Доклад на тему "Сенсорная алалия. Диагностика и спосбы преодоления"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Сенсорная алалия - это нарушение развития речи, при котором понимание обращенной речи находится ниже уровня соответствующего возрастной норме. К сожалению, подобные нарушения часто встречаются в наше время и очень важно распознать такого ребенка и начать коррекционную работу как можно раньше.

Выделяют 2 вида причин сенсорной алалии:

Биологические - патология беременности, родов; генетические; алкоголизм, наркомания; аномалии развития (микроцефалия, гидроцефалия, нейросенсорная тугоухость). Инфекции, менингиты, энцефалиты в доречевом периоде.

Социальные – педагогическая запущенность, отсутствие живого общения, замена информационными носителями.

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Нарушается восприятие и понимание речи при сохранном слухе, что часто принимают за интеллектуальную недостаточность.

При этом нарушении происходит недостаточный анализ и синтез звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого- не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. При сенсорной же алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. Это явление называют замыкательной акупатией.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается от сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия; у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки обследования, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Часто имеет место гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды.

Диагностика сенсо-моторной алалии.

Основными методами обследования являются: наблюдение, беседа с родителями, детальное исследование.

1 - Наблюдение позволяет получить информацию о поведении ребенка и его способах взаимодействия с окружающими и начать дифференциальную диагностику.

Знакомство с анамнезом позволяет оценить раннее физическое, нервно-психическое, доречевое развитие, т.е предположить возможные причины нарушения. Беседа с родителями дает возможность оценить характерологические особенности ребенка, подобрать наиболее эффективные пути воздействия.

Целью детального исследования является выяснение способности ребёнка взаимодействовать с другими, понимание обращённой речи, способности выполнять задания по требованию

Необходимо оценить следует ли ребёнок инструкциям (“иди”, “принеси”).

- Как реагирует на просьбу (даёт, уходит, агрессия, стереотипии).

- Подражает ли спонтанно в игре, при выполнении инструкций.

- Выполняет ли спонтанно в контексте действий.

- Может ли найти (подобрать) предмет.

- Если говорит – подражает ли вербально.

1. - Обследование понимания речи

Понимание речи обследуется в спонтанной ситуации и в учебной ситуации в условиях ограниченного выбора. Выясняем, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые слова.

Обследование понимания инструкций включает в себя занятия на понимание:

- название предметов;

- название действий;

- название качеств предметов;

- понятий, выражающих пространственные, логико-грамматические отношения.

Уточняем объем понимания и точность восприятия конструкций.

Проверяем, выполняет ли ребёнок словесные инструкции в учебной ситуации в контексте происходящего и вне контекста.

Если у ребёнка есть экспрессивная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.

Важны следующие моменты:

- предполагаемые объекты должны быть в наличии (но не на глазах);

- пробы на понимание таких проб должны быть произнесены не менее 3-5 раз, но не подряд (для получения достоверного результата).

Степень понимания речи при сенсорной алалии варьируется от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений

Следует отметить, что

  • 1 - большую роль в понимании играет ситуация (дети часто понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов; изменение порядка слов в отработанных фразах могут вызвать отчуждение смысла слова.)
  • 2. – отмечаются трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
  • 3. - Понимание ухудшается при изменении темпа речи говорящего

Понимание улучшается при:

1. многократном медленном повторении

2. после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями);

3. нахождении говорящего в поле зрения алалика;

4. общении с близкими людьми (тембровая избирательность восприятия).

2. – Обследование экспрессивной речи.

Во время спонтанного повторения фиксируются различные вокализации, звуки внегортанного происхождения, эхолалии, т.к. полученная информация будет использоваться на первых этапах по развитию речи. Необходимо занести в протокол, как ребёнок выражает свои требования или отказ от чего-либо. Проводится наблюдения, какие собственные спонтанные высказывания произносит ребёнок. Как правило, эти высказывания не имеют коммуникативной направленности, но мы будем иметь представление о связи высказывания ребёнка с его действиями. Проводится обследование вербального подражания в сформированности таких навыков, как называние предметов, действий.

Дальнейшее обследование по стандартной логопедической схеме.

Из особенностей экспрессивной речи

Мы можем отметить , что у ребенка из-за непонимания речи окружающих отмечается невозможность или грубое искажение собственной речи;

- высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме;

- ошибки часто бывают не фиксированного характера ( каждый раз новые)

- он мало пользуется жестами и мимикой;

- возможны проявления эхолалии; логореи;

- Во время игры ребенок часто сопровождает игру модулированным лепетом;

- в поведении возможна расторможенность;

.В целом, речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ

При подозрении на сенсорную алалию необходимо провести дифференциальную диагностику со сходными по симптоматике состояниями. В данной таблице мы рассмотрим наиболее четкие диагностические критерии.

  Системное недоразвитие речи Умственная отсталость Аутизм
1. Познавательные способности В пределах возрастной нормы Резко снижен Асинхрония когнитивного развития
2.  Эмоциональные реакции Носят дифференцированный характер (адекватно ситуации) Уплощенные, однообразные Отсутствует эмоциональный контакт
3. Реакция на непонимание собеседника Негативная, нервничают, кричат безразлично Игнорируют собеседника
4. Использование мимики и жестов используют Не используют никогда (не хватает интеллекта, что бы изобрести) Не используют( не имеют потребности общаться)
5. Познавательный интерес Проявляют выраженный познавательный интерес Сюжет не поддерживают Не проявляют (только на узкоинтересующую его тему)
6. Отношение к сюжетной игре Играют в сюжетные игры (участвуют) Не понимают Склонность к стереотипиям
7. Отношение к юмору Понимают и сами шутят Не понимают игнорируют
8.Отношение к чтению Успешно овладевают послоговым чтением Не способны овладеть Овладевают формально

После проведенного обследования необходимо составить программы коррекционной работы, организовать правильное рабочее место, подобрать материалы для работы.

Работу надо начинать с использованием конкретных предметов в качестве дидактических материалов. Материалы должны быть приближены к жизни, окружающему миру, не должны быть абстрактными.

Основной принцип коррекционной работы:

это последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка, на фоне специфического лечения, стимулирующего созревание клеток коры головного мозга.

Коррекционную работу следует проводить в следующих направлениях:

1. Строгая организация звукового и речевого режима; создание обучающей среды.

2. Формирование: коммуникативных навыков; учебного поведения; начального интереса к звукам.

3. Развитие слухового восприятия окружающих звуков и обращенной речи

4. Развитие понимания обращенной речи; формирование лексико-грамматической системы языка.

5. Развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза;

6. Раннее обучение грамоте.

Рассмотрим более подробно эти направления

1. Организация звукового и речевого режима

Следует помнить, что беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи !

Необходимо соблюдать щадящий режим дня;

- ограничить излишнее общения ;

- исключить аудио- и видеоинформацию, звучащие игрушки;

- создавать ситуациии зрительного и слухового голода – для повышения восприимчивости к звукам;

- в работе следует избегать хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация.

2. Формирование коммуникативных навыков (способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения). Работа включает развитие довербальных навыков – контакт “глаза в глаза”, совместный взгляд (внимание) ребенка и взрослого на предмет, умение соблюдать очередность при общении, устанавливать связь между звуком и действием. Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной деятельности используются партнерские и параллельные игры (угощение гостей, посещение магазина, параллельное собирание конструкций и т.д). Эффективным оказывается введение “привычной ситуации”, интересной для ребенка, когда ребенок может предугадывать каждое последующее действие и реплики участников. В процессе таких игровых занятий у ребенка развиваются совместный с взрослым взгляд на предмет и умение соблюдать очередность при общении. Необходимо формировать умения использовать указательный и другие смысловые жесты, мимику, интонацию.

3. Формирование интереса к звукам и развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков

Привлечение внимания к звучащему предмету;

Выработка условно-двигательной реакции на звук;

Формирование навыка определения местонахождения и направленности звука.

Здесь необходимо ознакомить ребенка с характером звучащих предметов;

Учить различать звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

  • запоминать последовательности звучаний (шумов предметов, звуков);
  • ввести в шумовой ряд сильный речевой звук (а,р,у), обучать формированию связи с символом звука;
  • узнавать и различать речевые звуки;
  • развивать подражания неречевым и речевым звукам;
  • различать и запоминать цепочки звукоподражаний;
  • выделять слова из речевого потока.

Работа над развитием понимания речи

На этом этапе необходимо обратить внимание на восприятие и различение простых слов, накопление пассивного словаря.

- Установление связи между словом и предметом в ходе предметно- практических действий.

- Понимание и выполнение ребенком словесных инструкций, стандартизированных словосочетаний и фраз.

- Понимание логических, грамматических и тематических групп слов.

- Понимание усложняющихся фраз, детализированных заданий, инструкций.

- Формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач).

- Анализ и синтез состава собственной речи и речи окружающих.

- Употребление ребенком слов и предложений в ходе создания соответствующих ситуаций общения.

Дальнейшую стимуляцию слухового восприятия и осознания звуковой стороны речи.

Различение на слух речи с использование игр и упражнений, с опорой на символы звука.

Раннее обучение грамоте.

Дальнейшее наращивание и уточнение словаря, развитие понимания синонимических и антонимических отношений, многозначности слов.

Развитие понимания логико-грамматических и предложно-падежных конструкций с опорой на чтение в контексте ситуации и вне его.

Условия эффективности коррекционной работы.

- Своевременная диагностика;

- Раннее вмешательство и систематическое специфическое лечение ребенка;

- Целенаправленное организованное коррекционное воздействие;

- Активное участие родителей в коррекционном процессе, правильная организация развивающей среды.

Список литературы.

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель . - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384, (16)с.- (Высшая школа)

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010. – 239 с.

3. Голик А., Мамцева В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С.Ю.Циркина. – СПб.: Изд-во “Питер”, 1999. – С. 155.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. - М.:В.Секачев, 2007. – 128 с.

5. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь. -380с.

6. Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов). Хрестоматия по логопедии (извлечения н тексты): учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверетова. М.: Владос, 1997. С. 23-32.

7. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.

8. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. №2. С.12-16.

9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. – 310 с.

10. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед.. уч. заведений: в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. -656 с.

11. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции : (Дети с нарушением интеллекта и моторной аллалией): Учебное пособие для студентов .- М. : Классикc Стиль, 2003.- 160 с.