – 46 90 – 24 70 – 38 100 – 38
А теперь вычислите значения выражений по вариантам. 1 столбик – 1 вариант. 2 столбик – 2 вариант. (2 ученика из класса выполняют за доской).
Оцените свою работу. Закончили работу. Проверяем. Назовите значения выражений 1 вариант: (4, 32) 2 вариант: (66, 62) Кто не ошибся? Молодцы. У кого были ошибки? Что посоветуем?
IV этап урока. Решение задачи.
Цель этапа: формирование навыков решения задач, работа со схемами, анализ.
Стр. 62 №5 Прочитайте задание. (Составить по краткой записи задачу и решить её.) Составим задачу. № (1) Найдите к этой задаче верную схему.
(на доске даны варианты схем):
Докажите, что вы правы. (подходит схема №1)
№(2) – Составим задачу по этой краткой записи. Посмотрите, есть ли схема к этой задаче на доске? (подходит схема №4)
Докажите, что вы правы.
А теперь нужно из предложенных на доске выражений выбрать то, которое является решением к данной задаче.
№1 (6 + 4) - 2
№2 (6 – 2) + 4
№3 (6 + 4) + 2
№4 (6 – 4) + 2
Докажите, что вы правы. (подходит выражение №3)
Задание: записать выражение в тетрадь и решить его.
Проверим. (12 птиц.)
Назвать ответ задачи. (Ответ: 12 птиц стало на ветке).
V этап урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Цель этапа: Обобщение всей работы. Самооценка.
С каким новым случаем вычитания познакомились на уроке?
(случай вычитания из круглого числа двузначного). МОЛОДЦЫ!
Я предлагаю вам оценить себя:
- Если вы считаете, что вам понравился урок, и у вас сегодня всё получалось, покажите красный сигнальный круг.
- Если вы были неуверенны в себе, допускали немного ошибок, то покажите жёлтый сигнальный круг.
- Если вы не поняли сегодняшний новый материал, вам не понравился урок, покажите зелёный сигнальный круг.
Д.З. стр. 62 № 4, №6