"Что везет автомашина?" Звук "т" (второе занятие). Занятие по формированию правильного звукопроизношения в средней группе

Разделы: Логопедия


Цель:

  • продолжать учить дифференцировать неречевые звуки;
  • продолжать воспитывать правильное произношение звука [Т], учить выделять звук Т в потоке звуков, слогах, словах.
  • учить детей определять позицию звука Т в слове (начало, середина или конец),
  • активизировать словарь по теме “транспорт”.
  • развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Оборудование: семафоры, звуковая машина, машина-грузовик, картинки по теме транспорт, панно “Звуки речи”, нарисованный план гаража, символы для обозначения позиции звука (начало, середина, конец).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед просит детей расположиться на ковре, прислушаться к звучащим звукам и угадать, что так звучит: поочередно включает звуки сирены милицейской машины, гудение грузовика, сирены скорой помощи, последний звук – торможение машины.

Перед детьми появляется грузовик, в кузове картинки по теме “транспорт”:

автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай и т.д.

Дети называют картинки и садятся на свои места.

2. Сообщение темы занятия.

Как можно назвать все эти предметы одним словом – транспорт.

Какой первый звук в этом слове? – Т.

Какой последний звук в этом слове? – Т.

Мы сегодня с вами продолжаем учить звук Т.

Какой звук Т?

После ответов детей логопед подводит итог, с опорой на панно “Звуки речи”: — губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка стучит за верхними зубками;
— горлышко “молчит”.
Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ.... Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко “молчит”). Обозначение: синий кружок.

Дидактическое упражнение – “Зажги светофор”: если услышишь звук Т, подними семафор зеленого цвета, если звука нет – красного.

а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум... Тома, мама, папа, Таня

Ребята, вы отличные регулировщики, а хорошие ли вы водители?

Физкульминутка. Игра в мяч – “Что везет машина?” (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мос..., лис..., сала..., жаке..., паке..., буке..., хала..., бере...,

Молодцы, ребята! Все товары мы развезли, пора поставить машины в гараж.

Дети садятся на места. Проводится пальчиковая гимнастика.

Логопед читает стихотворение:

Молоточком постучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом.
Будут жить машины в нем.

Одновременно дети выполняют следующие движения:

1 – постукивают кулаком правой руки по расправленной ладони левой руки;

2 – наоборот;

3 – ставят поочередно кулачок на кулачок;

4 – поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома.

- Вот мы и построили гараж, пора поставить в него наш транспорт.

Дети называют картинку, определяют место звука Т (начало, середина или конец )в этом слове и “ставят” в определенное место гаража.

3. Итог занятия.

Какой звук вы определяли? Дайте характеристику звуку Т. На память о нашем занятии, грузовик привез вам картинки-раскраски по теме “транспорт”.