Урок светской этики "Род и семья – исток нравственных отношений". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • познакомить с понятиями “род”, “родословная”, “геральдика”;
  • формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

1. Введение. Самоопределение к деятельности

Учитель:- Можешь ли ты назвать имя и отчество своей прабабушки? Знаешь ли ты, откуда она родом?

- Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благородности, дань памяти.

2. Работа по теме урока

На доске тема урока: “Род и семья – исток нравственных отношений”

Ученики читают 1 абзац параграфа в учебнике “Основы светской этики” (стр. 38)

Учитель: - Давным-давно возникли разные символы рода, например фамилии. Кто же первый в роду так называется и почему?

В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названия рыб и птиц,
Зверей и насекомых...

В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животного или зверя, например волка, медведя или зайца. Отсюда возникли и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы.

Ребята, а кто из вас знает историю возникновения вашей фамилии? Нет? Значит, у вас есть повод обратиться к бабушкам и дедушкам и постараться разузнать у них о ваших общих предках. Возможно, что кто-то из них прославил вашу фамилию. Я сейчас прочту вам стихотворение С. Михалкова “Финтифлюшкин”, послушайте и подумайте, о чем это произведение.

У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) -
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.

Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины...
Но все же Финтифлюшкины -
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками -
Что сами лезли в рот.

Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше - Иванов!

Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия -
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!

А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!

А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

(Дети отвечают на вопрос, поставленный до чтения стихотворения.)

Ученики читают 2 абзац текста в учебнике.

3. Продолжение работы по теме урока

Учитель рассказывает об истории возникновения гербов.

В средние века проходили рыцарские турниры. Воины, закованные с ног до головы, в латы, соревнуются в силе, ловкости, смелости. На щитах рыцарей красуются особые знаки - гербы. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внуку и правнуку. Это уже был знак не одного какого-нибудь рыцаря, а целого рода. В переводе на русский язык это слово значит “наследник”. Уже давно исчезли рыцари, а гербы на только остались, их становилось все больше и больше. Есть гербы государств, гербы городов. Появилась целая наука о гербах – геральдика.

Ученики читают 4 абзац в учебнике.

4. Рассказ учителя о родословном дереве

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз (или орден) должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря; Дале ствол дерева делился на 2 главные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на 2 меньшие ветви, на который помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И так далее.

(Показ изображений родословных Рюриковичи, Романовы. (см. рис. 1, 2)

Рис. 1

Рис. 2

Но необязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать свое родословное дерево. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое.

Вам, наверняка, хорошо знаком такой ребус:

“Семья”. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь, а тех, что прапра... - 16. Вот сколько у человека предков. И каждому из них ты обязан своей жизнью. Может статься не у всех из вас будет возможность глубоко исследовать свою родословную. Судьбы у всех разные. Иной человек рано остался без родителей; у другого отец покинул семью и уехал в другой город. Но если вы даже остались одни на свете, вы, может быть, станете родоначальником мощной и славной ветви. Внуки еще будут хвастаться таким предком!

Очень удобно изображать свою родословную в виде кругового плана. В центре кружок – посвященный тебе, следующий круг – отцовские корни, с другой – материнские. Следующий концентрический круг – “дедово – бабушкин”, потом “прадедово – прабабушкин” и так далее.

Рис. 3

Ученики читают текст в учебники до конца.

5. Беседа по вопросам

- Знаете ли вы, кто в вашей семье является главой?

- Распределены ли семейные обязанности между всеми ее членами?

- Какие обязанности в семье вы выполняете?

- Кто из вас знает, почему его назвали именно этим именем? Что оно означает?

6. Рефлексия

На доске изображена буквенная таблица с главными словами урока : имя, фамилия, род, семья, герб, предки, родословная.

У Ь П С Е М Ь Я Ц Ш Х
Г У Р Н Б Й Т Ю Ь Д И
Е В Е Ф А М И Л И Я М
Р О Д О С Л О В Н А Я
Б Ы К Д Ж Н З Х К Р Н
Ф Л И Ъ Е С Щ Э Т У Л

7. Домашнее задание

Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте свое родословное древо. При желании нарисуйте герб своей семьи.