Цели: формирование умения обучающихся наблюдать сильную и слабую позицию фонем, сравнение предложения по содержанию и интонации.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные УУД
- Познакомиться с сильной и слабой позицией звуков.
- Уметь выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного материала.
- Знать способы определения гласных-согласных звуков.
- Уметь моделировать схемы слов, “читать” их, сравнивать слово и предложенные схемы.
- Уметь сравнивать предложения по содержанию и интонации.
- Демонстрировать умение находить заданную букву среди похожих по графическому облику.
Личностные УУД
- Формирование интереса к занятиям по Азбуке.
- Представления о причинах успеха в учебе.
Регулятивные УУД
- Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные УУД
- Искать нужную информацию на странице Азбуки, “считывать” информацию с рисунков.
Коммуникативные УУД
- Умение работать на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).
- Иметь представление о возможности существования различных точек зрения.
Оборудование урока: проектор, запись песенки кота Леопольда, карандаши, Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок начинается с песенки кота Леопольда (Слайд 2).
2. - Недавно мы посмотрели спектакль “День рождения кота Леопольда”, и я знаю, что он вам очень понравился. Сейчас вы станете на минутку актерами.
- Внимание! Внимание! Занавес открывается, спектакль начинается! Что общего вы заметили? Одинаково ли надо читать? (Слайд 3)
Мальчики дают совет девочкам, а девочки мальчикам. Затем девочки читают первый столбик, мальчики - второй.
- Ой! Мыло! - Ура! Мыло! - Ай! Нырнул! - О-о! Нырнул! - Ой! Осы! - О! Луна!
3. - Посмотрите на слайд. Что это? ( Предложения) (Слайд 4)
- Сколько предложений? Чем 3-е предложение отличается от первых двух? (Вопросительный знак).
- Прочитайте предложения.
- Какой будет ответ? (У лисы нора).
- Начертите схему предложения (Проверка).
- Назовите последнее слово (Нора).
- Поработайте в парах (Слайд 5).
Составьте звуковую схему и поставьте ударение (Проверка).
- Сколько звуков? Гласных? Согласных? Что объединяет согласные? (Твердые). Чем отличаются гласные? (Ударный, безударный).
- Как надо писать слово “нора”? Обсудите в парах и напечатайте.
- Откройте азбуку и проверьте, правильно ли вы напечатали.
- Почему расхождение в произношении и написании? (Безударный - в слабой позиции).
- Какое слово может быть проверочным? (Найдите ответ в учебнике).
Вывод: в безударной позиции почти все гласные звуки меняют своё звучание. Поэтому непонятно, какую букву писать. Это опасное место и при чтении, и при письме (Слайд 6).
4. Физкультминутка (Слайд 7)
5. - Подчеркните буквы, не соответствующие звукам во втором столбике учебника. Что обозначает слово роман? (Литературное произведение).
Что ещё может обозначать Роман? ( Имя). О чём мы должны помнить? ( Имена пишутся с большой буквы). Можно ли проверить безударную гласную о? (В слове роман надо запомнить, в слове Роман-Рома).
а) - Какое задание выполняли дома? (Кроссворд). Понравилось? (Да).
Мы умеем отгадывать загадки, научились работать с кроссвордом. А кто знает, что такое шарада? (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению) (Слайд 8).
б) Выступление ребят (Катя К., Саша И., Катя П., Серёжа К., Мира М.) Какие слова спрятались в шараде? Впишите буквы и узнаете.
в) Сравните схемы. Каких слов не хватает?
6. Игра “Хлопки” ( Гласная буква - один хлопок, согласная - два) (Слайд 9).
7. “Спрятанные буквы” - работа в азбуке по вариантам.
8. Рефлексия (Слайд 10)
- Сегодня на уроке я узнал, что...
- Я задумался над тем, что...
- Мне понравилось....