Цель:
- Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
- Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
- Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.
II. Актуализация прежних знаний
Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).
III. Формирование новых знаний
1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала) Слайд 1
План
- Земская реформа.
- Городская реформа.
- Судебная реформа.
- Военная реформа.
- Реформа образования.
- Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)
“... За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.
- Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?
2. Слово учителя
Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.
3. Работа в группах .по плану
План
- Время проведения реформы.
- Цели реформ.
- Значение реформ.
- Составить кластер
1 группа - Земская реформа.
Прочитать материал из учебника страницы 149-150 и дополнительный материал (Приложение 2)
2 группа – Городская реформа
Прочитать материал учебника 150-151 и дополнительный материал (Приложение 2)
4. Выступления групп и обобщение ответов учителем (Слайд 4-7)
5. Физкультминутка
6. Ролевая игра
Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3).
7. Выступление групп. Обобщающее слово учителя. (Слайд 8-11)
Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.
Задание: Прочитать статью (Приложение 4) и каждая пара выполняет свое задание в течение 10 минут. (получают шляпы символического цвета)
- 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
- 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
- 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
- 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
- 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
- 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)
IV. Закрепление темы
Выполнение тестового задания. (Приложение 5)
V. Рефлексия (Слайд 13)
“Продолжить фразу”:
- Мне было интересно...
- Мы сегодня разобрались....
- Я сегодня понял, что...
- Мне было трудно...
- Завтра я хочу на уроке...
VI. Итоги урока
Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими...?”.
Используемая литература
- Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й кл.: справ.материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2012
- История. 5-11 классы: Технология современного урока/ В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
- Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2005
- Саплина Е.В. Безносов А.Э. Материалы курса “ЕГЭ по истории и обществознанию”: лекция 1-4 - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010
- Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011
- http://www.proshkolu.ru/user/timakova76/file/1176330/
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/reformy-aleksandra-2
- http://ru.wikipedia.org/wiki/