Цель урока:
- приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
- расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;
- ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков (слайд 1).
Задача урока:
- научить передавать в рисунках основные признаки зимнего пейзажа;
- научить составлять законченную композицию по эскизам;
- обогащение словаря и развития речи учащихся;
- воспитание умения слушать учителя, выполнять инструкции, формировать эстетический и художественный вкус, любовь к природе.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверить готовность рабочих мест к уроку. Перечислить принадлежности, которые должны лежать на парте (один из учащихся). Обучающиеся здороваются с учителем, садятся (слайд 2).
2. Сообщение нового материала. Вступительная беседа (слайд 3):
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
– О каком времени года говорится в этой загадке?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
– Вот и тема сегодняшнего урока – “Зимний пейзаж”. Давайте вспомним, а что такое пейзаж? (это вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).
– Какие цвета преобладают в зимнем времени года?
– Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром русские художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи), хранящую в себе множество тайн и секретов.
Просмотр слайдов (“Зимние пейзажи”, слайды 4-7).
На фоне слайда 8:
– Что изображено на иллюстрации?
– Чем отличаются деревья (дома) на заднем плане от дерева (дома) на переднем плане?
– Какого цвета небо?
– Рисуя пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия, которая зрительно соприкасается с землей и льдом, т.е. разделяет друг от друга).
– В зависимости от линии горизонта будут располагаться и наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры. Определенные детали пейзажа кажутся голубоватыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся редко и сами предметы – объемными, многоцветными.
– Сейчас мы рассмотрим с вами как рисовать пейзаж поэтапно (фоном звучит аудиозапись П.И. Чайковского “Времена года – декабрь”, слайд 9).
– Обратите внимание на то, что для того, чтобы получить светлые оттенки цвета акварельные краски надо разбавить водой (слайд 10):
А какого цвета снег?
Для кого-то он искристый,
В переливах серебристый.
Для иных – снег голубой
Или с нежной белизной,
То от солнца желтоватый,
Теплой краскою богатый.
Что за чудеса на свете?
Столько краски в белом цвете
Даже серым снег бывает
По весне, когда он тает...
В гамме снежного “портрета” –
Все почти что краски цвета!
Владимир Зайченко
Начинаем с линии горизонта. У нас она будет чуть выше середины листа (слайд 11).
Намечаем предметы, которые будут находиться на нашем рисунке. Пусть это будут избушка, дерево и ель. Начнем с избушки. Находиться она будет в правом углу почти по линии горизонта (слайд 12).
Теперь мы нарисуем дерево. Оно будет находиться на переднем плане, поэтому будет больше избушки, и почти во всю высоту листа слева (слайд 13).
Далее рисуем ель, она будет стоять рядом с избушкой (слайд 13).
К домику нарисуем дорожку. Не забудьте, что уходя вглубь, дорожка визуально сужается (слайд 13).
Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес, вокруг избушки можно нарисовать забор и дым из трубы (слайд 14).
– Давайте немного передохнём, а потом приступим к работе.
3. Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
4. Самостоятельная работа учащихся.
– Перед работой ещё раз повторить, с чего начинать пейзаж, поэтапное рисование пейзажа, смешивание красок (слайды 11-14).
Учитель в процессе урока помогает ребятам, если это необходимо.
5. Завершение урока. Рефлексия.
Учитель вместе с учениками анализирует лучшие работы, выставляет оценки за работу на уроке (слайд 15).
– Что мы сегодня с вами учились рисовать?
– Какое время года на ваших рисунках?
– Назовите основные этапы при выполнении пейзажа.
Учитель благодарит школьников, просит убрать свои рабочие места.
6. Домашнее задание.
Придумайте, как может выглядеть зимний пейзаж в вашем сказочном лесу.
7. Литература, источники Интернет.
1. http://istoki-jizni.ru/forum/22-746-1
2. http://www.galya.ru/catd_new_page.php?id=3085063
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.