Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи:
- воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;
- содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;
- способствовать формированию понятий об омонимах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.
Оборудование: учебники русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, сборник правил и упражнений по русскому языку О.В.Узоровой,Е.А.Нефёдовой, знаки +, -, ? и карточки-светофоры, листочки с заданиями.
1. Повторение изученного
По сборнику правил и упражнений О.В.Узоровой и Е.А.Нефёдовой идет повторение написание слов с мягким знаком.
2. Повторение словарных слов
Дети по цепочке записывают слова на доске и подчёркивают в них буквы мягких согласных звуков.
Далее идёт коллективная работа:
- Найдите четырёхсложное слово.
- Разделите его на слоги.
- Как определить количество слогов в слове?
3. Самоопределение к деятельности
У вас на столе лежат листочки. На них написаны двусложные слова (прощай, школа, река, замок). Слева и справа от них схемы с ударением на 1 и 2 слоги. Распределите слова по схемам. (Два человека работают на доске)
Проблемный диалог (сталкиваем мнения):
В процессе работы дети сталкиваются с проблемой, что один ребёнок поставил ударение в слове ЗАМОК на первый слог, а другой – на второй.
- Почему у вас получились разные ответы?
(каждый высказывает своё мнение)
- Кто же из этих детей прав?
(дети затрудняются ответить)
- Какой вопрос возникает?
- Какой вывод можно сделать?
(От места ударения в слове зависит его значение.)
- Определите тему урока. Поставьте цели нашего урока.
4. Работа по теме урока
1. Введение термина “омонимы”.
- Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. И значение у них разное.
2. Работа в парах. Составление предложений с омонимами.
На столы для работы в парах раздаются деформированные предложения с омонимами.
Ирис – любимые конфеты детей.
На клумбе распустился фиолетовый ирис.Старинный замок был разрушен.
На двери висел большой замок.Пруд был очень мелок.
Цветной мелок лежал у доски.
- Посовещайтесь, составьте предложение, над каждым словом поставьте ударение.
(Проверка.)
3. Упражнение 103 по учебнику.
5. Подведение итогов урока
По схеме “Я узнал, я вспомнил, я научился”.
- Какова роль ударения в слове?
- Какие слова называются омонимами?
6. Рефлексия
- У каждого из вас на столе карточка-светофор. Если у вас на уроке всё получалось, если урок вам понравился, поднимите вверх зелёный свет. А если было трудно, если что-то осталось непонятно, то поднимите красный свет.