Цель: развивать умения различать гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: мультимедийная доска; карточки с гласными буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Слайд №2 “Отгадай загадки”.
Загадки:
*Своё гнездо на крыше вьёт,
Чем очень радует народ. Аист.*То шныряем по лианам,
То на пальму вскочим вдруг.
Очень любим мы бананы,
Но куда сильнее лук. Обезьяна.*Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки. Утёнок.
- Назовите 1-е слово. Аист.
- Какая первая буква в этом слове? А
- Произнесите. А-а-а.
- Назовите 2-ое слово. Обезьяна.
- Какая первая буква в этом слове? О
- Произнесите. О-о-о.
- Назовите 3-ое слово. Утёнок.
- Какая первая буква в этом слове? У
- Произнесите. У-у-у.
Предположите тему сегодняшнего урока.
“Как определить гласные звуки?”.
Слайд №3 “Тема урока”.
3. Самоопределение к деятельности.
Слайд №4 “Стихотворение”.
Учитель читает:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
В.Берестов
- О чём это стихотворение? (О гласных звуках).
- Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь).
- Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград).
4. Работа по теме урока.
- Число.
- Классная работа.
- Чистописание.
Откройте учебник на странице 89. Прочитайте тему урока.
- Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный звук образует слог).
Упр.134.
- Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым? (Слово образовано от слова глас, что означает голос).
- Назовите все гласные звуки?
(А, О, У, Э, И, Ы).
- Сколько их? : 6 звуков.
- Запишите гласные звуки:
[а] [о] [у] [э] [и] [ы]
- Сколько гласных букв в русском языке? 10
- Назовите гласные буквы?
(А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
- Запишите их:
а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я
5. Слайд №5 “Физкультминутка”.
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой,
А проснувшись по утру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Е.Гайтерова
6. Слайд №6 “Это интересно!”.
Текст.
Жаба обыкновенная - бесхвостое земноводное. Слово “земноводное” значит, что жаба может жить как на земле, так и в воде. Туловище жабы широкое, конечности короткие. Кожа у жабы бугристая, сухая, грубая. Жабы внешне схожи с лягушкой. В Ленинградской области в основном обитает жаба обыкновенная и жаба серая. Большую часть жизни жабы проводят на суше, но икру откладывают в воде. Жаба наш самый близкий сосед. Её можно встретить в садах, парках, огородах, на полях. Серая жаба может достигать 20 сантиметров в длину и дожить до 36 лет! Вот какие жабы долгожители. Питаются жабы в основном комарами и мелкими насекомыми, ползающими по земле. Свою добычу жабы подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Охотятся жабы в тёмное время суток. При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое, жаба высовывает изо рта широкий липкий язык, к которому прилипает жертва, и заглатывает свою жертву.
- Что нового узнали про жаб?
- Когда охотятся жабы?
- Почему их надо охранять?
7. Закрепление.
- Назовите признаки гласных звуков? (Тянуться, петь, кричать, воздух свободно проходит через рот, без преград, образуют слог).
- Сколько гласных звуков? 6
- Произнесите их:
(а, о, у, э, и, э)
- Сколько гласных букв? 10
- Назовите их:
(а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я)
8. Рефлексия.
Выполняем задание на карточке. Спиши, подчеркни гласные буквы.
В чём цыплята виноваты,
Что скорлупки маловаты?
Да ни в чём.
За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом).
9. Итог урока.
- Какие признаки гласных звуков мы вспомнили? Тянуться, петь, кричать, воздух свободно проходит, не встречая преград.
- Новое: гласный звук образует слог.
- Сколько гласных звуков в русском языке? 6
- Произнесите их.
- Сколько гласных букв в русском языке? 10
- Назовите их.
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
Слайд №7 “Рефлексия”.
Литература.
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий “Русский язык”, 2 класс, 1-ая часть, Москва “Просвещение”, 2012 год. УМК “Школа России”.
2. Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева “Поурочные разработки по русскому языку”, 2 класс, Москва “ВАКО”,2013 год.
3. Интернет-ресурс.
4. В.Волина “Загадки от А до Я”, Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1997 год.
5. Составитель Ю.И.Смирнов “Популярная энциклопедия животных”, Санкт-Петербург “М и М-Экспресс”, 1977 год.