"Изменчивость. Виды изменчивости". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель: дать понятие о видах изменчивости и ее закономерностях у живых организмов.

Задачи:

  • дать понятие об изменчивости, ее видах и закономерностях; узнать причины возникновения различных видов изменчивости; выяснить в каких отраслях экономики можно использовать знания об изменчивости, какую роль имеет изменчивость в эволюционном процессе;
  • формировать основные компетенции: информационно- коммуникационные через работу в группах, при подготовке мини- сообщений, работой с дополнительной информацией через Интернет .
  • отрабатывать монологическую речь учащихся, умение работать в группах, парах, выслушивать мнение своих товарищей, работать с информацией.

Оборудование: мультимедийная доска, мобильный класс, проектор, карточки с тестовыми заданиями, правила синквейна.

Ход занятия

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Проверка подготовки к уроку. Приветствие детей.  
Постановка цели урока Обратите внимание на доску. Какова теме урока? Зачем на титульном листе данные иллюстрации? Каковы цели нашего урока? Фронтальная работа класса.
Актуализация знаний пройденного материала. Показ слайда №2 и раздать карточки с распечатанными заданиями. Индивидуальная работа учащихся по вариантам. Фронтальная проверка.
Изучение нового материала Что такое изменчивость с вашей точки зрения? Как это понятие трактует наш учебник? Слайд № 4

У вас на столах ноутбуки, они подключены к локальной сети Интернет. В них вы будите работать в группах при подготовке своих выступлений.

Существует несколько видов изменчивости. Каковы они? В чем они проявляются? Вы разделены на группы. Ведущие и их помощники (исследователи и пресс-центры)

Группа №1 должна выявить в чем проявляется модификакционная изменчивость и ее закономерности. Группа №2 выявляет признаки мутационной изменчивости и ее проявления, группа №3 причины возникновения мутаций и их влияние на живые организмы

Работа с учебником, поиск понятия запись в рабочих тетрадях темы и основного понятия.

Работа в группах с учебником, с дополнительным материалом Интернета.

Подготовка выступления по своей теме. Работа в рабочих тетрадях.

Защита работы в мини-группах Наши группы подготовились. Прошу вашего ведущего и пресс-центры представить получившееся сообщения Выступления представителей мини-групп. Слайды 5-19. Индивидуальная работа в тетрадях с необходимыми пометками по новому материалу.
Мини сообщение Перед выступлением группы № 3.

У нас было подготовлено сообщение о человеке открывшем что такое мутация. Заслушаем его.

Сообщение ученика. Слайд № 8.
Обобщение поученной информации Давайте обобщим что узнали об изменчивости. Для этого создадим синквейн. Напоминаю вам еще раз правила синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Работа в парах над синквейном по вариантам.

Представление полученных синквейнов. Слайд №20.

Закрепление материала У вас на столах тест. В завершении нашего урока решите тест, чтобы проверить что вы запомнили на уроке. Индивидуальная работа с тестами. Проверка в парах.

Слайды№21-25

Рефлексия. Ответьте на вопросы на доске. Кто хочет поделится своими впечатлениями об уроке? Сайд №26. Индивидуальная работа. Озвучивание ответов по желанию.
Домашнее задание. Параграфы 3.11-3.12, записи в тетрадях. Запись задания в дневнике.

Список источников.

  1. http://lidijavk.ucoz.ru
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Электронный учебник “Основы общей биологии. 9 класс” - 1С образование.
  4. Учебник “Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс” А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.

Приложения

Карточка №1

1 вариант: сформулировать основные понятия по генетике: ген, аллельный ген, доминантный ген, рецессивный ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость.

2 вариант: записать схему моногибридного скрещивания

3 вариант: записать схему неполного доминирования

4 вариант: записать схему дигибридного скрещивания

5 вариант: записать виды взаимодействия генов

Карточка №2

Прочитайте текст параграфов 3.11-3.12 и используя данные Интернета подготовьте сообщения по плану:

  • Определение
  • В чем проявляется
  • Общая характеристика изменчивости
  • Влияние на живые организмы
  • Роль в эволюционном процессе

Карточка №3

Правила синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


Тест:

При генных мутациях изменяется структура

А. Фенотипа

Б. Гена

В. Хромосом

Г. Генотипа

2. Изменчивость, связанная с изменением генотипа, называется

А. Генотипической

Б. Модификационной

В. Онтогенетической

Г. Возрастной

3. Причинами наследственной изменчивости являются

А. Кроссинговер в мейозе

Б. Модификационная изменчивость

В. Оплодотворение

Г. Мутации 

4. Значение наследственной изменчивости для эволюции велико, так как:

А. Дает материал для естественного отбора

Б. Передается по наследству

В. Вызывается различными причинами

Г. По сути - противоположна наследственности 

5. Пределы нормы реакции определяются:

А. Модификациями

Б.Мутациями

В. Фенотипом

Г. Генотипом

6. Модификации:

А. Проявляются в течение всей жизни

Б. Наследуются

В. Определяются геномом

Г. Не связаны с изменениями генома

7. Модификационная изменчивость:

А. Ненаследственная

Б. Наследственная

В. Не связана с изменениями фенотипа

Г. Определяется генотипом

8. Норма реакции:

А. Это пределы модификационной изменчивости признака

Б. Определяется генотипом

В. Не затрагивает фенотип

Г. Не передается по наследству