Классный час «Россия – родина моя!»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения образа России.

Задачи:

  • знакомство учащихся с традиционными и государственными символами России;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие познавательной активности;
  • воспитание ответственности, патриотизма и гордости за Россию.

Ход классного часа

I. Вступление. О нашей Родине любимой

Учитель. (Слайд 1) Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения – о нашей любимой, огромной и славной Родине, о России. Наш классный час посвящен празднику, который отмечает наша страна 12 декабря.

 - Я думаю, многие знают, о каком празднике пойдет речь сегодня. (День Конституции.)

 - Да, Россия отмечает День Конституции России. 12 декабря 2013 года – 20 лет со дня принятия нашей действующей Конституции!

(Слайд 2) Россия – это самое большое по площади государство мира.

Как велика, моя страна
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Н. Забила

- Что относится к знакам суверенитета нашего государства? (Герб, флаг, гимн.) (слайд 3)

Ученики читают стихи. (Тихо звучит музыка “Гляжу в озера синие...”

1.

У России величаво
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

2.

Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

3.

Да здравствует Москва! (слайд 4)
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!

4.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем!
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России!

5.

Россия - Родина моя, (слайд 5)
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

6.  

Знай же, люд! (слайд 6)
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

II. Основная часть

1. Что записано в Конституции Российской Федерации

Ученик. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

Учитель. Что же это такое - законы?

Ученик. Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. Конституции Российской Федерации - 20 лет!

2. Знакомство с Конституцией.

Учитель. Итак, Конституция - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Когда и как была принята Конституция России?

Знакомство с сайтом “Президент России- гражданам школьного возраста” uznay-prezidenta.ruindex.php?p=3-1 “Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция”

Учитель. Что сказано в нашей Конституции?

Сайт “Президент России- гражданам школьного возраста” uznay-prezidenta.ruindex.php?p=3-1

“В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя”.

Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых... А что же такое - право?

Ученик. Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Учитель. Из словаря Ожегова: “Право- возможность что-нибудь делать, осуществлять...”. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость.

3. Практикум с элементами тренинга “По стране Правознайка”

(У меня в классе 9 учеников. Делимся на 3 команды. Каждая команда получает по 3 задания на карточках. У каждого участника свое задание, но к ответу готовятся сообща. На подготовку - 4 минуты)

1.1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? ("Двенадцать месяцев".)

1.2. В какой сказке Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть,"? ("Золушка.)

1.3. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Дети имеют право жить со своими родителями". ("Снежная королева".)

2.1. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? ("Три поросенка")

2.2. В какой сказке женщина преклонных лет похищает чужого ребенка, используя собственный летательный аппарат? В сказке идет речь о пользе изделий из ржаной муки и о том, что молоко может утечь рекой, если не проявить бдительность. ("Гуси-лебеди")

2.3. Героиня этой сказки, облаченная в дорогую шубу, пришла в гости, а вот уйти никуда не спешила. К кому только ни обращался хозяин за помощью- выселить наглую гостью- никто не мог помочь. Лишь Петух смог квалифицировать ее действия как незаконный захват жилища. ("Заячья избушка")

3.1. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий утенок".)

3.2. Этот сказочный долгожитель не пользовался успехом у женщин, поэтому решил просто украсть чужую невесту. Жених раскрыл секрет долголетия коварного похитителя и возвратил свою возлюбленную. ("Царевна-лягушка".)

3.3. В сказке дама, воспользовавшись добротой и безответностью своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но оказывается именно у этого корыта (А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")

- Самопроверка (слайд 7)

4. Наши обязанности начинаются там, где начинаются права других.

Учитель. Наши обязанности начинаются там, где начинаются права других. А что такое обязанности?

Ученик. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять Устав школы.

5. О символах нашей Родины.

Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Какие символы Росси вы еще знаете? ( блины, баня, матрёшка, берёза, медведь, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль. “Каша – матушка наша, хлеб ржаной – тятька родной!” -гласит русская пословица. (слайд 8)

Какой обычай вы знаете с использованием хлеба и соли?

Учитель. Какое дерево считается символом России? Почему? (слайд 9)

Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью?

Ученик. Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и, шелестящими на легком ветру, листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!

Ученик. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление.

Ученик. С березой было связано немало народных примет:

  • Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  • Когда береза перед ольхой лист пустит –  лето будет сухое.
  • Когда береза станет распускаться –  сей овес.

Учитель: В традиционных ремеслах есть множество изделий, которые очень символичны, сразу говорят о принадлежности их к России, являются традиционными русскими сувенирами.

Ваше домашнее задание

(задание группам: балалайка, блины, матрешка)

(1 группа приготовила интересные факты об истории балалайки; 2 группа поведала нам о том, что блины - это символ Солнца, и не только у россиян. Алима приготовила сама блины с разными начинками- вкусное получилось домашнее задание! 3 группа удивила всех и озадачила: матрешки- это прототипы японских богов?! Настя и Айна спели задорные частушки о матрешках!)

6. Знаки суверенитета Российской Федерации

Учитель. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Учитель. Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы.

Ученик. Флаг России - бело-сине-красный триколор; герб - двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн?

Ученик. Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство или наследие" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Учитель: у вас на столах карточки с опорными словами. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны. (лев - "властная сила"; корона - власть, благородство; конный всадник - победа; орел - сила, власть, величие; меч - военная слава, могущество)

Учитель. Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации (слайд), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России В.В.Путина, всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Физминутка.

Снежинки так прекрасны и легки, 
Как совершенны у ромашки лепестки, 
Как на доске строка написанная мелом, 
Мы говорим сейчас о цвете: (белом)

(Руки плавно поднимаем вверх и красиво опускаем, письмо в воздухе)

Спокойны и чисты рек русских воды, 
Прозрачны и светлы как вечер зимний. 
И благородны и просторны неба своды, 
Художник их раскрасил в: (синий)

(Руки на счет 1-4 вперед перед грудью, на счет 5-8 – назад)

Россия много войн пережила,
И наши деды умирали не напрасно! 
И верность Родине их к славе привела 
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(ходьба на месте, вдох- руки вперед, выдох- руки назад)

Ученик. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.

Учитель. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. О каком символе я сейчас сказала эти слова? (учащиеся высказывают свое мнение)

Ученик. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Учитель. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Учитель. Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому

соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России.

Прослушивание гимна

Учитель. Сегодня мы узнали много интересного о нашем Отечестве. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане многонациональной страны - Российской Федерации. Россия имеет богатую и славную историю. А наша Малая Родина – село Комсомольское и г. Красный Кут являются частицей Великой России (слайды 10,11)

III. Подведение итогов классного часа

1. Блиц-опрос

- Что такое Конституция?

- Где записаны права и обязанности граждан России?

- Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

2. Рефлексия

А) Я сегодня узнал ...

Б ) Меня очень удивило...

В ) Теперь я знаю ...

Г) Хочу узнать ...

3. Ученики читают стихи.

1.

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман.
Песок- из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян!

2.

Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и труд, и на бой!

3.

У радуги нет половинок
И если волна - то волна!
И нету полуросинок.
Вот так и Россия одна!

Звучит песня “Я - гражданин России”