Цели урока:
- Изучить виды овощей;
- Сформировать понятие о процессе пищеварения; культуре питания.
- Развивать у учащихся представление о физиологии питания;
- Научить определять содержание витаминов и пищевых веществ в овощах по таблице;
- Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (приготовление блюд из овощей, соблюдение санитарно-гигиенических требований).
Задачи урока:
- расширить кругозор учащихся при изучении материала о видах овощей и физиологии питания;
- повторить и обобщить знания учащихся о процессе пищеварения, его роли в жизни человека;
- приобщать учащихся к работе в коллективе.
Тип урока: Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: биология.
- Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
- Здоровый образ жизни, музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения:
- Учебники, раздаточный материал (таблица с группами овощей и физиологии человека, карточки-задания), компьютер, экран, проектор.
- Наглядные пособия:
- образцы овощей; презентация
- Инструменты и приспособления:
- рабочая тетрадь.
На классной доске выписаны новые слова и понятия:
- Белки, жиры, углеводы.
- Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
- Витамины и минеральные соли – это биологически активные вещества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Как нужно питаться, чтобы надолго сохранить своё здоровье?
Правильно, рационально, уметь сочетать продукты, вкусно готовить.
На основе знаний умений и навыков, полученных в жизни, можно приступить к изучению раздела Кулинария. Технология обработки пищевых прдуктов.
Этот раздел начинается с изучения общих сведений о питании, видов овощей, витаминов и минеральных веществ.
Тема урока: Общие сведения о питании. Виды овощей. Витамины и минеральные соли.
Обозначаю цели и задачи урока.
II. Сообщение познавательных сведений.
1. Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а так же биологически активные вещества- витамины и минеральные соли. Переработкой пищи занимается пищеварительная система.
Фрагменты из фильма “Чудо пищеварения” https://www.youtube.com/watch?v=XHjA5vKax60
Принципы рационального питания, культура питания.
А. Режим питания.
Б. Разнообразие и сбалансированность.
В. Умереннось в еде.
Режим питания предполагает 4-х. разовое дробное питание. Завтрак30% от общей калорийности, обед-40%, полдник или второй завтрак-10%, ужин-20%.Разнообразие питания включает в себя мясные, рыбные, молочные продукты, бобовые, овощи и фрукты. Культура питания включает в себя правильную кулинарную обработку, красивое оформление.
Рациональное питание невозможно без витаминов и минеральных солей. Особенно ими богаты овощи и фрукты, плоды.
2. Значение овощей в питании человека.
Из истории возникновения овощей, где и когда появился тот или иной овощ.
Например: капута выращивается с 3-го тыс. до нашей эры. Родина этого растения – Средиземноморье;
Родина картофеля Центральная и Южная Америка, местное население выращивало его 14 тыс. лет назад. В России появление картофеля связано с именем Петра I;
Место происхождения огурца – влажные тропические леса Индии, 3 тыс. до нашей эры;
Родина томата – тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европу данный овощ попал в XVI веке.
- Таблица: Классификация овощей. <Приложение 1>
- Таблица: (авторский вариант) Физиология человека и питательные вещества. <Приложение 2>
- Проверочная работа тест (авторский вариант) <Приложение 3>
III. Практическая работа.
Приготовление салата витаминного с маслом растительным.
- Технологическая карта <Приложение 4>
- Соблюдение техники безопасности и санитарно – гигиенических правил. <Приложение 5>
- Презентация <Приложение 6>
Физкультминутка
Упражнения
Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (10-25 сек.).
Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
И.П. – сидя на стуле, руки вниз, 1-2 - руки за спину, прогнуться – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).
И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять правое плечо, затем левое поочерёдно, пытаясь коснуться мочек ушей (Темп средний, повторить 4-6 раз).
И.П. – сидя на стуле, руки согнуть в локтях. 1-2 – сводим предплечия впереди; 3-4 – не разгибая рук, сводим лопатки (Темп средний, повторить 3-4 раза).
И.П. – сидя на стуле, 1-2 -расслабить кисти рук потряхивающими движениями, 3-4 -сжимать-разжимать кисти рук. (Темп средний, повторить 3-4 раза).
Текущий инструктаж
Показываю правила обработки овощей.
IV. Выполнение практической работы: “Приготовление салата из овощей с сыром”.
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
- Работа выполняется группами (бригадами) учащихся.
- Бригадир помогает учителю руководить процессом выполнения.
- Целевой обход помогает предупредить ошибки. Контролирую правильность выполняемой работы.
- Дегустация.
V. Закрепление материала.
Беседа по вопросам:
- С какой целью мы питаемся?
- Какие Вы знаете принципы рационального питания.
- Какую роль играют овощи в питании человека?
- Какую классификацию овощей Вы знаете?
- Роль питательных веществ, витаминов и минеральных солей в питании человека.
VI. Подведение итогов.
Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за практическую работу.
VII. Анализ урока.
Сделать необходимые замечания.
Список используемой литературы
- Технология. Обсуживающий труд. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. 4-е изд., перераб. -М.: Вентана – Граф, 2011.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004.
- Книга для учителя. Кулинарные работы и обработка ткани. Дидактический материал по трудовому обучению / Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: Просвещение, 1996.
- Технология. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко /авт.-сост. Е. А. Киселёва и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Фрагменты из фильма “Чудо пищеварения” https://www.youtube.com/watch?v=XHjA5vKax60
- Сборник технических нормативов. - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах.> / Под ред. В.Т.Лапшиной М.: Изд. Хлебпродинформ, 2004г.