Урок русского языка по теме "Как определить гласные звуки?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: развивать умения различать гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: мультимедийная доска; карточки с гласными буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слайд №2 “Отгадай загадки”.

Презентация.

Загадки:

*Своё гнездо на крыше вьёт,
Чем очень радует народ. Аист.

*То шныряем по лианам,
То на пальму вскочим вдруг.
Очень любим мы бананы,
Но куда сильнее лук. Обезьяна.

*Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки. Утёнок.

- Назовите 1-е слово. Аист.

- Какая первая буква в этом слове? А

- Произнесите. А-а-а.

- Назовите 2-ое слово. Обезьяна.

- Какая первая буква в этом слове? О

- Произнесите. О-о-о.

- Назовите 3-ое слово. Утёнок.

- Какая первая буква в этом слове? У

- Произнесите. У-у-у.

Предположите тему сегодняшнего урока.

“Как определить гласные звуки?”.

Слайд №3 “Тема урока”.

3. Самоопределение к деятельности.

Слайд №4 “Стихотворение”.

Учитель читает:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
В.Берестов

- О чём это стихотворение? (О гласных звуках).

- Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь).

- Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград).

4. Работа по теме урока.

  • Число.
  • Классная работа.
  • Чистописание.

Откройте учебник на странице 89. Прочитайте тему урока.

-  Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный звук образует слог).

Упр.134.

- Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым? (Слово образовано от слова глас, что означает голос).

- Назовите все гласные звуки?

(А, О, У, Э, И, Ы).

- Сколько их? : 6 звуков.

- Запишите гласные звуки:

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]

- Сколько гласных букв в русском языке? 10

- Назовите гласные буквы?

(А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)

- Запишите их:

а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я

5. Слайд №5 “Физкультминутка”.

На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой,
А проснувшись по утру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Е.Гайтерова

6. Слайд №6 “Это интересно!”.

Текст.

Жаба обыкновенная - бесхвостое земноводное. Слово “земноводное” значит, что жаба может жить как на земле, так и в воде. Туловище жабы широкое, конечности короткие. Кожа у жабы бугристая, сухая, грубая. Жабы внешне схожи с лягушкой. В Ленинградской области в основном обитает жаба обыкновенная и жаба серая. Большую часть жизни жабы проводят на суше, но икру откладывают в воде. Жаба наш самый близкий сосед. Её можно встретить в садах, парках, огородах, на полях. Серая жаба может достигать 20 сантиметров в длину и дожить до 36 лет! Вот какие жабы долгожители. Питаются жабы в основном комарами и мелкими насекомыми, ползающими по земле. Свою добычу жабы подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте. Охотятся жабы в тёмное время суток. При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое, жаба высовывает изо рта широкий липкий язык, к которому прилипает жертва, и заглатывает свою жертву.

- Что нового узнали про жаб?

- Когда охотятся жабы?

- Почему их надо охранять?

7. Закрепление.

- Назовите признаки гласных звуков? (Тянуться, петь, кричать, воздух свободно проходит через рот, без преград, образуют слог).

- Сколько гласных звуков? 6

- Произнесите их:

(а, о, у, э, и, э)

- Сколько гласных букв? 10

- Назовите их:

(а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я)

8. Рефлексия.

Выполняем задание на карточке. Спиши, подчеркни гласные буквы.

В чём цыплята виноваты,
Что скорлупки маловаты?
Да ни в чём.
За эти дни
Просто выросли они!

(Самопроверка. Сверка с образцом).

9. Итог урока.

- Какие признаки гласных звуков мы вспомнили? Тянуться, петь, кричать, воздух свободно проходит, не встречая преград.

- Новое: гласный звук образует слог.

- Сколько гласных звуков в русском языке? 6

- Произнесите их.

- Сколько гласных букв в русском языке? 10

- Назовите их.

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

Слайд №7 “Рефлексия”.

Литература.

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий “Русский язык”, 2 класс, 1-ая часть, Москва “Просвещение”, 2012 год. УМК “Школа России”.

2.  Т.Н. Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева “Поурочные разработки по русскому языку”, 2 класс, Москва “ВАКО”,2013 год.

3. Интернет-ресурс.

4. В.Волина “Загадки от А до Я”, Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1997 год.

5. Составитель Ю.И.Смирнов “Популярная энциклопедия животных”, Санкт-Петербург “М и М-Экспресс”, 1977 год.