Цели урока:
- познакомить с понятиями “род”, “родословная”, “геральдика”;
- формировать уважительное отношение к своей семье; способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
1. Введение. Самоопределение к деятельности
Учитель:- Можешь ли ты назвать имя и отчество своей прабабушки? Знаешь ли ты, откуда она родом?
- Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благородности, дань памяти.
2. Работа по теме урока
На доске тема урока: “Род и семья – исток нравственных отношений”
Ученики читают 1 абзац параграфа в учебнике “Основы светской этики” (стр. 38)
Учитель: - Давным-давно возникли разные символы рода, например фамилии. Кто же первый в роду так называется и почему?
В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названия рыб и птиц,
Зверей и насекомых...
В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животного или зверя, например волка, медведя или зайца. Отсюда возникли и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы.
Ребята, а кто из вас знает историю возникновения вашей фамилии? Нет? Значит, у вас есть повод обратиться к бабушкам и дедушкам и постараться разузнать у них о ваших общих предках. Возможно, что кто-то из них прославил вашу фамилию. Я сейчас прочту вам стихотворение С. Михалкова “Финтифлюшкин”, послушайте и подумайте, о чем это произведение.
У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) -
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины...
Но все же Финтифлюшкины -
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками -
Что сами лезли в рот.Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше - Иванов!
Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия -
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!
А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!
(Дети отвечают на вопрос, поставленный до чтения стихотворения.)
Ученики читают 2 абзац текста в учебнике.
3. Продолжение работы по теме урока
Учитель рассказывает об истории возникновения гербов.
В средние века проходили рыцарские турниры. Воины, закованные с ног до головы, в латы, соревнуются в силе, ловкости, смелости. На щитах рыцарей красуются особые знаки - гербы. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внуку и правнуку. Это уже был знак не одного какого-нибудь рыцаря, а целого рода. В переводе на русский язык это слово значит “наследник”. Уже давно исчезли рыцари, а гербы на только остались, их становилось все больше и больше. Есть гербы государств, гербы городов. Появилась целая наука о гербах – геральдика.
Ученики читают 4 абзац в учебнике.
4. Рассказ учителя о родословном дереве
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз (или орден) должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря; Дале ствол дерева делился на 2 главные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на 2 меньшие ветви, на который помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И так далее.
(Показ изображений родословных Рюриковичи, Романовы. (см. рис. 1, 2)
Рис. 1
Рис. 2
Но необязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать свое родословное дерево. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое.
Вам, наверняка, хорошо знаком такой ребус:
“Семья”. У каждого человека 2 родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь, а тех, что прапра... - 16. Вот сколько у человека предков. И каждому из них ты обязан своей жизнью. Может статься не у всех из вас будет возможность глубоко исследовать свою родословную. Судьбы у всех разные. Иной человек рано остался без родителей; у другого отец покинул семью и уехал в другой город. Но если вы даже остались одни на свете, вы, может быть, станете родоначальником мощной и славной ветви. Внуки еще будут хвастаться таким предком!
Очень удобно изображать свою родословную в виде кругового плана. В центре кружок – посвященный тебе, следующий круг – отцовские корни, с другой – материнские. Следующий концентрический круг – “дедово – бабушкин”, потом “прадедово – прабабушкин” и так далее.
Рис. 3
Ученики читают текст в учебники до конца.
5. Беседа по вопросам
- Знаете ли вы, кто в вашей семье является главой?
- Распределены ли семейные обязанности между всеми ее членами?
- Какие обязанности в семье вы выполняете?
- Кто из вас знает, почему его назвали именно этим именем? Что оно означает?
6. Рефлексия
На доске изображена буквенная таблица с главными словами урока : имя, фамилия, род, семья, герб, предки, родословная.
У | Ь | П | С | Е | М | Ь | Я | Ц | Ш | Х |
Г | У | Р | Н | Б | Й | Т | Ю | Ь | Д | И |
Е | В | Е | Ф | А | М | И | Л | И | Я | М |
Р | О | Д | О | С | Л | О | В | Н | А | Я |
Б | Ы | К | Д | Ж | Н | З | Х | К | Р | Н |
Ф | Л | И | Ъ | Е | С | Щ | Э | Т | У | Л |
7. Домашнее задание
Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте свое родословное древо. При желании нарисуйте герб своей семьи.