Урок обучения грамоте «Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по интонации и содержанию». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели: формирование умения обучающихся наблюдать сильную и слабую позицию фонем, сравнение предложения по содержанию и интонации.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные УУД

  • Познакомиться с сильной и слабой позицией звуков.
  • Уметь выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного материала.
  • Знать способы определения гласных-согласных звуков.
  • Уметь моделировать схемы слов, “читать” их, сравнивать слово и предложенные схемы.
  • Уметь сравнивать предложения по содержанию и интонации.
  • Демонстрировать умение находить заданную букву среди похожих по графическому облику.

Личностные УУД

  • Формирование интереса к занятиям по Азбуке.
  • Представления о причинах успеха в учебе.

Регулятивные УУД

  • Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД

  • Искать нужную информацию на странице Азбуки, “считывать” информацию с рисунков.

Коммуникативные УУД

  • Умение работать на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах).
  • Иметь представление о возможности существования различных точек зрения.

Оборудование урока: проектор, запись песенки кота Леопольда, карандаши, Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с песенки кота Леопольда (Слайд 2).

2. - Недавно мы посмотрели спектакль “День рождения кота Леопольда”, и я знаю, что он вам очень понравился. Сейчас вы станете на минутку актерами.

- Внимание! Внимание! Занавес открывается, спектакль начинается! Что общего вы заметили? Одинаково ли надо читать? (Слайд 3)

Мальчики дают совет девочкам, а девочки мальчикам. Затем девочки читают первый столбик, мальчики - второй.

- Ой! Мыло! - Ура! Мыло!
- Ай! Нырнул! - О-о! Нырнул!
- Ой! Осы! - О! Луна!

3. - Посмотрите на слайд. Что это? ( Предложения) (Слайд 4)

- Сколько предложений? Чем 3-е предложение отличается от первых двух? (Вопросительный знак).

- Прочитайте предложения.

- Какой будет ответ? (У лисы нора).

- Начертите схему предложения (Проверка).

- Назовите последнее слово (Нора).

- Поработайте в парах (Слайд 5).

Составьте звуковую схему и поставьте ударение (Проверка).

- Сколько звуков? Гласных? Согласных? Что объединяет согласные? (Твердые). Чем отличаются гласные? (Ударный, безударный).

- Как надо писать слово “нора”? Обсудите в парах и напечатайте.

- Откройте азбуку и проверьте, правильно ли вы напечатали.

- Почему расхождение в произношении и написании? (Безударный - в слабой позиции).

- Какое слово может быть проверочным? (Найдите ответ в учебнике).

Вывод: в безударной позиции почти все гласные звуки меняют своё звучание. Поэтому непонятно, какую букву писать. Это опасное место и при чтении, и при письме (Слайд 6).

4. Физкультминутка (Слайд 7)

5. - Подчеркните буквы, не соответствующие звукам во втором столбике учебника. Что обозначает слово роман? (Литературное произведение).

Что ещё может обозначать Роман? ( Имя). О чём мы должны помнить? ( Имена пишутся с большой буквы). Можно ли проверить безударную гласную о? (В слове роман надо запомнить, в слове Роман-Рома).

а) - Какое задание выполняли дома? (Кроссворд). Понравилось? (Да).

Мы умеем отгадывать загадки, научились работать с кроссвордом. А кто знает, что такое шарада? (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению) (Слайд 8).

б) Выступление ребят (Катя К., Саша И., Катя П., Серёжа К., Мира М.) Какие слова спрятались в шараде? Впишите буквы и узнаете.

в) Сравните схемы. Каких слов не хватает?

6. Игра “Хлопки” ( Гласная буква - один хлопок, согласная - два) (Слайд 9).

7. “Спрятанные буквы” - работа в азбуке по вариантам.

8. Рефлексия  (Слайд 10)

  • Сегодня на уроке я узнал, что...
  • Я задумался над тем, что...
  • Мне понравилось....